Ансамбль ложкарей на уроке музыки для 2-7 классов


Прикубанский внутригородской административный округ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 78 г. Краснодара












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


«АНСАМБЛЬ ЛОЖКАРЕЙ НА УРОКЕ МУЗЫКИ ДЛЯ 2-7 КЛАССОВ»
















Разработала

Двоеглазова Т. П.

учитель музыки
















Краснодар

2011 г.

Я работаю с ансамблем ложкарей в средней общеобразовательной школе №78 Прикубанского внутригородского округа города Краснодара с 1993 года. Необходимость создания такого ансамбля была продиктована спецификой моей работы преподавателем по классу народных инструментом. На определенном этапе своей работы с детьми я почувствовала необходимость разнообразить свои занятия с детьми. Наблюдая за тем, как дети с большим удовольствием занимаются в ансамбле, я решила для себя – а почему бы не попробовать научить их играть на деревянных ложках и других детских шумовых инструментах (трещотках, коробочках, маракасах, бубнах, свистульках и др.) и таким образом вовлечь детей в коллективное музыкальное творчество посредством игры на этих инструментах и создать самобытный ансамбль.

Для того, чтобы осуществить такую идею, я начала разрабатывать авторскую программу, в которой постаралась изложить своё видение преподавания игры на ложках как живого образного искусства. Программа рассчитана на три года, в течение которых дети осваивают способы и приёмы игры на ложках и других шумовых ударных инструментах, активно развивают метроритмические навыки, учатся основам ритмической импровизации. За эти три года дети становятся виртуозами-исполнителями, демонстрируя мастерство, которое носит своеобразный зрелищный характер, так как во время игры на ложках большое значение, кроме звучащего ритма, имеет жестикуляция рук – ловкое манипулирование ложками. Дети, которые достигли большого опыта игры на ложках, зачастую остаются играть в ансамбле, помогают мне, как руководителю, заниматься с новичками, недавно пришедшими в ансамбль. Таким образом, в нашей школе постоянно существует ансамбль ложкарей «Ритм-фантазия».

Коротко расскажу, каким образом строю свою работу с детьми. После набора детей провожу с ними обязательную беседу об истории развития искусства игры на ложках, иллюстрирую интересные моменты показом, включаю детей в игру. А затем начинается планомерная постоянная работа по обучению детей игре на ложках. На первом году обучения дети овладевают первым способом игры – когда в правой руке исполнителя зажаты две ложки.

Основные приемы игры первого способа:

1) Удар (хлопок)

2) Тремоло

3) Скольжение

Удар – простейший из приемов. Выполняется за счет удара парой ложек о ладонь, колено и другие точки корпуса исполнителя.

Тремоло – это серия частых ударов между ладонью и коленом исполнителя.

Скольжение – скользящее движение ложек с поднятой руки по коленям, издающее во время игры дробное звучание.

На овладение приемами игры уходит не так много времени. Гораздо больше приходится работать над сочетанием этих приемов, их запоминанием, слаженностью игры, точным исполнением ритмических рисунков и, конечно же, артистичностью исполнения.

Очень важным моментом при работе с ансамблем является подбор репертуара. Учитывая свой большой опыт работы, могу порекомендовать руководителям начинать работу с небольших игровых наигрышей и народных песен, таких как: «Во кузнице», «Русская частушка», «Барыня», «Ах, вы сени», «Во саду ли, в огороде», «Варенички», «Гопак», «Коломийка», «Бульба» и др.

Необходимо вовлекать детей в процесс творчества, приобщая их к соавторству. Дети зачастую делятся со мной своими находками, без которых исполнение пьесы было бы более сухим и неэмоциональным.

После овладения детьми приемами игры первого способа, переходим к изучению второго способа, где в игре уже участвуют две пары ложек – по две в каждой руке. Трудность этого способа заключается в том, чтобы научить детей работать левой парой ложек также лихо, как правой. Овладев приемами игры второго способа можно намного расширить репертуар, исполняя самые различные по характеру произведения – от вариаций на русские народные темы, различных классических и современных произведений до джазовых композиций.

Очень эффектно смотрятся те композиции, где сочетаются первый, второй и третий способы игры.

Третий способ предполагает две ложки в левой руке и одну в правой. Приемы этого способа позволяют играть на ложках сидя и стоя, что дает возможность разнообразить репертуар и сочетать игровые приемы с танцевальными движениями.

За время работы с ансамблем мною были обработаны и с успехом разучены самые разнообразные произведения. Вот только некоторые из них:

рнп «Коробейники» (обработка Н. Гаврилова)

рнп «Возле речки, возле моста» (Обработка И. Паницкого)

«Молдавский танец» (обработка А Шалаева)

М. Блантер «Катюша»

М. Блантер «Черноглазая казачка»

А. Новиков «Смуглянка»

И. Дунаевский «Ехал я из Берлина»

И. Лученок «Майский вальс»

А. Хачатурян «Танец с саблями»

Д. Эллингтон «Караван»

К. Монти «Чардаш»

Попурри на тему «Вальсирующий аккордеон» и другие.

Таким образом, диапазон произведений, которые можно исполнить, используя приемы игры на ложках, практически ничем не ограничен.

И в заключение хочу сказать – много лет проработав в общеобразовательной школе, накопив большой опыт работы с детьми, обучая их игре на ложках и шумовых ударных инструментах, я пришла к выводу, что совместное музыкальное творчество детей обогащает их внутренний духовный мир. Трудно переоценить значение таких занятий.


Результаты моей работы можно посмотреть в видеоролике размещенном в сети Интернет по этой ссылке: http://vimeo.com/31020894












СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1. С. Л. Афанасьев «Работа с детским самодеятельным ансамблем ложкарей» М., 1985 г.


2. С. Бублей «Детский оркестр» Л., Музыка, 1989 г.


3. Н. Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» М., Просвещение, 1990 г.


4. И. Лаптев «Оркестр в классе» М., Музыка, 1994 г.









4



Полный текст материала Ансамбль ложкарей на уроке музыки для 2-7 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Двоеглазова Татьяна Петровна  Juz
26.10.2011 1 7269 1038

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК