Статья "Чтение с листа как составляющая часть развивающего обучения"
«Чтение с листа как составляющая часть развивающего обучения»
«Лучший
способ научиться
быстро
читать – это как можно
больше
читать»[1]
Педагоги - практики неоднозначно относятся к формированию навыков чтения с листа. Некоторые педагоги больше внимания уделяют работе над программой, подготовке к экзаменам и зачётам, надеясь, что умение читать с листа со временем придет, само собой. Другие регулярно занимаются с учениками своего класса игрой не знакомых нотных текстов, прививая им желание заниматься самостоятельно, вырабатывая необходимые навыки.
Развивающее обучение в классе фортепиано основано на определенных дидактических принципах.
1.Большой объем используемого материала (расширение репертуара).
2.Скорость изучения произведений (овладение исполнительскими навыками в более короткий срок, отказ от длительной работы над произведением).
3.Тесная взаимосвязь уроков фортепиано с другими учебными предметами (расширение интеллекта учащегося).
4.Самостоятельность и инициатива ученика в процессе музыкальной деятельности.
Выполнение принципов развивающего обучения невозможно без приобретения хорошей читки нот.
О необходимости и пользе развития данного навыка встречаются высказывания в трактатах педагогов с XVII века. Учащийся, регулярно играющий незнакомые произведения, знакомится с фортепианным репертуаром и расширяет свой музыкальный кругозор. Знакомство с новыми музыкальными текстами - новые эмоции, расширение репертуара, приобретение новых исполнительских возможностей, развитие самостоятельности. Чтение с листа – необходимая часть музыкального становления ученика.
Теория и практика читки нот с листа основывается на нескольких важных условиях.
1.Мысленное опережение при игре незнакомого произведения, так называемое музыкальное зрение.
Умение «слышать глазами», то есть мысленно опережать то, что непосредственно играется в данную минуту, играя первый такт, видим и слышим второй такт.
Осваивая навык чтения с листа, ребёнок испытывает определённые трудности, независимо от способностей:
- невозможность совместить направление движения (вправо-влево);
- неумение быстро отличать расположение нот на нотоносце;
- сложность прочтения нот на добавочных линейках;
- большое количество знаков альтерации в тексте;
- неумение отличать плавность и скачкообразность мелодии;
- сложность исполнения скрипичного и басового ключа одновременно;
- недостаточность развития координации при игре двумя руками одновременно и прочтении двойных нот и аккордов.
Преодолевая данные трудности, ученик развивает музыкальное зрение и, соответственно, навык чтения с листа.
Музыкальные способности ребенка уникальны, поэтому каждый преподаватель преодолевает определённый путь развития с каждым учеником индивидуально, но непременно систематически, постепенно усложняя репертуар. Из выше изложенного следует, что умение исполнять незнакомые нотные тексты непосредственно связано с общей музыкальной грамотностью учащегося.
2.Неотрывность
взгляда исполнителя от произведения.
Игра
«вслепую», не глядя на руки и неотрывно
следя за текстом, необходимы при чтении
нот с листа. Навык «слепой игры»
формируется при игре гамм и позиционных
последовательностей, исполняемых
различными приемами, не глядя на руки.
Регулярные занятия позиционными
последовательностями и игра гамм
формируют зрительное представление
клавиатуры.
Позиционная
игра формирует аппликатурную дисциплину.
Из этого следует, что приобретение
навыков игры на инструменте и формирование
навыка чтения нот с листа, процессы
комплексные и параллельные.
3.Ориентирование по рисунку записи нот.
Ориентирование по записи тоже очень важно при формировании данного навыка. При игре необходимо использовать уже приобретенные знания и умения. Играя гаммообразные пассажи, важно увидеть первый и последний звук, что подскажет и аппликатурное решение. Играя аккорды, важно определение функции аккордов (T, S, D), что облегчит и ускорит правильное прочтение музыкального текста. Использование в новом тексте приобретенных знаний, умений и навыков помогает при исполнении данного текста.
Чтобы ориентироваться по рисунку записи, необходимо знание нотной графики. Умение видеть текст – направление движения, функции аккордов, облегчает читку нот с листа. Чтением нот с листа мы занимаемся с учениками с первых уроков, когда мы показываем ученику первые песенки, то обращаем внимание на нотный рисунок (нотки расположены по порядку, близко или далеко друг от друга). Полезным упражнением для развития навыков чтения с листа будет изучение последовательностей нот вверх и вниз от любого звука звукоряда, терцовых и квартовых последовательностей, порядок диезов и бемолей, кварто-квинтовый круг тональностей.
Как же читать с листа? С чего начать? Я со своими учениками начинаю с рассматривания произведения. Анализируем все, что видим, по мере появления информации сверху вниз. Сначала название произведения, которое подсказывает, о чем будем играть, т.е. определяем жанр исполняемого произведения. Далее по тексту – темп и (или) характер, фамилия композитора или указание о том, что это народная песня, соответственно, определяем стиль исполнения, говорим о времени написания произведения, о композиторе, если народная песня - о народе, если есть текст, анализируем его. Особенно важно обратить внимание на текст маленьких учеников, иногда приходиться объяснять значение встречающихся незнакомых слов. Этот первоначальный анализ позволяет одновременно с навыком чтения с листа расширять кругозор ученика. Далее анализируем графический рисунок произведения – ключи, знаки, тональность, размер, длительности, ритмический рисунок, фактуру, направление движения мелодии, штрихи, аккомпанемент, динамику, фразировку. Проигрываем произведение, определяем возникшие ошибки, анализируем.
С учащимися первого класса такой анализ проводится по каждому произведению, одновременно идет обучение игры на инструменте – освоение необходимых навыков, а также ведется подготовка к грамотному чтению с листа. В первый класс приходят дети разного возраста, благодаря тому, что занятия индивидуальные, скорость обучения подбирается в соответствии с возрастными особенностями и музыкальными способностями. Развитие навыка читки нот с листа очень длительный и кропотливый процесс, а самое главное, навык должен закрепляться регулярно.
Сейчас в педагогической практике большой выбор учебных пособий. За годы работы с детьми мною выбран основной репертуар, который очень нравится детям. Я постоянно использую новые учебники, по ним и читаем с листа в классе, это как бы мониторинг учебника, все произведения первоначально просто читаются с листа, а небольшая часть (как правило, это небольшая часть), понравившаяся детям, готовится для публичного выступления. Выбор репертуара – это тоже очень важно. Есть обязательная программа, а есть дополнение к этой программе в виде легких переложений. При хорошей читке с листа ученик обязательно самостоятельно много играет, а это способствует прохождению большего количества произведений. Такая работа очень важна в классе по специальности.
Обучение в музыкальной школе процесс трудоемкий, мы, преподаватели работаем по определенным программам, и есть определенное противоречие между скоростью обучения и требованиями программы, дети ведь разные, но соблюдение основных педагогических (дидактических) принципов: доступность - от простого к сложному, постепенность изучения материала, наглядность, регулярность занятий – обязательны. Основная цель педагога привить ребенку любовь к музыке, а результаты этой любви могут быть различны: кто-то станет исполнителем, кто-то хорошим педагогом, кто-то музицирующим любителем, кто-то внимательным слушателем.
[1]- Иосиф Гофман «Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ткачук Рита Анатольевна
→ Публикатор 08.10.2017 0 1695 74 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.