Статья "Этнокультурное воспитание на уроках изобразительного искусства"
Целью современного художественного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у него активной, творческой жизненной позиции. На протяжении последних лет система дополнительного образования детей преодолела этапы эволюционного перехода в новое качественное состояние, становления государственной системы, модернизации этой системы в целях решения основных задач российского образования - доступности, качества, эффективности. В 2011 году благодаря усилиям всего культурного сообщества и активным действиям Министерства культуры Российской Федерации (Федеральный закон РФ от 17 июня 2011 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"), школам искусств (детским художественным школам) наконец-то определили статус, достойных им миссии, - предпрофессиональное образование. Предпрофессиональное – значит, обязательное, начальная ступень профессионального образования, фундамент профессионального образования в сфере культуры и искусства. Исходя из этого современное художественное образование сегодня должно готовить учащихся к быстро изменяющимся условиям жизни, полноценной самореализации в будущей учебной и профессиональной и трудовой деятельности. Важным условием этого является овладение умением самостоятельно, творчески, аналитически работать с различного рода информацией. Эти умения приобретают особую значимость для подготовки молодого поколения к жизни в 21 веке – веке информационных технологий. При этом основное внимание должно быть сосредоточено на развитии творческих способностей учащегося, возможностях его саморазвития, формировании системного мышления, готовности к инновационной и профессиональной деятельности.
В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы» говорится о необходимости использования деятельностного подхода в обучении. Реализация Концепции станет основой для духовного возрождения России, утверждения ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая ее социально-культурную и творческую стороны.
На дворе двадцать первый век. Технический процесс мчит нас неведомо куда с головокружительной скоростью. Новые технические средства появляются, чуть ли не каждый день. И, естественно, арсенал средств качественного образования развития ребенка тоже возрос. Мультипликация это перспективнейшее направление педагогики, может не совсем новое, но ставшее в наше время гораздо более доступным. Ведь компьютер есть почти в каждом доме.
С каждым годом большое практическое значение приобретают анимационные технологии. За небольшой период времени в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра, созданы и успешно функционируют студии мультипликации.
С 2009 года перечень предметов рабочего учебного плана МБОУ ДОД «Детской художественной школы» отделения «Раннее эстетическое образование детей дошкольного возраста» (от 4-х до 6,5 лет) включен предмет «Основы анимации». Преподавателями и учащимися отделения на уроках выполняются анимационные этюды (работы) «Колобок и лиса», «Морское путешествие», «Красивый сон» и др. Оказалось, что творческий процесс создания работ в технике перекладка идеально подходит начинающему юному художнику, и не оставляет равнодушными профессионалов. В момент, когда ребенок всеобщему вниманию предоставляет результат своего собственного творчества, он всецело доверяет миру. Именно доверие к миру, по утверждению известного психолога В.П. Зинченко, является базовым условием в доступе к информационным кладовым обоих миров – личного и окружающего, внутреннего и внешнего.
Прорисовывая элементы, детали, структуру, явления внешнего мира, ребенок выстраивает мир собственный, постигая и его законы, открывая встречу со своим неповторимым «Я».
Организация культурного пространства - «Творческой мастерской» для учащихся от 11 до 16 лет станет первой ступенькой на Пути, по которому растущий человек будет подниматься самостоятельно всю дальнейшую жизнь. Предполагаю, что не все участники проекта станут в будущем специалистами и профессионалами в области анимации, но просто уверена, что данная деятельность обеспечит возможность развития и формирования творческой личности в комплексном эмоциональном и интеллектуальном развитии на материале экранных и традиционных искусств.
2. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики).
Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.
К.Роджерс
Анализ работ педагогов-практиков в периодической литературе, мой собственный десятилетний опыт работы позволяют мне говорить о проблемах, возникающих перед учителем в процессе реформ, внедрения инноваций и, особенно при смене концепций и парадигм образовательного пространства школы. Любому педагогу проще давать готовые факты, готовую истину. Научить найти истину гораздо сложнее, но если это удается, то вот оно удовлетворение. Поэтому цель моей педагогической деятельности – это способствовать формированию социально успешной личности ученика, через организацию творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной работе.
