Языковой портфель ученика как одна из наиболее успешных развивающих образовательных технологий
Татьяна Михайловна Кондрашова,
учитель английского языка,
г.Екатеринбург, Гимназия «Арт-Этюд»
«Языковой портфель ученика» как одна из наиболее успешных развивающих образовательных технологий
Преподавание иностранного языка в современных условиях требует от учителя не только знания, но и активного применения различных технологий. Дидактическая система, основанная на личностно- ориентированном подходе к обучению, включает в себя широкий спектр современных педагогических технологий, среди которых «языковой портфель ученика» играет не последнюю роль. В настоящее время данная технология является наиболее эффективной развивающей образовательной технологией, которая придает осознанность, управляемость и целенаправленность процессу обучения. Это новая форма контроля и самоконтроля учащихся, способ рефлексии текущей учебной работы, подготовки и обоснования будущей. Языковой портфель является способом реально повысить качество обучения.
На уроках в «Гимназии «Арт-Этюд» активно используется данная образовательная технология на всех этапах обучения. В начальной школе дети воспринимают работу с языковым портфелем как игру, постепенно приучаясь к анализу своих действий, что в дальнейшем способствует развитию навыков рефлексии и определения целей в изучении иностранного языка и путей их достижения. «Языковой портфель» или портфолио –это пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной опыт, результат учебной деятельности обучаемого по овладению иностранным языком. Это дает возможность обучаемому и преподавателю самостоятельно или совместно анализировать и оценивать объем учебной работы и достижения в области изучения языка, динамику овладения изучаемым предметом и опыт учебной деятельности. Обучающийся может как бы «заглянуть в себя» и получить отражение своих способностей, умений, прогресса в изучении английского языка. Особое педагогическое значение состоит в том, что языковое портфолио направлено на актуализацию самостоятельной учебной деятельности по овладению иностранным языком. Создаются оптимальные условия для формирования учебной компетенции обучаемого в области изучения языка и развития его продуктивной учебной деятельности. Соответственно формируются необходимые учебные стратегии и умения для самостоятельной работы. Эта технология создает ситуацию развития и обеспечивает реальную вовлеченность и ответственность за ход учебного процесса: «Я могу это сделать»; «Мне это удается»; «Это моя цель». В процессе работы обучаемый «открывает себя», точнее понимания реальные цели речевого общения. Портфолио не просто альтернативный способ оценивания или собирания работ учащихся. Основной его смысл показать все, на что ты способен. При использовании данной технологии происходит акцент с того, что обучаемый не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу и т.п. Основная цель ведения портфолио – это развитие у учащихся навыков рефлексии по поводу проделанной работы и формирование способности учащегося к самостоятельной оценке своего уровня владения языком. Языковой портфель осуществляет поддержку и повышение мотивации на всех этапах обучения и усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности. Он направлен на формирование интереса ребенка к познавательной деятельности.
Работая над портфолио, обучающийся должен осознавать над развитием каких умений он работает, как их достигнуть, насколько успешно он это делает и что ему необходимо будет сделать дальше.
Обычно на первых уроках нового учебного года я обсуждаю все пункты,которые необходимо включить в портфолио,нацеливаю учащихся на достижение высоких результатов. Перед проведением теста учащиеся самостоятельно оценивают свои знания, заполняя лист самооценки. После проведения теста и получения оценки обучающиеся сопоставляют самооценку и выставленную учителем оценку. Это позволяет созать более объективную картину. В случае их расхождения находят причину завышенной или заниженной самооценки. Далее необходимо спланировать работу над развитием или совершенствованием языковых умений для достижения более высоких результатов.
На разных этапах обучения я предлагаю разное наполнение портфолио.
Например, для учащихся начальной школы я предлагаю следующие разделы:
- титульный лист;
- краткая биография ( моя семья,где я учусь, языки общения в моей семье, на которых говорят мои ближайшие родственники, пребывание за границей и т.п.);
- рисунки,творческие работы, контрольные работы, мини сочинения, участие в конкурсах и внеклассных мероприятиях на английском языке (инсценированные праздники, конкурс чтецов английской поэзии и т.п.) На начальных этапах возможно вовлечение родителей в составление «языкового портфеля».
