Статья "Метод проектов на уроках изоскусства"
Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.
В процессе работы над созданием учебного проекта учащиеся переживают конкретные ситуации преодоления трудностей, приобщаются к проникновению в глубь явлений, процессов, конструируют новые объекты.
Характерной особенностью проектной деятельности является наличие значимой социальной или личной проблемы для ученика, разрешение которой требует интегрированного знания, исследовательского поиска, определённых проективных умений.
Среди учебных проектов можно выделить следующие их типы: исследовательские, творческие, информационные, социально значимые.
Исследовательские проекты по структуре приближены к подлинному научному исследованию и требуют доказательства актуальности темы, определения проблемы, предмета и объекта исследования, обозначения задачи, методов, источников информации, выдвижения гипотез, обобщения результатов и их оформления, обозначения новых проблем.
Творческие проекты, которые не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), однако оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).
Информационные проекты предполагают сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов, они схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью.
Социально значимые проекты с самого начала чётко обозначают результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей, такие проекты требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.
Стадии разработки проекта включают в себя: 1) организационно-подготовительную - проблематизация, разработка проектного задания (выбор); 2) стадию разработки проекта (планирование); 3) технологическую стадию – непосредственное исполнение проекта; 4) заключительную -оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия.
Критериями оценки результатов проектной деятельности учеников являются: 1) владение способами познавательной деятельности; 2) умение использовать различные источники информации, методы исследования; 3) коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; 4) самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
На уроках изобразительного искусства учащиеся выполняют, в основном, творческие проекты, т.е. создают то или иное изделие, начиная с выбора темы, сбора материала, изучения техники исполнения изделия - от идеи до окончательного изготовления проекта.
Цель, которую преследует учитель, преподающий уроки художественно-эстетического цикла, при формировании у учащихся проективных умений, - вызвать в каждом ученике веру в искусство как средство выражения сообразно индивидуальным наклонностям и потребностям. Дети должны осознать наличие тесной взаимосвязи между материалом и целью, для которой он предназначен. И лишь тогда, когда они полностью поймут природу того или иного материала, им станет понятна его связь с формой. А чем шире и разнообразнее круг материалов, используемых учащимися в работе, тем богаче приобретаемый ими опыт.
Проектная деятельность охватывает различные виды декоративно- прикладного искусства. Это лепка, бумажная пластика, папье-маше, вышивка, декоративная роспись, аппликация, мягкая игрушка, полуобъемные и объемные сувениры, батик - роспись по ткани, изготовление разных декоративных панно и т.д.
Например, занятия лепкой и скульптурой, организованные с учащимися, предоставляют в этом смысле хорошую возможность для овладения навыками работы с различным материалом и инструментами, которыми пользуются и во многих других видах трудовой деятельности. Художественный характер скульптурного труда приучает детей мыслить и трудиться творчески. Занятия лепкой развивают чувство материала и пластичность формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.
Приобретение навыков труда, овладение разнообразными ремесленными процессами формируют у учащихся подлинное уважение и любовь к трудовой деятельности. Ребята ощущают потребность приобретения необходимого опыта, чтобы испытывать удовлетворение и чувство радости при виде результатов собственного труда. Ведь разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, разные поделки выражают ту самую тоску рук по рукоделию и радость души от неё, которая издревле жила в народе и выражалась в разных ремеслах. Стимулом для дальнейшего творчества для них как раз и является конечный результат (удачная, радующая его глаз и душу его собственная рукотворная вещь).
Учитель инициирует рождение и развитие проекта, вместе с учеником «проживает» его, помогает ученику осуществить самостоятельное исследование.
В 8 классе завершается курс рисования, и все учащиеся могут выполнить один из проектов, связанный с историей изобразительного искусства. В начале 1 четверти на выбор учащимся даётся несколько тем. Затем вместе с детьми проводится анализ предстоящей деятельности: обсуждается, какие должны быть разделы, как нужно оформить свою работу и т.п. В 1 и 2 четверти учащиеся ищут материал и оформляют проекты, консультируются с учителем по возникающим вопросам. С наступлением 3 четверти начинается защита проектов в форме презентаций, зачастую с использованием мультимедийных технологий. По результатам работы каждый из детей получает несколько оценок: за само содержание проекта, его оформление и за качество защиты.
