Программа для музыкально–ритмических занятий 1 – 5 классов
Государственное казенное учреждение
ДЕТСКИЙ ДОМ – ИНТЕРНАТ
для глубоко умственно отсталых детей
«ЮЖНОЕ БУТОВО»
ПРОГРАММА
для музыкально – ритмических занятий
1 – 5 классов
Составитель: Громова Е.В. – учитель музыки
г. Москва 2011 г.
Пояснительная записка
Музыкально - ритмические движения являются не только наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка, но и важнейшей составляющей коррекционной работы. С первого по пятый класс формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатываются правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку.
Музыка, как источник красоты, формирует чувство прекрасного. Именно поэтому в ритмическом обучении необходимо использовать эмоционально яркие, музыкально-двигательные миниатюры: упражнения, песни, танцы, игры, способные заинтересовать и всесторонне развить ребенка через взаимосвязь музыки и движения. Для этого в программе предлагаются произведения разнообразные по характеру: радостные и печальные, живые, бодрые и спокойные.
Способность слухового восприятия музыки и передачи ее в движении очень важно воспитывать у детей с самого раннего возраста, когда их слуховой опыт еще не достаточно богат музыкальными впечатлениями и требует чуткого педагогического воздействия со стороны взрослых.
Основываясь на большом педагогическом опыте в работе с детьми, можно сказать, что наиболее трудоемким является процесс развития детской двигательной памяти, координации движения, ориентации в пространстве. Учитывая это, в программу включены некоторые методические приемы, позволяющие быстро научить ребенка правильно запоминать последовательность несложных упражнений, легко ориентируясь при этом в пространстве.
Наиболее доступными для детей являются естественные движения, к которым относятся и так называемые основные: ходьба, бег, прыжки, поскок. Очень важно обучать ребенка сначала непринужденно, свободно, красиво, выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально-ритмические задания на основе естественных движений, и уже потом исполнять простейшие танцевальные элементы и несложные танцы.
Отличительной особенностью программы является вариативность учебного материала варианты одного и того же упражнения могут быть использованы в работе с детьми 0 - 1 классов либо усложнениями в 3 – 4классе. Тот или иной вариант задания педагог выбирает по своему усмотрению с учетом уровня ритмической и двигательной подготовки детей, количества занятий в неделю.
В разделе «Методические приемы» предлагаются музыкально-ритмические материалы, позволяющие посредством разнообразных движений – основы образных, танцевальных – передавать характер музыкального произведения и яркие средства музыкальной выразительности.
Для освоения детьми основ метроритма (в размерах 2/4 и 3/4 ) используются образные понятия «земля», «поле», «небо». Включаются упражнения на изучение простых длительностей: четверть, восьмая, половинная. Для повышения интереса детей к этим заданиям рекомендуется использовать следующие атрибуты: палочки, кубики, бубны, ленточки, колокольчики и т.д.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ
В 0 - 1 классах музыкально-ритмические навыки еще недостаточно сформированы, так как слуховое внимание у детей не достаточно устойчивое. Они могут узнавать ранее изученное музыкально-двигательное упражнение, но не всегда правильно определяют на слух, не всегда точно под музыку начинают и заканчивают движения, двигаются не ритмично и не согласованно в заданном темпе.
Накопленный к 3классу музыкально-слуховой опыт позволяет ребенку воспринимать более разнообразный музыкально-ритмический материал и включать в него элементы творчества.
Детям 4 – 5 классах характерен эмоциональный отклик на прослушанное произведение и более осознанное воплощение в движении художественного образа. Благодаря оригинальным музыкально-ритмическим заданиям и игровым приемам детям становиться доступны элементарные представления об основных длительностях и несложным ритмических фигурах.
С понятиями «сильная» и «слабая» доли удобнее знакомиться на примере миниатюрных пьес в простых размерах (2/4, 3/4) с использованием несложных условных дирижерских жестов (см. схемы 1,2).