На современном этапе жизни общества и функционирования экономики, требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся в образовательном пространстве направлены не только на усвоение системы знаний художественного образования, но и умений правильно ориентироваться в нем – осваивать, оценивать изменения, преобразования содержания и методологические принципы художественного образования, соответствующие актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, всестороннему удовлетворению духовных запросов личности. Уровень духовности человека теснейшим образом связан с его эстетической культурой, отношением к искусству. Воздействуя, прежде всего, на чувства, эмоции, переживания, искусство вносит глубокие изменения в его духовную сферу, проецируя внутреннее состояние человека на поведение и поступки. Особую актуальность в образовании современного молодого поколения приобретает обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной художественной культуры и народного искусства как корневого ее начала.
Современное дополнительное образование призвано заполнить пространство между двумя полюсами: с одной стороны оно наиболее полно обеспечивает реализацию духовных и культурных потребностей детей и молодежи, с другой – мобильно реагирует на меняющуюся социально-экономическую информационную ситуацию в стране.
На современном этапе нашего общества именно в системе дополнительного образования созданы наиболее благоприятные условия для свободного развития личности как индивидуальности.
В настоящее время, в области искусств (по видам деятельности) - изобразительное искусство приобретает новое лицо. Современные технические средства, например, компьютер, интерактивная доска и мультимедийный проектор, открывают перед педагогом и детьми новые возможности для восприятия, изучения и закрепления полученной информации.
Художественная деятельность (рисование), безусловно, играет важную роль в учебном процессе, но современные технологии и достижения науки и техники делают возможности изучения предмета поистине безграничными. В своей работе я наряду с традиционными наглядно-иллюстративными, учебно-методическими пособиями, включающими фотографии, видеосюжеты, тесты и кроссворды применяю современные компьютерные технологии. Формирование потребностно-мотивационной сферы ребенка, инициирование его активности и становление инициативной позиции в разнообразных сферах жизнедеятельности может быть эффективно осуществлено в системе комплексных программ эстетического воспитания. Такую систему деятельности, способствующую развитию навыков самоопределения, самоорганизации, самореализации, самооценки у обучающихся представляет предлагаемый проект.
Проект «Творческая мастерская» - это своего рода составляющая в формировании и развитие этнохудожественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной культуры и искусства, развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности, средствами нравственных и духовных основ личности, гражданственности и патриотизма, возрождения национальных культур. Предлагает, учащимся используя технологию проектной деятельности создать проекты, отражающие творческое наследие писателей и художников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, средствами анимационного искусства.
Смотреть мультфильмы интересно и увлекательно. Но насколько интереснее и увлекательнее придумать и снять мультфильм собственными руками! О том, как придумать, нарисовать, снять и озвучить свой собственный мультфильм и узнают дети на занятиях в детской мультстудии.
Занимаясь мультипликацией, ребенок приобретает опыт в неограниченном числе видов деятельности. Выразительные средства мультипликации являются наиболее естественными для детского и подросткового возраста: они стимулируют их творческую активность и раскрепощают мышление. Способность мультипликации учить и воспитывать, позволяет говорить о рождении своеобразной мультипликационной педагогики. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в универсальности ее языка, позволяющего организовать всеобъемлющую систему комплексного обучения детей всех возрастных групп. Ведь возможность создавать что-то новое обычно закладывается в детстве. Чтобы создать мультфильм самостоятельно, дети должны сочинить рассказ или сказку (литературное творчество), написать сценарий (драматургия), нарисовать раскадровку, эскизы героев (изобразительная деятельность), смастерить куклы и декорации (пластика, изобразительное искусство, технология разработки различных материалов), придумать героям движения, одушевить их (ритмика, театр), снять фильм (кино-фото дело), озвучить его (музыка, шумы, использование различной аппаратуры), смонтировать и продемонстрировать (работа с техникой). Нельзя отказаться ни одного вида деятельности, не ограничив и не обеднив при этом конечный результат – детский мультфильм, а, следовательно, и творческие возможности детей, их способность к самовыражению.
3. Цели и задачи проекта.
На пути к совершенству нет конца, есть только начало.
Каждое новое достижение становится отправным
пунктом для следующего крупного шага.
Цель проекта – формирование и развитие этнохудожественного образования учащихся, обеспечение соответствующих условий для их воспитания и творческого развития; приобщение детей к ценностям отечественной художественной культуры; развитие творческой инициативы ученика.
Задачи конкретизируют поставленную цель:
- разработать комплексную программу, программно-методические материалы на основе полученного опыта, с учетом основных задач обучения и воспитания всесторонне образованных членов общества, способных понимать и принимать особенности культуры обских угров в большой семье народов России;
- создать несколько анимационных проектов по творчеству художников и писателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
- за период времени разработать и снять проектные работы реализовывать идею непрерывного формирования информационной, коммуникативной компетенции учащихся средствами современных образовательных технологий в процессе освоения предметов;
- воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.
Путь решения поставленных задач – оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий обучения: информационно-коммуникационных технологий, деятельностностный подход; метода проектов.
Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:
- информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);
- коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);
- социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);
- предметную (способность применять полученные знания на практике).
Деятельность «Творческой мастерской» основана на проектной организации образовательного процесса. Предполагается создание рабочих групп, у которых будет определенная тема проекта на учебный год (2013-2014, 2014-2015, 2015-2016 гг.), включающая в себя несколько локальных заданий.
Проектно-исследовательская деятельность «Творческой мастерской» распределена по пяти направлениям:
- Учебая деятельность – приобретение теоретических знаний этнохудожественного и этнокультурного характера, изучение основ анимации, освоения технологии выполнения мультфильма в технике перекладки.
- Музейная деятельность - направление характеризуется изучением материальной и художественной культуры малочисленных народов Севера, включая интернет-ресурсы образовательных, информационных, культурно – просветительских сайтов.
- Проектная деятельность - направление обращено к созданию анимационных проектов (этюдов) на основе творчества писателей и художников Югры (Ю. Вэлла, Ю.Шесталов, А. Тарханов, М. Анисимкова, Г. Райшев, Г. Визель, Ю.Бычков и др).
- Методическая деятельность – разработка комплексной программы, методического и наглядно-дидактического материала к занятиям этнокультурного содержания.
- Общественная деятельность – участие в мероприятиях (фестивали, выставки, конкурсы), направленных на сохранение, развитие и пропаганду анимации, этнокультуры народов Севера.
Для развития проектно-исследовательской компетенции учащихся ведущую роль отводиться проектной технологии и следующим правилам: свобода выбора, открытость, деятельность, взаимообратная связь, индивидуальность.
Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать «естественную среду» (т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования компетентностей учащихся. Автор работы «Метод проектов» У.Х. Килпатрик с чьим опытом я знакомилась в ходне подготовки проекта, отстаивал тезис о том, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества, к столкновению с еще неизвестными проблемами
Проектная технология способствует созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению учебно-предметным материалом, развитию самостоятельности, потребности в самообразовании, ответственности за результат свой деятельности. Проектная деятельность позволяет учащимся становиться конкурентоспособными в разнообразных ситуациях, в различных коллективах
Для этого необходимо решить следующие педагогические задачи:
- придавать обучению максимально деятельностный характер;
- увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера;
- создавать условия для приобретения опыта и достижения цели, для рефлексии учебной деятельности;
- усиливать практическую направленность дополнительного образования.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ульбаева Гайша Валиулловна
→ полка 10.12.2016 0 3267 168 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.