Работа над изготовлением проектов на уроках изобразительного искусства планируется и в более младших классах. В 2008-09 учебном году в 5 классе при изучении темы «Декоративное искусство» ребята работали над проектами по теме «Синие цветы Гжели». Работа выполнялась в группах, каждая из которых представила классу слайды с репродукциями.
Создание любого проекта немыслимо без творчества, ведь творчество - это всегда принятие оригинального, нового, неповторимого решения, это всегда инициатива, которая сейчас очень важна, чтобы приносить пользу людям, привлекать к активной деятельности, к созидательности. Именно проектная деятельность на уроках изобразительного искусства содействует развитию у детей творчества, способности выйти за пределы обыденного, найти истинное решение той или иной проблемы.
Учителю необходимо помнить, что творческое начало заложено в каждом ребенке, важно только найти способы его раскрытия. Поэтому следует уделять одинаковое внимание всем детям, независимо от успешности выполняемой ими работы. Чрезмерные требования к качеству проектов учащимися, особенно младших классов, и резкая критика их работ могут погасить интерес, увлеченность новым делом. Учитель должен оказывать дозированную помощь каждому ученику, замечать каждый его успех или неудачу, поощрять и направлять работу, стимулировать интерес к творческой проектной деятельности, а вера в успех детей принесёт реальные плоды.
Одним из принципов развития творческих данных ребенка является объяснение и практический показ приемов работы. Без этого нельзя ожидать от детей хороших результатов. Однако, наряду с обучением учащихся различным техническим приемам, нужно знакомить их и с известными произведениями искусства, а если их нет, то демонстрировать образцы, созданные самим учителем, если даже они выполнены не на таком высоком художественно-профессиональном уровне, как у известных мастеров. Таким образом, учащиеся получают возможность сравнивать свои работы с произведениями тех, для кого искусство является призванием, а это в свою очередь, учит их относиться к искусству особо, не как к обычному обязательному предмету школьной программы.
Изучая виды искусства в ходе проектной деятельности, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению. Их художественная продукция - проектные работы - довольно часто находят свое реальное практическое применение в оформлении помещений классов и школьных рекреаций, таким образом приобретая живой общественный смысл, становясь трудом на благо других.
Литература
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
5. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование,1998.-256с.
6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
7. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php.
В процессе работы над созданием учебного проекта учащиеся переживают конкретные ситуации преодоления трудностей, приобщаются к проникновению в глубь явлений, процессов, конструируют новые объекты.
Характерной особенностью проектной деятельности является наличие значимой социальной или личной проблемы для ученика, разрешение которой требует интегрированного знания, исследовательского поиска, определённых проективных умений.
Среди учебных проектов можно выделить следующие их типы: исследовательские, творческие, информационные, социально значимые.
Исследовательские проекты по структуре приближены к подлинному научному исследованию и требуют доказательства актуальности темы, определения проблемы, предмета и объекта исследования, обозначения задачи, методов, источников информации, выдвижения гипотез, обобщения результатов и их оформления, обозначения новых проблем.
Творческие проекты, которые не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), однако оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).
Информационные проекты предполагают сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов, они схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью.
Социально значимые проекты с самого начала чётко обозначают результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей, такие проекты требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.
Стадии разработки проекта включают в себя: 1) организационно-подготовительную - проблематизация, разработка проектного задания (выбор); 2) стадию разработки проекта (планирование); 3) технологическую стадию – непосредственное исполнение проекта; 4) заключительную -оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия.
Критериями оценки результатов проектной деятельности учеников являются: 1) владение способами познавательной деятельности; 2) умение использовать различные источники информации, методы исследования; 3) коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; 4) самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
На уроках изобразительного искусства учащиеся выполняют, в основном, творческие проекты, т.е. создают то или иное изделие, начиная с выбора темы, сбора материала, изучения техники исполнения изделия - от идеи до окончательного изготовления проекта.
Цель, которую преследует учитель, преподающий уроки художественно-эстетического цикла, при формировании у учащихся проективных умений, - вызвать в каждом ученике веру в искусство как средство выражения сообразно индивидуальным наклонностям и потребностям. Дети должны осознать наличие тесной взаимосвязи между материалом и целью, для которой он предназначен. И лишь тогда, когда они полностью поймут природу того или иного материала, им станет понятна его связь с формой. А чем шире и разнообразнее круг материалов, используемых учащимися в работе, тем богаче приобретаемый ими опыт.