Для учащихся 5 -8 классов мной была разработана следующая структура портфолио:
Портфель документов, куда входят все образовательные достижения обучающихся, грамоты, дипломы, сертификаты и т.п.
Портфель работ, состоящий как из рабочих материалов: тестов, контрольных и проверочных работ, сочинений, так и внеурочной деятельности по предмету: творческие и проектные работы, презентации и т.п., что формирует языковую, речевую, социокультурную компетенции и учебно-исследовательскую деятельность.
Портфель самооценки и отзывов содержит листы самооценки, рецензии на различные виды работ, отзывы.
Я разработала и предложила учащимся заполнять листы самооценки
в начале и конце учебного года, а также в конце изучения определенных тем.
Листы самооценки содержат прмерно следующие вопросы:
- я могу понимать фразы, слова и выражения относящиеся к темам, которые имеют наибольший приоритет для меня;
- я могу описать себя, мою семью, и других людей;
- я могу использовать простые грамматические структуры правильно;
- я могу описать мои хобби и интересы в простых выражениях;
- у меня достаточный словарный запас чтобы вести простой диалог в ситуациях повседневного общения;
- я могу понять основной смысл новостийных программ по телевидению при визуальной поддержке;
- я могу понять общий смысл статьи в газете или журнале;
- я могу извиниться и принять извинения;
- я могу пргласить и ответить на приглашение;
- я могу обсудить с людьми что сделать,куда пойти, где встретиться и т.п.
Варианты ответа:
- я не могу это сделать;
- я могу это сделать с помощью учителя, словаря и т.д.;
- я могу это сделать с небольшой помощью;
- я могу это сделать хорошо;
- я могу это сделать отлично.
Для учащихся 9 классов, которые заявили о своем намерении сдавать ГИА по английскому языку дополнительно был предложен Портфель подготовки к ГИА, где содержатся:
- демонстрационный вариант ГИА для 9 класса, образец бланка и правила заполнения,изменения текущего года; Они содержат
- виды заданий и их структура, схема написания личного письма, полезные советы, выполненные тесты;
- динамика результатов, самооценка своих результатов.
После выполнения каждого тренировочного теста в формате ГИА я предлагаю заполнить обучающимся лист самооценки,который включает следующие пункты:
Что я уже знаю и умею делать хорошо и отлично.
Что я еще не знаю и не умею делать хорошо и отлично.
Что мне нужно сделать,чтобы у меня все получалось хорошо и отлично.
Также для определения своих целей я предлагаю заполнить следующую таблицу
Фамилия, имя |
Желаемый/ необходимый результат |
Реальный результат сегодня |
Обучающиеся с желанием проводили работу по формированию и накоплению своих «языковых порфелей», заполняли листы самооценки в конце каждой пройденной темы, а также в начале и конце каждого учебного года,что позволило им осуществлять самоконтроль, самостоятельно оценивать результат своих действий, находить и исправлять собственные ошибки и мотивировать себя на успех.
Результатом применения данной технологии явилось:
- обеспечение индивидуальной образовательной траектории;
- создание личностного образовательного продукта;
- проявление креативности;
- развитие автономии учащихся;
- обеспечение контроля и самооценивания;
- готовность к постоянному личностному росту.
Таким образом, данная технология реализует инновационный подход к учебному процессу и является важным фактором развития у обучающихся способностей самостоятельной работы. Кроме того, технология «языковой портфель» обеспечивает способность и готовность обучаемого к самостоятельному автономному изучению языка в последствии, и создает условия для непрерывного самостоятельного языкового образования и использования иностранного языка в других областях знаний.
В нашей гимназии педагоги оценили важность «языкового портфеля» и активно пользуются данной технологией.
Список литературы
О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо // Иностранные языки в школе 2004 - №5
Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы /И.Л.Бим/ Иностранные языки в школе 2002 №2
Гальскова Н.Д. Российский языковой портфель для начальной школы: руководство для учителей и родителей /Н.Д.Гальскова, З.Н.Никитенко – М.: МГЛУ. 2003 – 402с.
Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков /Н.Д. Гальскова Иностранные языки в школе – 2000 - №5 с 6-11
Полат Е.С. Портфель ученика // Иностранные языки в школе 2002- №1с 22-27
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кондрашова Татьяна Михайловна
→ Kondrashova 02.02.2013 0 3704 642 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.