Статья "Личностно-ориентированная направленность преподавания учебной дисциплины "Технология"
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 60»
Личностно-ориентированная направленность преподавания учебной дисциплины «Технология» как средство реализации компетентностного подхода в формировании активной деятельностной позиции современных школьников
Невечеря Анна Алексеевна
учитель технологии
Компетентностный подход в образовательной сфере - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных проблемных ситуациях;
это подход, предполагающий внесение личного смысла в образовательный процесс.(Д.А.Иванов, К.Г.Митрофанов, О.В.Соколова и др.).
Личностно-ориентированное образование как направление развития современной педагогической теории и практики, реализуя компетентностный подход противостоит предметному подходу к образованию, т.е. личностно-ориентированное школьное образование должно быть направлено на потребности развивающей активной личности школьника, способного ставить и реализовать цели, осознанно оценивать свою учебную и трудовую деятельность.
В настоящее время возрастает значение подготовленности человека к действиям, результат которых не предрешен. В профессиональной деятельности, жизнедеятельности человека все чаще возникают непредсказуемые ситуации, характеризующиеся большой степенью неопределенности. От современных работников требуются качества, позволяющие находить решения в нестандартных ситуациях, принимать ответственность за выполняемую деятельность.
В этой связи возникает необходимость отметить особую роль учебной дисциплины «Технология». В средней общеобразовательной школе РФ эта учебная дисциплина является одним из основных элементов системы подготовки школьников к труду, важным средством их жизненного и профессионального самоопределения.
Компетентностный подход в преподавании «Технологии» основан на реализации важнейших принципов трудового обучения – политехнической направленности, связи с изучением основ наук, творческого подхода к решению трудовых задач, личностно- и общественно- полезного характера результатов труда школьников, что создает реальные возможности развития у школьников социальной адаптивности, личностной активности и самостоятельности.
Относительно преподавания «Технологии» в рамках личностно- ориентированного образования уместно утверждать, что компетентностный подход в данном случае подразумевает личностно - деятельностный подход, т.к. данная учебная дисциплина через продуктивную деятельность школьников обеспечивает становление их личности.
Становление, по мнению В.С.Кукушкина, всегда связанно с личностными ценностями. Уровень личности, по мнению А.Н.Леонтьева, - это уровень ценностно- смысловой обусловленности. Ценностно- смысловое самоопределение личности начинается в подростковом возрасте. И жизненное, и профессиональное самоопределение осуществляется на основе ценностных ориентаций. (Е.В.Лопанова, Т.Б.Рабочих). Все виды трудовой деятельности потенциально обладают определенными развивающими и воспитывающими возможностями. Каждый вид содержит все необходимые компоненты для усвоения лишь ему соответствующих знаний, умений, переживаний. Однако одна деятельность не может заменить остальные, поэтому в процессе трудового обучения целесообразно использовать различные виды деятельности комплексно:
● трудовая деятельность может не повлиять положительно, если она не имеет для школьников «личностного смысла» (А.Н.Леонтьев);
● в итоге трудового обучения и воспитания у школьников формируется готовность к выбору цели и способов деятельности. Будучи идеальным предвосхищением ожидаемого результата, цель является той силой, которая определяет способ и характер действий (П.К.Анохин).
Из собственного опыта преподавания «Технологии» можно предположить виды участия детей в общественно- значимых мероприятиях общешкольного, городского и областного уровней, комплексная подготовка и организация которых предполагают личностно- целостную мотивацию учащихся: разработка моделей и изготовление образцов костюмов с последующим участием в конкурсе Театров Мод на базе городского Дома Творчества школьников; разработка сценария и изготовление атрибутики и костюмов к праздновании Масленицы, устройство конкурса блюд национальной русской кухни в рамках проекта «Держава»; участие в школьных выставках работ, посвященных Дню города, в областном конкурсе «Русские ремесла», в выставке «С чего начинается Родина...», в выставочном показе «Формула моды» и др.
Данные работы выполняются не только индивидуально, но и творческими группами, что способствует социализации школьников на основе сотрудничества и коллективной устремленности к достижению общих целей.
Но следует отметить, что по отношению к формированию личности школьника трудовая деятельность остается нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы способы ее педагогической инструментовки на основе диалогового общения учителя и учеников.
В этой инструментовке должны сочетаться различные методы и приемы, обеспечивающие не только трудовое обучение, но и трудовое воспитание школьников в процессе уроков технологии. Из методов трудового воспитания можно выделить: рассказ учителя (логичный, последовательный, четкий, образный), объяснение способов работы (в сочетании с вопросами учителя к учащимся и учащихся к учителю с возможным перерастанием в беседу), беседу как метод активного взаимодействия учащихся с опорой на личный опыт, метод примера в формирования отношения к труду.
