Ролевые технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов-медиков


Ролевые технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов-медиков

Ефремова Наталья Николаевна

Преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кропоткинский медицинский колледж»

Россия, Краснодарский край, г. Кропоткин

В России, как и за рубежом, в настоящее время большое внимание уделяется подготовке специалистов в системе среднего профессионального образования. Основная цель обучения иностранным языкам в медицинском колледже – формирование общих и профессиональных компетенций будущего специалиста-медика, позволяющее использовать иностранный язык как средство профессионального и межличностного общения.

В современном мире знание иностранного языка является реальной необходимостью: владение иностранным языком необходимо каждому современному специалисту, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда.

Согласно требованиям ФГОС приоритетным направлением является интеграция профессиональных и общеобразовательных дисциплин в содержании среднего профессионального образования.

Для успешной реализации требований Федерального образовательного стандарта третьего поколения необходим профессионально-ориентированный подход к изучению иностранного языка. Совершенствуя формы, методы и средства обучения, используя современные образовательные технологии, можно добиться высокой эффективности не только в повышении качества знаний обучающихся, но и в активизации их познавательной деятельности, укреплении мотивации к изучению иностранного языка, формировании общих и профессиональных компетенций.

Особенность иностранного языка как дисциплины заключается в том, что учебная деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность, то есть деятельность общения, в процессе которой формируются, помимо знаний, иноязычные речевые умения.

Изучение иностранного языка может показаться совершенно скучным и неинтересным занятием, если этот процесс протекает монотонно, включает один вид деятельности и никак не мотивирует обучаемого. Задача преподавателя вызвать устойчивый интерес к иностранному языку, чтобы студент хотел заниматься им, стремился понимать язык и был готов общаться на нем.

Одним из источников повышения мотивации обучения, на мой взгляд, являются ролевые технологии.

Цель применения ролевых технологий в обучении – развитие устойчивого познавательного интереса у студентов через разнообразные игровые формы обучения. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена  в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к дисциплине «Иностранный язык».

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. С точки зрения студентов, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиций преподавателя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений обучающихся. Ситуации, моделируемые в ролевой игре, позволяют приблизить речевую деятельность на занятиях к реальному общению, что соответствует основному принципу коммуникативного метода.

Повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности - один из актуальных вопросов дидактики. Широкие возможности для повышения мотивации и активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая играметодический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Игра – ориентирована на групповую активность, что вполне отвечает запросам современной методики. Игра также легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому студенту попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальные способности. Игра формирует способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия, действия других, побуждает анализировать свои знания. Значимым преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. Основная цель любой ролевой игры - тренировка неподготовленной речи.

В ролевой игре очень много положительных сторон, но этот метод требует особой организации, где необходимо учитывать некоторые методические аспекты. Во-первых, ее нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы. Очень важно, чтобы обучающиеся были убеждены в необходимости хорошо выполнять свою "роль". Для успешного проведения также важно, чтобы игра была принята всей группой, а для этого нужно создать доброжелательную, творческую атмосферу. Чем свободнее чувствует себя обучающийся в ролевой игре, тем инициативнее он будет общаться.

Существенным преимуществом ролевой игры перед другими формами обучения является 100% занятость обучающихся, а также концентрация внимания участников в течение всей игры.

Виды применяемых ролевых технологий:

  • Контролируемая ролевая технология (controlled roleplay)

Обучающиеся получают необходимые реплики.

  • Умеренно контролируемая ролевая игра (semicontrolled role-play)

Обучающиеся получают общее описание сюжета и описание ролей.

  • Свободная ролевая игра ( free roleplay)

Обучающиеся получают ситуацию общения.

  • Эпизодическая ролевая игра (small – scale role – play)

Разыгрывается отдельный эпизод.

  • Длительная ролевая игра (large - scale role – play)

В течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов.

Правила проведения ролевых игр:

  • Обучающемуся предлагается поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть вне аудитории, в реальной жизни.

  • Обучающемуся необходимо адаптироваться к определённой роли в подобной ситуации. В одних случаях он может играть самого себя, в других – ему придётся взять на себя воображаемую роль.