Проектная деятельность охватывает различные виды декоративно- прикладного искусства. Это лепка, бумажная пластика, папье-маше, вышивка, декоративная роспись, аппликация, мягкая игрушка, полуобъемные и объемные сувениры, батик - роспись по ткани, изготовление разных декоративных панно и т.д.
Например, занятия лепкой и скульптурой, организованные с учащимися, предоставляют в этом смысле хорошую возможность для овладения навыками работы с различным материалом и инструментами, которыми пользуются и во многих других видах трудовой деятельности. Художественный характер скульптурного труда приучает детей мыслить и трудиться творчески. Занятия лепкой развивают чувство материала и пластичность формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.
Приобретение навыков труда, овладение разнообразными ремесленными процессами формируют у учащихся подлинное уважение и любовь к трудовой деятельности. Ребята ощущают потребность приобретения необходимого опыта, чтобы испытывать удовлетворение и чувство радости при виде результатов собственного труда. Ведь разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, разные поделки выражают ту самую тоску рук по рукоделию и радость души от неё, которая издревле жила в народе и выражалась в разных ремеслах. Стимулом для дальнейшего творчества для них как раз и является конечный результат (удачная, радующая его глаз и душу его собственная рукотворная вещь).
Учитель инициирует рождение и развитие проекта, вместе с учеником «проживает» его, помогает ученику осуществить самостоятельное исследование.
В 8 классе завершается курс рисования, и все учащиеся могут выполнить один из проектов, связанный с историей изобразительного искусства. В начале 1 четверти на выбор учащимся даётся несколько тем. Затем вместе с детьми проводится анализ предстоящей деятельности: обсуждается, какие должны быть разделы, как нужно оформить свою работу и т.п. В 1 и 2 четверти учащиеся ищут материал и оформляют проекты, консультируются с учителем по возникающим вопросам. С наступлением 3 четверти начинается защита проектов в форме презентаций, зачастую с использованием мультимедийных технологий. По результатам работы каждый из детей получает несколько оценок: за само содержание проекта, его оформление и за качество защиты.
Работа над изготовлением проектов на уроках изобразительного искусства планируется и в более младших классах. В 2008-09 учебном году в 5 классе при изучении темы «Декоративное искусство» ребята работали над проектами по теме «Синие цветы Гжели». Работа выполнялась в группах, каждая из которых представила классу слайды с репродукциями.
Создание любого проекта немыслимо без творчества, ведь творчество - это всегда принятие оригинального, нового, неповторимого решения, это всегда инициатива, которая сейчас очень важна, чтобы приносить пользу людям, привлекать к активной деятельности, к созидательности. Именно проектная деятельность на уроках изобразительного искусства содействует развитию у детей творчества, способности выйти за пределы обыденного, найти истинное решение той или иной проблемы.
Учителю необходимо помнить, что творческое начало заложено в каждом ребенке, важно только найти способы его раскрытия. Поэтому следует уделять одинаковое внимание всем детям, независимо от успешности выполняемой ими работы. Чрезмерные требования к качеству проектов учащимися, особенно младших классов, и резкая критика их работ могут погасить интерес, увлеченность новым делом. Учитель должен оказывать дозированную помощь каждому ученику, замечать каждый его успех или неудачу, поощрять и направлять работу, стимулировать интерес к творческой проектной деятельности, а вера в успех детей принесёт реальные плоды.
Одним из принципов развития творческих данных ребенка является объяснение и практический показ приемов работы. Без этого нельзя ожидать от детей хороших результатов. Однако, наряду с обучением учащихся различным техническим приемам, нужно знакомить их и с известными произведениями искусства, а если их нет, то демонстрировать образцы, созданные самим учителем, если даже они выполнены не на таком высоком художественно-профессиональном уровне, как у известных мастеров. Таким образом, учащиеся получают возможность сравнивать свои работы с произведениями тех, для кого искусство является призванием, а это в свою очередь, учит их относиться к искусству особо, не как к обычному обязательному предмету школьной программы.
Изучая виды искусства в ходе проектной деятельности, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению. Их художественная продукция - проектные работы - довольно часто находят свое реальное практическое применение в оформлении помещений классов и школьных рекреаций, таким образом приобретая живой общественный смысл, становясь трудом на благо других.
Литература
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
5. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование,1998.-256с.
6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
7. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бурыка Надежда Владимировна
→ Sc0rp1on=) 07.01.2012 0 13402 1803 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК