Методическая разработка "Проектная методика в обучении иностранным языкам"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа»
с. Стародубское
Долинского района Сахалинской области
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
ПО ТЕМЕ
«ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА В ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»
Выполнила:
Ситникова Антонина Анатольевна,
учитель английского языка
МОУ СОШ с. Стародубское
с. Стародубское, 2009
Главное предназначение образования в школе XXI века: не вооружить суммой умений, знаний и навыков в той или иной предметной области, а сформировать через эту предметную область умения учебной, исследовательской деятельности, коммуникативные умения, способности к самопознанию, самообучению, самовоспитанию, самореализации.
Это и есть основная проблема отечественной школы: переход от ЗУНовской парадигмы образования к парадигме социализации личности в стенах школы.
Работа по формированию ценностных ориентиров и способов исследовательской деятельности через познавательную и социальную деятельность ложится на плечи педагога. Он является одним из основных участников реализации новых подходов к содержанию и процессу обучения.
Одним из нестандартных, нетрадиционных способов организации обучающегося процесса является проектная деятельность. Проектная деятельность процесс обобщенного и опосредованного познания действительности. Слово «проект» в переводе с латинского означает «брошенный вперёд». Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогам условиях. Метод проектов это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.
Метод проектов — не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как "от души выполняемый замысел". В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б). метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее применение в практике преподавания.
Причин тому несколько:
Отсутствия широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему
Непонимание значимости для развития человека умения пользоваться следовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Неумение учащихся приобретать знания самостоятельно, пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Необходимость приобретения коммуникативных навыков и умений, т. е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли(лидера, исполнителя, посредника и пр.)
Между тем сама проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и давно назревшей. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности.
Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
В основе метода проекта лежат:
Развитие познавательных умений и навыков учащихся;
Умение ориентироваться в информационном пространстве;
Умение самостоятельно конструировать свои знания;
Умение интегрировать знания из различных областей наук;
Умение критически мыслить.
Проектная технология предполагает:
наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
самостоятельную (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования; сбор информации; оформление конечных результатов; презентация полученного продукта; обсуждение и выводы.
Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:
Исследовательские по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.
Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата( газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты).
Информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов, схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.
Социально-значимые – с самого начала обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределение ролей участников, плана действий, внешней экспертизы. Особое место среди социально-значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные (информационные) проекты. Они стали возможны с появлением телекоммуникационных сетей, позволяющих учителям и учащимся из разных стран общаться друг с другом.
По затратам времени различают краткосрочные ( 2 -6 ч.), среднесрочные ( 12 -15 ч.), долгосрочные ( четверть, полугодие, год).
Выделяют параметры внешней оценки проекта:
значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений;
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов выполненного проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Зачем нужен метод проектов в преподавании английского языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать учащимся доступными языковыми средствами?
Необходимо говорить о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения английскому языку. Целью обучения во всех типах школ является не система английского языка, а иноязычная речевая деятельность.
Английский язык - элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования английского языка в этой культуре, то есть речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции.
Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли.
Отсюда следуют методические выводы:
1. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы английского языка.
2.Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.
3. Чтобы учащиеся воспринимали английский язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой. Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования английского языка в новой для них культуре.
Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках английского языка всегда должен присутствовать предмет обсуждения.
Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:
использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
наглядное представление результата.
Английские специалисты в области методики преподавания языков Т.Блур и М.Дж. Сент-Джон различают три основных вида проектов:
Групповой проект, в котором "исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы".
Мини-исследование, состоящее в проведении "индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью".
Проект на основе работы с литературой, подразумевающий "выборочное чтение по интересующей теме" и подходящий для индивидуальной работы.
В методической литературе выделяются следующие этапы работы над проектами:
Определение темы проекта.
Определение проблемы и цели проекта.
Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.
Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.
Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
Работа в группах.
Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.
Анализ собранной информации, координация действий разных групп.
Подготовка презентации проекта - выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, школьного праздника и т.д.
Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).
Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т.д.
Роль учителя на разных этапах выполнения проекта меняется.
На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта учитель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так мне как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.
Рассматривая возможности интеграции проектов в процесс обучения языку, можно выделить три основных подхода.
Проект может:
использоваться как одна из форм внеаудиторной работы,
служить альтернативным способом организации учебного курса,
интегрироваться в традиционную систему обучения языку.
Примерами проектов по иностранному языку, использующимися как форма внеаудиторной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями в жизни класса, группы, учебного заведения, города, подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, отчетных мероприятий на иностранном языке и т.п. Телекоммуникационные проекты, получающие все большее распространение в практике обучения иностранным языкам, как правило, выполняются во внеаудиторное время.
Проект как альтернативный способ организации учебного курса исключает традиционные принципы планирования и организации обучения языку. Достижению цели проекта подчиняются все действия, производимые учащимися и преподавателем: изучение необходимых лексических и грамматических единиц, поиск источников информации, отбор нужных сведений, оформление и представление результатов. Результаты проделанной работы могут быть наглядно представлены в виде стенда, брошюры, радиопрограммы, видеофильма, театрального представления – в зависимости от поставленной цели.
Моя профессиональная подготовка и отсутствие опыта не позволяет использовать проектную методику во внеаудиторной работе и при организации учебного курса. Данный метод я интегрирую в традиционном методе обучения языку. Учебная деятельность не строится исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное при обработке навыков и умений его практического применения, этот метод, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных. Процесс обучения английскому языку в начальной школе мною построен так, что изучение темы заканчивается выполнением проекта.
В начальном звене учащимися выполняются творческие, практико-ориентированные, исследовательские проекты. При работе над проектами используются индивидуальная, коллективная, работа в малых группах.
Так, учащимися 2-го класса выполнены творческие проекты по темам “Английский букварь”, “Я и моя семья”, “Животные”, практико-ориентированный проект по теме “С днем рождения!”.
Третьеклассники подготовили творческий проект “Домашние животные” и практико-ориентированный проект по теме “День Святого Валентина”.
Учащиеся 4-го класса работали над творческими проектами “Почта» и «Мои друзья». Пятиклассники выполнили творческий проект по теме «Мой дом», шестой класс - практико-ориентированный проект по теме « Рождество и Новый год в Америке»
Приведу один из примеров подготовленных проектов.
Учащимся 6 класса было предложено рассказать младшим школьникам о праздновании Рождества и Нового года в Америке на английском языке. Ребята предлагали разные формы проведения мероприятия, все пришли к одному мнению, что оно должно быть необычным, запоминающимся. Я предложила шестиклассникам выполнить работу в виде проекта, и они с большим энтузиазмом восприняли предложение.
После обсуждения, пришли к окончательному варианту темы проекта - «Christmas» - «Рождество». Ребята с увлечением начали работать.
На начальном, организационном, этапе мы сформулировали тему, цель проекта; определили время проведения проекта (4 недели); продумали, какие материалы и источники могут быть использованы учащимися; выбрали форму защиты проекта; составили и обсудили план работы по проекту.
Далее наступил самый трудоемкий и продолжительный по времени этап самостоятельной работы над проектом – сбор информации.
Учащиеся поделились на группы, каждая из которых получила свое задание:
1-я группа - поиск подходящих по тематике картинок в Интернете.
2-я группа - поиск информации по истории происхождения Рождества.
3-я группа - поиск информации по символики Рождества в Англии
4-я группа - поиск информации по обычаям и традициям празднования Рождества в Англии.
5-я группа - создание презентации.
6-я группа - разработка сценария праздника.
7-я группа - поиск стихотворений и песен на английском языке и их разучивание.
8-я группа - оформление зала: украшение плакатами, гирляндами, мишурой. Подборка музыкального сопровождения.
На этом этапе выполнения проекта учитель выступает в роли помощника (при создании презентации, разработке сценария, подборке музыкального сопровождения). Обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. Учитель дает советы, задает наводящие вопросы, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать.
Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включились в работу над проектом, так как это был их первый опыт. Но по мере выполнения проекта страх исчезал, и дети приходили к осознанию того, как много они могут рассказать своим друзьям на английском языке.
В работе над проектом «Christmas» («Рождество») дети осваивают лексико-грамматический материал. Пишут мини-сочинения о символах Рождества, расширяют и совершенствуют лексический запас, улучшают грамматические навыки.
На третьем этапе, этапе презентации, учащиеся работали над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирали тексты своих сочинений на компьютерах, совершенствовали навыки работы на компьютере, осваивали использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. Учащиеся использовали знания и навыки, полученные на уроках информатики.
Параллельно с работой над техническим выполнением проекта, другой группой выполнялась разработка сценария праздника и оформления зала. Тут учащиеся в полной мере проявили свою фантазию. Были нарисованы праздничные плакаты, грамотно подобрано музыкальное сопровождение, разучены песни и стихотворения на английском языке, посвященные празднованию Рождества, придумана викторина «Найди десять отличий Деда Мороза от Санта Клауса», подготовлены творческое задание для детей и кроссворд, дающий возможность обобщить и закрепить знания, полученные в ходе праздника.
Проект завершился обобщением и подведением итогов.
Вывод:
Практика использования метода проектов показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащегося развивается креативная компетентность как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. Ребенок выбирает индивидуальную траекторию движения к успеху в наиболее привлекательной для него деятельности.
Выполнение разнообразных учебных проектов позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие перед учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать многое из того, что их интересует о жизни страны изучаемого языка. А междисциплинарные связи, прослеживающиеся в каждой изучаемой теме, способствуют развитию более широкого взгляда на проблемы природы, истории, современного общества и жизни, максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого. Все это, в конечном счете, призвано интегрировать совокупность самых современных подходов к обучению.
В перспективе, с ростом профессионального мастерства, я планирую использовать проектный метод во внеаудиторной работе и в рамках учебного курса. Это позволит разнообразить учебную деятельность, сформировать творческую личность, умеющую адаптироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ситникова Антонина Анатольевна
→ sito85 16.01.2011 9 4958 960 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.