Схема 1 – Схема на 2/4
С хема 1 – Схема на 3/4
2
2
В размере 2/4:
На сильную долю – акцентированный хлопок, удар ногой в пол;
На сильную долю – хлопок перед грудью, на слабую долю удары пальцем о палец;
На сильную долю – удар ногой в пол, на слабую – хлопок в ладоши;
Сначала на сильные доли – педагог, дети повторяют за ним;
Сильные доли дети отображают прихлопыванием, щелчками пальцев или ударами на шумовых инструментах (бубны, погремушки, деревянные ложки);
Педагог показывает: сильная доля – «земля», параллельно вытянутые вперед руки опускаются вниз; слабая доля – «небо», руки поднимаются вверх; дети выполняют упражнение за педагогом;
Простые ритмические рисунки выполняются с предметами: кубиками, маленькими палочками, погремушками, бубнами, колокольчиками.
В размере ¾:
Хлопки, притопы, удары пальца о палец при определении сильной доли;
Хлопки, удары в ладоши на сильную долю по показу взрослого или самостоятельно;
Образное объяснение и образный показ условного дирижерского жеста педагогом: на сильную долю («земля») параллельно вытянутые руки опустить вниз; на первую слабую («поле») руки развести в стороны; на вторую слабую («небо») реки поднять вверх.
Указанные задания и методические примеры могут быть использованы частично или полностью на усмотрение педагога.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД РИТМИЧЕСКИМИ РИСУНКАМИ
Отметить хлопками, притопом, приседанием окончание ритмически законченной музыкальной фразу;
Пройти шагами и пробежать под музыку специально подобранных музыкальных произведений;
Прохлопать ритмический рисунок;
Отметить простые длительности в ритмических играх образного характера движениями рук сверху вниз, слева направо, движениями ног – ритмическими ударами;
Для более подготовленных детей ритмические рисунки показываются условными жестами с проговариванием условных слогов: «ти», «та», «бом». Например, четверть – движение ребра ладони правой руки сверху вниз на слог «та»; восьмая длительность – хлопком в ладоши на слог «ти», половинная – постановкой обеих рук на пояс со слогом «бом».
Музыкально – ритмические навыки приобретаются детьми в разнообразных игровых заданиях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
НАВЫКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
К ним относятся навыки, необходимые для освоения основных, образных и танцевальных движений.
0 – 1 классы:
Основные движения:
Ритмично ходить;
Легко бегать под музыку друг за другом, врассыпную, при этом не сталкиваясь;
Подпрыгивать на двух ногах, выполнять пружинящие движения;
Хлопать в ладоши, вращать кистями рук, выполнять образные движения руками.
Танцевальные движения:
Прихлопывать одной ногой, выполнять дробный шаг на всей стопе, выставлять ногу на носок, на пятку;
Взмахивать палочкой перед собой вверху и внизу;
Собираться в круг, кружиться на шаге по одному в одну сторону;
Двигаться парами.
Образные движения: «лошадки идут»; «зайчики прыгают»; «птички летают и клюют» и т.д.
Несложные образные танцы «Пастушки»; «Хоровод вокруг елки» и т.д.
Общеразвивающие упражнения:
Наклоны
Повороты головы
Движения рук в разных направлениях без предметов
Упражнения на координацию движений:
Простукивание и протопывание простых ритмов
Самостоятельное движение рук
Упражнение на расслабление мышц.
1 – 2 классы:
Основные движения:
Ритмично, не шаркая ногами, ходить под музыку спокойным, бодрым, осторожным, высоким шагом;
Бегать легко, быстро, осторожно;
Прыгать на двух ногах с продвижением вперед, с ноги на ногу, выполнять прямой галоп;
Ритмично выполнять «пружинки»;
Свободно и мягко раскачивать руками (вперед-назад, вверх-вниз, из стороны в сторону);
Исполнять под музыку упражнения с предметами (платочками, флажками, кубиками, ленточками, султанчиками);
Самостоятельно ориентироваться в пространстве: строиться в круг, парами по кругу, двигаться врассыпную.
Танцевальные движения:
Ходить хороводным и дробным шагом;
Притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой;
Выставлять ногу на носок, на пятку и наоборот;
Выполнять полуприседания;
Выбрасывать ноги вперед;
Свободно плясать под музыку.