  • Участникам ролевой игры необходимо вести себя так, как если бы всё происходило в реальной жизни; их поведение также должно соответствовать исполняемой роли.

  • Участники игры должны концентрировать своё внимание на коммуникативном использовании единиц языка, а не на обычной практике закрепления их в речи.

Ролевые игры представляют собой мощное образовательное средство. Так например, ролевые и деловые игры проблем­ной направленности дают возможность через ролевой сюжет проиграть возможные способы решения проблем. Это позволяет глубже вникнуть в проблему, пропустить ее как бы через себя, т. е. через персонаж, роль кото­рого студент на себя принимает. Одно дело изучить, например, по учебнику особенности течения той или иной болезни, и со­всем другое дело в процессе деловой игры «лечить» больных

Наши студенты готовятся стать медиками, поэтому сценарии ролевых игр ведутся с учетом их профессиональной направленности. Студентам предлагается разыграть ситуации, где они выступают в роли врачей, пациентов, медсестер, фармацевтов, работников регистратуры и т.д. Ролевые игры проводятся в рамках изучаемой тематики: «На приеме у врача», «В аптеке», «В поликлинике», «В регистратуре», «Вызов врача на дом», «Обсуждение диагноза двумя врачами» и т.д.

Роль преподавателя в процессе игры постоянно меняется. На начальном этапе преподаватель может взять себе роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством. Очень важен дифференцированный подход. Не все студенты обладают одинаковым уровнем знаний и способностью к самостоятельной работе и для того, чтобы они не оказались «вне игры» для них необходимо подготовить индивидуальные ролевые карты с лексико-грамматическим материалом. Когда же ролевая игра станет привычным упражнением для студентов, роль преподавателя изменится. Он становится больше наблюдателем, чем ведущим. Это неизбежно связано с тем, что акцент смещается с активной деятельности преподавателя на активную и самостоятельную деятельность студентов. В связи с этим неизбежно встает вопрос об исправлении возможных ошибок и корректировки ответов студентов. Я пришла к выводу, что лучше не прерывать ход игры на исправление ошибок, а записывать их, чтобы затем разобрать типичные.

Ролевая игра является очень перспективной формой обучения, так как она:

- способствует созданию благоприятного психологического климата на занятии;

- усиливает мотивацию и активизирует деятельность обучающихся;

- даёт возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в профильно-ориентированных ситуациях.

Использование ролевых технологий на занятиях повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес обучающихся к иностранному языку на всех этапах обучения, положительно сказывается на процессе овладения иностранным языком. Необходимо также добавить, что игра, как сама по себе, так и в качестве формы контроля знаний учащихся, повторения и обобщения изученного материала необходима для снятия умственной перегрузки во время учебного процесса

Работа в режиме студент-студент позволяет проконтролировать усвоение лексического и грамматического материала, а учитывая игровой характер ролевых технологий, их можно использовать в качестве релаксации, чтобы затем перейти к другим видам учебной деятельности. Педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у студентов интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых, профессионально-ориентированных лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества. Игровая деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний, способствует формированию общих и профессиональных компетенций студентов-медиков.




Литература:

1. Матвеева Н.В. Ролевые игры на уроках английского языка. Учебное пособие.  М.  2005

2. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М.: Академия, 2006

3. Жукова, И. В. Дидактические игры на уроках английского языка / И. В. Жукова // Первое сентября. Английский язык, 2006. - № 7

4. Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. М., Вако, 2007

5. Поляков О.Г. Профильно-ориентированное обучение английскому языку и лингвистические факторы, влияющие на проектирование курса // Иностранные языки в школе. 2004

6. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 2007

7. Livingstone C. Role Play in Language Learning.- Oxford, 1992

8. Ladousse J.P. Role Play.- Oxford, 1992

9. Games and Activities for the English as a Second Language Classroom. —

http: // www.aitech.ac.jp /-iteslj/




Полный текст материала Ролевые технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов-медиков смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ефремова Наталья Николаевна  efre-n
03.05.2013 0 3629 364

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК