Возможности использования инновационных технологий и средств в методике формирования исполнительского навыка у учащегося народного отделения


Современные условия развития российского общества, новые реалии и специфика дополнительного образования на периферии привели к тому, что весьма существенная часть детей, поступающих в детские школы искусств, не имеет острой внутренней потребности к овладению музыкальным инструментом. Зачастую ребенка приводят на занятия родители, когда замечают в своих детях проявления творческих способностей. Поэтому перед педагогом, особенно на начальном этапе, сейчас стоит задача не только сформировать у ребенка базовые навыки игры на инструменте, но и заинтересовать ученика изучаемым предметом, воспитать в нем способность к самосовершенствованию, труду, дисциплине и преодолению препятствий для достижения поставленных целей. 

Цель работы: сформировать у ученика на начальном этапе  заинтересованность в обучении посредством использования на уроке и при выполнении домашних заданий современных технических средств и медиа ресурсов.

Задачи: 

  • Заинтересовать ребенка в овладении навыком игры на инструменте.
  • Сформировать у ребенка положительный имидж классической и народной музыки.
  • Научить организовывать свое свободное время и планировать занятия.
  • Социализировать ребенка с его новым занятием в привычной для него среде.
  • Воспитать в ученике толерантное отношение к представителям других национальностей, культур и физических возможностей.

Практическая значимость: предлагаемые в этом проекте методы педагогических практик можно использовать в работе преподавателями народных отделений музыкальных школ и школ искусств. Она учитывает особенности музыкального образования в районах, отдаленных         от областного центра, с невысоким уровнем жизни, дефицитом материальной базы и  небольшим выбором учебного контингента. 

По словам заслуженного артиста РФ Владимира Ушенина, «до сих пор начальной методики игры на баяне по большому счёту ещё нет. Методика, как Искусство игры на баяне, существует в практике ведущих исполнителей и педагогов. Зафиксировать её пытались многие выдающиеся педагоги: Б. Егоров, Ф. Липс, В. Семёнов, Й. Пуриц, В. Бонаков и др. Но создание методики начального обучения возможно лишь при охвате проблемы как целого явления. Задача сегодняшнего дня собрать всё воедино и создать Школу, как основополагающую базу для развития художественно одаренных детей». 

Поэтому так важно сегодня не пользоваться старыми наработками в области педагогики, а придумывать новые методики, концепции, дабы пополнить образовательную базу, а быть может, заложить новый кирпич в фундамент будущей Школы музыкального образования. Любые педагогические явления в силу своей сложности не могут и не должны изучаться с одной точки зрения, а, значит, необходимо применение комплекса методологических подходов, обеспечивающих получение разноплановых характеристик исследуемых явлений. В данном случае могут выступать системный, деятельностный, информационный, синергетический, дифференцированный, аксиологический, личностно-ориентированный и другие подходы. Предлагаемые методы работы следует оценивать, в первую очередь, с точки зрения деятельностного подхода, а также личностно-ориентированного.

Музыкальная педагогика гласит, что основное качество педагога заключается в умении расположить к себе ученика. Крылатая фраза древнегреческого философа Ксенофонта: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится» в современной психологии понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них другого определяется как аттракция.

Аттракция как компонент межличностного восприятия органично входит и в структуру диалогового общения. Неоднократно в педагогической литературе поднимался вопрос о том, что отношение к предмету опосредуется отношением к учителю. Поэтому так важно, чтобы педагог вызывал уважение, был привлекательным в общении и как профессионал, и как личность.

Преподаватели - музыканты должны в первую очередь ориентироваться на индивидуальные особенности учащихся и руководствоваться принципом обучения на высоком уровне трудности. Произведения, которые не выносятся на сцену, должны быть завышенного уровня сложности для учеников для того, чтобы стимулировать формирование и развитие способностей. Трудность произведений концертного репертуара может соответствовать уровню развития ученика в целях формирования состояний психической готовности ученика к выступлению. Б.Л. Яворский очень высоко оценивал этот принцип для развития творческого потенциала ученика: «Систематически усложняя задачи, мобилизуя внимание внутреннего слуха, можно вызвать и организовать такие творческие силы учащегося, о которых сам он и не подозревает ».  «Необходимо ввести в программы всех отделений музыкальных школ элемент творчества. Не должно делать всех музыкантов композиторами, но необходимо, чтобы каждый мог произвести на языке своего искусства хотя бы простейшее выражение своих мыслей...» (Яворский Б. Л.).

В заключении хотелось бы привести слова доктора психологических наук В.Г. Ражникова: «Все дети талантливы настолько, чтобы безостановочно развиваться в  своих возможностях. Проблема только в том, в каком качестве, с чьей помощью и каким способом они прииобщались к искусству».


Полный текст материала Возможности использования инновационных технологий и средств в методике формирования исполнительского навыка у учащегося народного отделения смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рощина Любовь Николаевна  Публикатор
27.09.2015 0 2016 260

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК