Формирование ключевых учебных компетенций через образовательную область «Искусство»
Калинина Татьяна Викторовна,
учитель предмета «Искусство»
МОУ СОШ №4
г. Борисоглебск,
Воронежская область
Формирование ключевых учебных компетенций
через образовательную область «Искусство»
Образовательная компетентность в области искусства в образовательной школе представлена такими предметами как музыка, изобразительное искусство, МХК, объединениями дополнительного образования эстетического развития и направлена на приобретение учащимися компетентностей в культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической сферах.
Культурно-познавательная компетентность
- способность интегрировать полученные
знания об искусстве и эстетический опыт
общения с выдающимися художественными
явлениями; усвоение общезначимых
ценностей и норм культуры; владение
навыками самообразования в области
искусства, формирование целостного
представления о роли искусства в
культурно-историческом процессе развития
человечества, осознание общности разных
видов искусств, ценностей и идеалов,
воплощенных в художественных произведениях;
понимание широкого круга явлений
отечественного искусства с позиций
диалога культур.
Коммуникативная
компетентность -
понимание языков различных видов
искусств (архитектура, скульптура,
живопись, графика, музыка, танец, зрелищные
и экранные искусства) и общих для них
содержательных смыслов и символов;
умение вести диалог в качестве активного
зрителя, слушателя, исполнителя, художника
(фрагмент урока музыки в 4 классе),
активизация имеющегося опыта общения
учащихся с искусством и освоение навыков
художественного самообразования,
расширение художественно-познавательных
интересов и дальнейшее развитие
интеллектуальных и творческих способностей
учащихся; воспитание художественного
вкуса и потребности в общении с искусством;
Социально-эстетическая
компетентность -
умение выявить нравственные и эстетические
ценности искусства и сформировать
личную позицию; воспринимать свою
национальную культуру сквозь призму
мировой культуры и тем самым оценивать
ее уникальность и неповторимость,
применение комплекса знаний, умений и
навыков при выполнении учебно-творческих
задач в разных видах искусства; развитие
опыта и творческой (музыкальной,
художественной, культурно-просветительской)
деятельности.
Дополнительное
образование в школе способствует
формированию культурно
– эстетической и культурно - досуговой
компетентностей
учащихся, создавая широкий общекультурный
и эмоционально окрашенный фон для
позитивного восприятия ценностей
основного образования и более успешного
усвоения его содержания, включая ребенка
в личностно значимые творческие виды
деятельности, в процессе которых
происходит «незаметное» формирование
нравственных, духовных, культурных
ориентиров подрастающего поколения.
Через компетентности дополнительного
образования происходит развитие и
реализация индивидуальных задатков и
способностей ребенка, участие его в
культурно-созидательной деятельности,
стремление к познанию и творчеству.
Предмет «Музыка»
I класс
Культурно – познавательная компетентность:
• развитие
устойчивого интереса к музыкальным
занятиям;
• пробуждение эмоционального
отклика на музыку разных жанров;
• развитие умений учащихся
воспринимать музыкальные произведения
с ярко выраженным жизненным содержанием,
определение их характера и настроения;
Творческо – исполнительская, коммуникативная компетентности:
• формирование
навыков выражения своего отношения к
музыке в слове (эмоциональный словарь),
пластике, жесте, мимике;
• развитие
певческих умений и навыков (координация
между слухом и голосом, выработка
унисона, кантилены, спокойного дыхания),
выразительное исполнение песен;
• развитие
умений откликаться на музыку с помощью
простейших движений и пластического
интонирования, драматизация пьес
программного характера;
• формирование
навыков элементарного музицирования
на простейших инструментах;
• освоение
элементов музыкальной грамоты как
средства осознания музыкальной речи.
II класс
Культурно – познавательная компетентность:
• развитие
эмоционального и осознанного отношения
к музыке различных направлений: фольклору,
музыке религиозной традиции, классической
и современной;
• понимание
содержания музыки простейших (песня,
танец, марш) и более сложных жанров
(опера, балет, концерт, симфония) в опоре
на ее интонационно-образный смысл;
• накопление знаний о закономерностях
музыкального искусства и музыкальном
языке; об интонационной природе
музыки, приемах ее развития и формах
(на основе повтора, контраста,
вариативности);
Творческо – исполнительская, коммуникативная компетентности:
• развитие
умений и навыков хорового пения
(кантилена, унисон, расширение объема
дыхания, дикция, артикуляция, пение a
capella, пение хором, в ансамбле и
др.);
• расширение умений и навыков
пластического интонирования музыки и
ее исполнения с помощью музыкально-ритмических
движений, а также элементарного
музицирования на детских
инструментах;
• включение в процесс
музицирования творческих импровизаций
(речевых, вокальных, ритмических,
инструментальных, пластических,
художественных);
• накопление
сведений из области музыкальной грамоты,
знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.
III
класс
Культурно – познавательная компетентность:
• обогащение
первоначальных представлений учащихся
о музыке разных народов, стилей,
композиторов; сопоставление особенностей
их языка, творческого почерка русских
и зарубежных композиторов;
• накопление
впечатлений от знакомства с различными
жанрами музыкального искусства (простыми
и сложными);
• выработка умения
эмоционально откликаться на музыку,
связанную с более сложным (по сравнению
с предыдущими годами обучения) миром
музыкальных образов;
• совершенствование
представлений о триединстве музыкальной
деятельности (композитор — исполнитель —
слушатель);
Творческо – исполнительская, коммуникативная компетентности:
• развитие
навыков хорового, ансамблевого и сольного
пения, выразительное исполнение песен,
вокальных импровизаций, накопление
песенного репертуара, формирование
умений его концертного
исполнения;
• совершенствование
умения эмоционально откликаться на
музыку различного характера, передавать
его в выразительных движениях (пластические
этюды); развитие навыков «свободного
дирижирования»;
• освоение
музыкального языка и средств музыкальной
выразительности в разных видах и формах
детского музицирования;
• развитие
ассоциативно-образного мышления учащихся
и творческих способностей;
• развитие
умения оценочного восприятия различных
явлений музыкального искусства.
IV
класс
Культурно – познавательная компетентность:
• расширение
жизненно-музыкальных впечатлений
учащихся от общения с музыкой разных
жанров, стилей, национальных и
композиторских школ;
• выявление
характерных особенностей русской музыки
(народной и профессиональной) в сравнении
с музыкой других народов и
стран;
• вырабатывание навыков
эмоционально-осознанного восприятия
музыки, умения анализировать ее
содержание, форму, музыкальный язык на
интонационно-образной основе;
• развитие
умения давать личностную оценку музыке,
звучащей на уроке и вне школы,
аргументировать индивидуальное отношение
к тем или иным музыкальным
сочинениям;
• формирование
постоянной потребности общения с
музыкой, искусством вне школы, в семье;
Творческо – исполнительская, коммуникативная компетентности:
• формирование
умений и навыков выразительного
исполнения музыкальных произведений
в разных видах музыкально-практической
деятельности;
• развитие навыков
художественного, музыкально-эстетического
самообразования – формирование фонотеки,
библиотеки, видеотеки, самостоятельная
работа в рабочих тетрадях, дневниках
музыкальных впечатлений;
• расширение
представлений о взаимосвязи музыки с
другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство, кино, театр)
и развитие на этой основе ассоциативно-образного
мышления;
• совершенствование
умений и навыков творческой
музыкально-эстетической деятельности.
V – VII классы
Культурно – познавательная компетентность:
восприятие специфики музыки как вида искусства;
понимание значения музыки в художественной культуре и ее роли в синтетических видах творчества;
расширение представлений о возможностях музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
умение определить основные жанры народной и профессиональной музыки;
развитие способности к анализу музыкальных образов и способов их развития;
знание основных форм музыки;
определение характерных черт и образцов творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
развитие умения определять виды оркестров, название наиболее известных инструментов;
знание имен выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
. эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
Творческо – исполнительская, коммуникативная компетентности:
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
формирование навыка исполнительской культуры.
Культурно – досуговая компетентность:
применение певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
самостоятельное размышление о музыке и ее анализ, выражение собственной позиции относительно прослушанной музыки;
музыкальное самообразование: знакомство с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий1..
определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Нравственно – эстетическая компетентность:
. формирование эмоционального отклика на прекрасное;
. развитие понимания истинных ценностей классического и народного музыкального искусства;
. развитие интереса к музыкальной культуре своего народа и музыке народов мира;
. воспитание художественного вкуса;
. осознание своей причастности к культурно – музыкальному наследию;
. формирование уважительного, бережного отношения к произведениям мирового искусства.
Предмет «Искусство»
8 - 9 классы
Нравственно-эстетическая компетенция.
формирование художественного вкуса учащихся;
понимание значения русского искусства для мировой культуры;
осмысление значимости влияния искусства на жизнь общества;
осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию;
формирование собственных взглядов на нравственные, культурные и эстетические ценности искусства.
Культурно – познавательная компетенция.
знание основных направлений русского искусства XVIII – XX веков;
умение анализировать связь времен в русском искусстве;
знание шедевров известных мастеров различных направлений русского искусства: архитектуры, скульптуры, литературы, живописи, театра, музыки;
понимание стилевых особенностей русского искусства в разные временные эпохи;
осознание содержательной взаимосвязи между различными видами русского искусства;
понимание тенденции развития современного искусства,
посещение выставок, концертов, лекций по искусству.
Художественно-творческая (практическая) и коммуникативная компетенции.
понимание искусства как средства общения между людьми, поколениями, народами;
умение выражать свое личное понимание значения искусства в жизни людей;
создание собственных проектов по истории русского искусства, творчеству выдающихся деятелей русской культуры;
умение объяснить свою точку зрения, вести диалог, слушать собеседника.
Литература:
1 Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М. 2002г.
2. Серия. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5-9 классы М. просвещение 2010г. Руководители: А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков.
3. Музыка 1-8 классы под руководством Д.Б. Кабалевского Программы общеобразовательных школ. М. Просвещение 2006г.
4. Т.Е.Вендрова, И.В. Пигарева Воспитание музыкой. М. Просвещение 1991г.
5. А.И. Уемов Системный подход и общая теория систем. М. Мысль 1978.
6. Л.В. Горюнова, Л.П. Маслова Урок музыки -урок искусства. Книга для учителя М. Прометей 1989г.
7. Г.К. Салевко Современные общеобразовательные технологии: Учебное пособие. М. Народное образование 1998г.
8. Музыкальное восприятие школьников: Сб. статей под редакцией М.А. Румер. М. Педагогика 1975г.
9. Ю.Г. Кон. Вопросы анализа современной музыки. Л. Музыка 1982г.
10. А.А. Пиличаускас Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя
М. МИРОС 1992г.
11 В.Н. Шацкая. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношества. М. Педагогика 1975г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Калинина Татьяна Викторовна
→ tatvika 02.03.2011 3 5264 774 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.