Статья "Полихудожественный подход как условие формирования музыкально - образного мышления детей в образовательном процессе"
Полихудожественный подход как условие формирования музыкально - образного мышления детей в образовательном процессе
Повышение эффективности основного образования предполагает изменение образовательной парадигмы, в которой первостепенное значение имеет эстетическое воспитание, в процессе которого формируется музыкально - образное мышление, а также исполнительское мастерство детей в образовательном процессе.
Психологической основой исследования музыкально - образного мышления являются закономерности ассоциативной деятельности сознания личности и создание у обучающихся таких установок, как овладение средствами художественной выразительности; сопоставление музыкальных и литературных образов на основе сходства, контраста и дополнения (В.В. Богословский [1], В.В. Давыдов [3]).
Музыкально-образное мышление является необходимым условием восприятия или воспроизведения художественного содержания музыкального произведения. Оно характеризуется тем, что основано на образном материале. Музыкальные образы представляют собой интонационно осмысленные звуковые последования, содержанием которых являются чувства, эмоции и переживания человека.
Известно, что художественное содержание музыкального произведения выражается посредством мелодии, ритма, темпа, динамики и др., что, в общем, и представляет собой специфический язык музыки. Развитие музыкально-образного мышления предполагает, следовательно, понимание прежде всего языка музыки и осознание того факта, что музыка не изображает видимый мир, а выражает, главным образом, чувственное отношение человека к этому миру.
В связи с этим представляют особую ценность исследования В.В. Ванслова [2], Ю.У. Фохт-Бабушкина [5], В.Г. Мирецкая [4], писавшие о более высокой эффективности сочетания нескольких видов искусства в решении задач эстетического воспитания и всестороннего развития личности.
Дело в том, что характерной особенностью музыки является отсутствие предметной наглядности в ней. Одни и те же чувства, а, следовательно, и звуковая интонация их выражения, могут быть вызваны различными обстоятельствами, явлениями или предметами. Восприятие музыкального образа представляет определенную трудность. Следовательно, одним из основных методов развития понимания образной выразительности музыки является метод конкретизации образа путем анализа последовательной цепи: представление предметного образа (например, танцевальной сцены), чувства, вызываемые этим предметным образом, средства музыкального выражения этих чувств. В данном случае использование художественно-смысловых связей одного вида искусства усиливает воздействие другого вида искусства.
В последнее время главной целью работы Детских школ искусств является формирование духовно богатой и эстетически развитой личности обучающихся посредством приобщения к инструментальному исполнительству и изобразительному искусству.
Одним из способов решения этой задачи стали полихудожественный подход; интегрированные технологии; использование собственного творчества детей, которое помогает передать художественно-образное содержание произведения.
Процесс подготовки комплексного занятия имеет свою специфику и состоит из трех этапов.
1. Подготовительный этап: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания занятия, репетиции.
2. Исполнительский этап (увертюра занятия, включающая «фазу вызова», заключительная часть).
3. Рефлексивный этап (анализ занятия).
Приведём пример комплексного занятия с использованием межпредметных связей, для обучающихся 5 класса Детской школы искусств.
Занятие «Особенности восприятия цвета и звука в изобразительном и музыкальном искусствах»
Цель: формирование представления об образном восприятии цвета и музыки.
Задачи: Познакомить с представлениями выдающихся людей о музыкальных и цветовых выразительных средствах искусства. Пробудить потребность в творчестве. Научить образно воспринимать музыкальные произведения и делать соответствующие эскизы с помощью изученных техник рисования.
Наглядный материал: А.К. Саврасов «Проселок»; К.П. Беггров «Вид Невского проспекта у Гостиного двора»; Ж.-Л. Давид «Клятва Горациев»; А.П. Боголюбов «Море перед штормом»; В.В. Кандинский «Сюита №424»; М.К. Чюрленис «Фуга» из диптиха «Прелюд и фуга».
Музыкальный материал: Стинг «Ocean waits»; Ванесса Мей «Classical Gas»; А. Вивальди «Времена года».
Подготовительный этап. Работа перед занятием.
За несколько дней до предполагаемого урока необходимо повторить с детьми технику рисования:
- «по-мокрому», для которой используются акварель, вода и качественная бумага. Сюжеты при повторении могут быть различные – от пейзажей до натюрмортов. Исходя из опыта, чаще используются пейзажные зарисовки, которые более удобны для детского творчества.
- «восковка»; здесь также используются акварельные краски, качественная бумага для акварели и самое главное – это восковая пастель. Как правило, преподаватели используют восковые мелки, которые создают необходимый эффект. Однако работы получаются необыкновенными, если использовать белую масляную пастель.
- «монотипия». Эта техника используется очень часто, поэтому каких – либо специализированных советов по ее использованию давать не следует.
