Педагогика как наука и искусство воспитания. Взаимосвязь педагогической и художественной деятельности
Наука – это сфера человеческой деятельности, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются объективные знания действительности. Педагогическая действительность – это часть общей действительности, это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспитания, учебники, то что написано в них и т.д. Педагогика изучает особый вид деятельности целенаправленной: гуманность, нравственность, самостоятельность, способность к творчеству и т.д. Ясно и понятно, что это – деятельность по выполнению извечно существующей функции человеческого общества: передать новым поколениям ранее накопленный общественный опыт.
Педагогика- термин происхождения. Так называли в Древней Греции рабов, которые сопровождали детей рабовладельцев в школу. Со временем, переосмыслив значение этого термина педагогами стали называть тех, кто занимается воспитанием и имеет для этого специальную подготовку.
Педагогика – это наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. К. Д. Ушинского видел задачу педагогики в «изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания».
Педагогика, как и всякая наука, развивается, обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием.
Педагогика, как наука, подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:
- Общая педагогика (исследование закономерностей воспитания человека, раскрытие цели, задачи, развитие личности и ее роль в жизни общества, процесс образования и обучения).
- Возрастная педагогика (изучение особенности воспитания на различных этапах возрастного развития).
- Педагогика - дефектология (изучение особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей).
- Частная методика (исследование специфики применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельного предмета).
- История педагогики (изучение развития педагогических идей и практики воспитания в разные исторические эпохи).
Педагогическая наука – это многовековой опыт обучения и воспитания подрастающих поколений, результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности.
Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.
Только практика ответит на извечный вопрос: «Что такое педагогика – наука или искусство». На практике педагог убеждается, что без глубокого знания науки воспитания не развивается и искусство воспитания. Основа учительского мастерства – знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса.
«К педагогическому делу надо призывать как делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем удовлетворение, понимая общую народную надобность». Д.И. Менделеев.
Воспитание – основное педагогическое понятие. В широком педагогическим смысле это целеустремленная подготовка человека.
А.С. Макаренко утверждал, что «всякая работа в классе есть всегда работа воспитательная, но сводить воспитательную работу к образованию я считаю невозможным». Понятие воспитание охватывает весь процесс подготовки подрастающих поколений к жизни, включая образование и обучение. Задачи воспитания обширны и многогранны. Они охватывают формирование убеждений ученика, навыков и привычек поведения, потребностей и стремлений, которые соответствуют нормам нравственности. Под влиянием Н.К. Крупской в педагогике утвердилось представление о единстве о единстве учебной и разнообразной внеучебной деятельности учащихся как важном условии их воспитания. Воспитание должно продолжаться и после школы. Педагогические идеи А.С. Макаренко широко распространились в практике работы еще советских школ и в наше время служат важным источником для дальнейшей разработки вопросов теории воспитания. Воспитательный процесс – это целостный процесс формирования личности, его нельзя подразделять подобно содержанию образования, на отдельные предметы. Даже важнейшие составные части воспитания (физические, эстетические и др.) выделяются чисто условно для более глубокого их рассмотрения.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бирюкова Таисия Юрьевна
→ Ланит 17.02.2015 0 12021 526 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.