Образные движения:
Закреплять ранее изученные образные движения;
Изучать новые образные движения («лошадки идут шагом и скачут галопом», «дудочки играют», «птички летают», «ванька-встанька» «молодые елочки») и т.д.
Общеразвивающие упражнения:
Движение стопой в стороны
Выставление носка
Вставание на полупальцы
Перекрестное движение рук
Упражнения на координацию движений:
Движение головой и взгляда за движением рук
Смена позиций каждой руки
Упражнение на расслабление мышц.
2 - 3 классы:
Основные движения:
Ходить спокойным, бодрым, энергичным, торжественным, высоким, пружинистым шагом;
Бегать легко, мелкими шажками, энергично, широкими шагами, а также с высоким подъемом ног;
Подпрыгивать на одной ноге, меняя ноги, легко и сильно скакать с ноги на ногу, прыгать на двух ногах в разных направлениях, выполнять прямой галоп;
Ритмично выполнять пружинные движения ног, не отрывая пятки от пола, с пятки на носки и одновременными взмахами руками;
Хорошо ориентироваться в пространстве, перестраиваться в колонну, широкие круги.
Танцевальные элементы:
Выполнять хороводный шаг с оттягиванием носка, дробный шаг, согнув колени, приставной шаг с приседанием;
Ритмично выполнять пружинные движения ног (не отрывая пятки от пола), с поднятием на носки и одновременными, разной амплитуды взмахами руками;
Подскок, кружение на подскоке по одному и в паре (не путать с подскоком из основных движения);
Полуприседание с выставлением ноги на пятку (для мальчиков);
Выбрасывание ног;
Движение хороводным шагом по кругу и в два круга;
Проявлять элементы творчества, самостоятельно подбирать движения к музыкально-ритмическим заданиям, играм и танцам импровизационного характера.
Образные движения:
Закреплять ранее изученные образные движения;
Исполнять ритмические миниатюры («сосульки капают», «строители строят», «лесные колокольчики звенят» и т.д.);
Образные танцы: «Петушки да курочки», «Лесные кукушата», и т.д.;
Двигательные потешки под слово: «Большие и маленькие ноги», «Ай, ду-ду», «Вдоль по реченьке» и т.д.;
Образные ритмические игры: «Мышеловка», «Забава», «Самолеты», «Лошадки резвятся» и т.д.
Общеразвивающие упражнения:
Круговые движения рук
Повороты туловища с предметом в руках
Выставление носка в стороны
Упражнения на координацию движений:
Разнообразные перекрестные движения
Упражнение на расслабление мышц.
4 – 5 классы:
Основные движения:
Ходить спокойным, бодрым, энергичным, торжественным, высоким, пружинистым шагом, выполнять шаг на носочках;
Бегать легко, широко, с высоким подъемом ног, стремительно;
Прыгать легко и сильно на двух ногах с продвижением вперед, на одной ноге, попеременно с ноги на ногу, выполнять прямой галоп;
Выполнять упражнения ритмично и выразительно с предметами (кубиками, бубнами, веточками, лентами, султанчиками, колокольчиками) под музыку.
Танцевальные элементы:
Выполнять шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, боковой галоп, переменный шаг, шаг полька;
Исполнять танцевальные упражнения, танцевальные комбинации и детские бальные танцы.
Образные движения:
Эмоционально ярко исполнять ранее изученные образные движения в характере музыки;
Через разнообразные пластические движения воплощать музыкальные образы: «рыбки плавают», «художники рисуют», «мотыльки порхают», «цветочки раскачиваются» и т.д.;
Выразительно исполнять парные образные танцы («пингвины», «мошкарята», «танец кукол» и т.д.);
Образные песни с творческим заданием («Кукла Катя», «Заячий хоровод», «Кошка в калошках»);
Исполнять образные игры с элементами творчества («Листопад», «Разноцветные шаги», «Узоры», «Сеялка») и т.д.
Общеразвивающие упражнения:
Повороты туловища и наклоны с передачей предмета
Движения с ускорением и замедлением
Упражнения на координацию движений:
Разнообразные сочетания движений рук, ног, туловища, и кистей
Упражнение на расслабление мышц.