По поводу использования примера можно вспомнить К.Д,Ушинского, который подчеркивал, что трудовая сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на трудовое воспитание личности можно воздействовать только трудом личности. В глазах школьников только тот поступок заслуживает подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это в полной мере относится к учителю. Учитель должен служить для учащихся примером.
Из методов стимулирования и мотивации трудовой деятельности и поведения личности в процессе труда можно выделить соревнование, т.к. общеизвестно стремление детей, подростков и юношей к соперничеству, первенству, самоутверждению, Элементы соревновательности стимулируют
развитие творческой активности, инициативы, личной ответственности и коллективизма.
В ходе урока технологии обязательно следует создавать ситуации переживания успеха, в которых особенно нуждаются учащиеся, испытывающие трудности в выполнении трудовых заданий. К этим учащимся нужно использовать дифференцированный подход в определении содержания трудовой деятельности и характера помощи при ее осуществлении с поощрением и подбадриванием.
В рамках личностно- ориентированной образовательной модели следует особо выделить поощрение как способ выражения общественной положительной оценки результатов трудовой деятельности отдельного учащегося или коллектива, вызывающий уверенность в собственных силах.
Ценность этих методов в том, что они создают у учащихся мотивы, вызывающие желание активно преодолевать неизбежные затруднения, продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией теснейшим образом связано стимулирование трудовой деятельности. Стимулировать - значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.
К эффективным методам организации трудового обучения на уроках технологии можно отнести приучение на основе уяснения учащимися трудовых правил; показ образца; контроль за выполнением трудового действия на основе благожелательного , заинтересованного отношения учителя с выявлением возникающих трудностей и обсуждением способов дальнейшей работы.
Очень важны самоконтроль учащихся; упражнение в процессуальной стороне трудовой деятельности, делающее ее личностно- значимой, т.к. выполняемая школьником трудовая деятельность выступает здесь в единстве цели и операционной структуры. Главное. чтобы упражнение не имело ничего общего с механической выучкой и тренажом, чтобы ученик при выполнении задания был поставлен перед необходимостью выбрать из нескольких возможных определенные решения из нескольких возможных вариантов (создание проблемных ситуаций, активизация поисково-исследовательской деятельности).
Исходя из конкретных целей урока технологии и обстоятельств учитель сам решает какие методы выбрать, т.к. бесконечно разнообразны не только обстоятельства, но и сами личности учащихся. Важно не допускать стереотипных подходов к организации урока, избегать шаблонов. Учитель принимает на себя роль координатора самостоятельной деятельности класса.
Так например, в нашей школе практикуется такая форма выполнения зачетного задания по дисциплине «Технология» как разработка творческих проектов, которые учащиеся выполняют индивидуально или в сотрудничестве с одноклассниками в различных техниках: бумагопластика, квиллинг, изонить, художественная вышивка, мозаики , декупаж и др. В конце учебного года в школе организуются презентация проектов и их общественная защита. В дальнейшем работы экспонируются на общешкольной выставке, демонстрируются родителям в процессе совместных творческих отчетов учителей технологии и учащихся.
Формальное выполнение программ по трудовому обучению может породить негативное отношение учащихся к урокам технологии. Исходя из многолетнего опыта преподавания технологии можно рекомендовать при отборе изделий и определении заданий детям особое внимание обратить на постепенное возрастание конструкторских и технологических сложностей изделий, что позволяет избежать монотонности и однообразия в работе, повышает интеллектуальное содержание уроков технологии и в конечном итоге развивает интерес к результатам труда. При подготовке к уроку учителю следует продумать несколько вариантов его развертывания, обеспечить конструирования урока на двух уровнях: целостном- с учетом особенностей данного класса и дифференцированном- с учетом особенностей каждого ученика.
Кроме того представляется важным включение в содержание уроков технологии элементов краеведения. Региональный компонент деятельности на уроках технологии позволяет при изготовлении всех типов изделий знакомить учащихся не только с конструкцией, принципом и способами работы, но и расширять кругозор, формировать гражданскую позицию. Так к Дню рождения нашего города учащиеся представили свои проектные разработки- виды Омска в бумагопластике, народные костюмы с характерной сибирской вышивкой куклы-«скрутки»- характерные игрушки сибирских деревень прошлых веков и др. творческие работы.
Исходя из личностно- ориентированной модели образования на первый план уроков технологии выходит развитие способности учащихся к само изменению, самореализации, т.е. знания и умения по предмету необходимы, но не столько как цели, а как важнейшее средство саморазвития, самодвижения, самоопределения личностной позиции каждого ученика как субъекта трудового обучения, своей трудовой деятельности.
Так же не следует забывать, что одной из особенностей личностно- ориентированной модели образования является развитие и становление личности самого учителя, т. к. только Личность может воспитывать Личность в условиях субъект - субъектных отношений участников образовательного процесса.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Невечеря Анна Алексеевна
→ naa 06.05.2013 0 4446 564 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.