Серьезное, вдумчивое отношение к музыке позволяет воспринимать музыкальное произведение в целом как образно-художественную миниатюру, в которой есть «свои музыкальные краски» - яркие, выразительные средства.
Пример календарно – тематического плана предмета «Ритмика»
1 класс
Период |
Упражнения на ориентировку в пространстве |
Ритмико – гимнастические упражнения |
Игры, танцы, пляски |
Танцевальные упражнения |
Часы |
Время
|
1четверть |
Диагностика |
Диагностика |
Диагностика |
Диагностика |
2 |
|
Правильное исходное положение. Ходьба и бег на месте под музыку. |
Общеразвивающие упражнения: наклоны, повороты головы, движения рук в разных направлениях без предметов Упражнения на координацию движений: простукивание и протопывание простых ритмов, самостоятельное движение рук Упражнение на расслабление мышц. |
Выполнение различных движений в соответствии с динамикой звучания музыки. Имитационные движения: заяц, лиса. |
Характер шага: бодрый, спокойный. Движения ногами: выставление ноги га пятку и на носок без движения рук; простая пружинка. |
5 |
|
|
2 четверть |
Ходьба и бег на месте под музыку с вытягиванием носка. |
Общеразвивающие упражнения: круговые движения плечами, приседания с опорой, движения рук в разных направлениях с предметами Упражнения на координацию движений: движения рук в разных направлениях (вперед – правая; вверх - левая) Упражнение на расслабление мышц. |
Выполнение под музыку имитационных движений явлений природы: опадание листвы, падание снежинок, раскачивание веток ветром. Простейшие игры с пением или речитативом. |
Топающий шаг, легкий бег и прыжки на месте. Простой хороводный шаг. |
8 |
|
3 четверть |
Ориентировка в направлении движения вперед, назад; построение шеренги, круга. |
Общеразвивающие упражнения: наклоны корпуса, повороты туловища, сгибание и разгибание ноги в подъеме. Упражнения на координацию движений: перекрестное поднимание и опускание рук, выставление поочередно ноги и вытягивание вперед руки; прохлопывание простых ритмических рисунков. Упражнение на расслабление мышц. |
Выполнение движений в соответствии с звучанием музыки в высоком и низком регистрах. Игры с пением. Пляски без предметов. Изменение движений с изменением звучания музыки – направления и характера ходьбы, ходьба – бегом, бег прыжками |
Поскоки, приставной шаг. Движение в хороводе. |
12 |
|
4 четверть |
Ориентировка в направлении движения в круг, из круга, направо, налево |
Общеразвивающие упражнения: движения стопой в стороны, вытягивание носка, вставание на полупальцы. Упражнения на координацию движений: движения головой и взгляда за движением рук, смена позиций каждой руки. Упражнение на расслабление мышц. |
Имитация движений волка, медведя. Передача окончания звучания музыки и акцента движением.
|
Прямой галоп. Притопы обеими ногами по очереди. Пружинка с хлопком. |
8 |
|
Список литературы.
1. Л.Г. Мустаева «Коррекционно - педагогические и социально – психологи- ческие аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития», Москва, 2005.
2.С.Ю. Бородулинина «Коррекционная педагогика», Ростов – на – Дону, 2004.
3. Г. А. Ильина «Особенности развития музыкального ритма у детей. Вопросы психологии», Москва, 2001.
4. «Основы специальной психологии» Ред. Е.А. Стребеловой, Москва, Академия, 2002.
5. Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский, «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М. Владос, 2000.
6.Джон Бин и Амалия Оулдфилд «Волшебная дудочка»,М. Теревинт, 2000.
7. М.М. Кольцова «Двигательная активность и развитие функций ребенка» М. Педагогика 1997.
8. М.А. Давыдова. «Музыкальное воспитание», М. «Вако», 2006.
9. Л.Г. Горькова, Н.Ф. Губанова «Праздники и развлечения», М. «Вако», 2007
10. Е.А.Медведева (редактор) «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика», Москва, 2002.
11. И.Каплунова, И.Новосельцева серия «Ладушки», Санкт – Петербург, 2004.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Громова Елена Валентиновна
→ ршрипв 15.09.2012 0 3325 699 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.