План урока:
Организационный момент (1 – 2 мин.);
Приветствие (0.30 – 1 мин.);
Объявление темы урока (2 – 4 мин.);
Основная часть урока, теория (10 – 15 мин);
Основная часть урока, практика (15 – 20 мин.);
Повторение (3 – 5 мин.);
Заключение (3 – 5 мин.);
Выставка работ обучающихся с последующим обсуждением в кругу подростков, педагогов и родителей.
Необходимо отметить, что занятия в школе проводятся с учетом специализации, которая может предусматривать увеличение или уменьшение времени на занятия.
Ход занятия
Педагог ДО по ИЗО . Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем работать совершенно в ином качестве. Попробуем соединить две ниточки искусства воедино. Какие? Вы сейчас мне сами скажете. Посмотрите внимательно, что это? (здесь необходимо демонстрировать репродукции художников- пейзажистов).
Ответы детей.
Картины.
Педагог ДО по ИЗО.
Правильно. А какие именно, кто мне может сказать?
Ответы детей.
Саврасов «Проселок». Давид «Клятва Горациев». Беггров «Невский проспект».
Педагог ДО по ИЗО.
Верно. Демонстрирует репродукции картин А.К. Саврасова «Проселок» (1873 г.); К.П. Беггрова «Вид Невского проспекта у Гостиного двора» (1821 – 1826 гг.); Ж.-Л. Давида «Клятва Горациев» (1784 г.).
Ребята, а теперь внимательно посмотрите на картину русского художника XIX века А.П. Боголюбова «Море перед штормом».
Демонстрирует репродукцию картины А.П. Боголюбова «Море перед штормом» (1860 г.).
Представьте себе эту картину в жизни, как бы это могло происходить? Теперь, закройте глаза и вслушайтесь в звучащую музыку.
Звучит музыка Стинга «Ocean waits». Продолжительность прослушивания 30 – 45 секунд.
Педагог ДО по ИЗО.
Как вы думаете, ребята, можно ли было под такую музыку написать эту картину?
Ответы детей.
- Нельзя. Музыка спокойная, а на картине изображено динамическое действие, более насыщенное цветом.
Педагог ДО по ИЗО.
Правильно. Ребята! Мы и подошли к тому, что соединили с вами два вида искусства. Что же мы соединили?
Ответы детей.
Музыку и живопись.
Звучит музыкальное произведение Ванессы Мей «Classical Gas».
Педагог ДО по ИЗО.
Настроение прозвучавшей музыки созвучно художественному образу картины А.П. Боголюбова «Море перед штормом»?
Ответы детей на этот вопрос положительные.
Педагог ДО по ИЗО.
Ребята! А можно соединять музыку и живопись или это совершенно несовместимые виды искусства?
Ответы детей.
Соединять можно. Некоторые композиторы (например, А.Н. Скрябин) тоже соединяли музыку и цвет; может, так и получилась цветомузыка?
Педагог ДО по ИЗО.
Цветомузыка, конечно, получилась немного иначе, а вот то, что многие композиторы пытались соединить цветовое изображение и музыкальное произведение, это верно. Посмотрите, как на нас действуют некоторые цвета: зеленый – успокаивает, красный – активизирует или злит, черный – огорчает и замыкает, голубой – возвышает.
При этом необходимо показывать карточки того цвета, который называете.
Музыка тоже по-разному воздействует на человека. Еще в Древней Греции философы считали, что одни мелодии заставляют плакать, и человек становится сентиментальным, другая музыка поднимает настроение. Существует музыка, которая воодушевляет; такие мелодии использовали для воспитания воинов.
Свойства цвета и музыки ученые начали исследовать очень давно. На рубеже XVII – XVIII веков величайший английский физик и математик Исаак Ньютон представил музыкальный нотный стан в виде рисунка. Он условно сопоставил цвета спектра (радуги) и музыкальной октавы (Рис. 1. И.Ньютон. Нотный стан).
Комментарий. Предварительно заготавливаем большую схему нотной линейки, но без нот. Ноты готовим и вырезаем отдельно. Во время объяснения обучающийся на фортепианном отделении заходит на сцену и садится за инструмент. На мольберте уже должна быть закреплена нотная линейка и приготовлены ноты. На втором мольберте надо приготовить чистый лист ватмана формата А3, прикрепленный горизонтально, а также все необходимое для рисования в технике «по-мокрому» (акварель, вода, губка для нанесения воды на лист, кисть).
Педагог ДО по ИЗО.
Ребята! Посмотрите, как интересно сопоставлены ноты и цвета. А как это можно сделать на практике? Давайте вспомним песню «Маленькой елочке холодно зимой». Послушайте, как она звучит на фортепиано.
На фортепиано исполняется песня «Маленькой елочке холодно зимой».
Педагог ДО по ИЗО.
Теперь мне необходима ваша помощь. Я попрошу одного из вас подойти к нотной линейке и взять в руки ноты. Когда на фортепиано сыграют ноту «до», вы должны будете прикрепить эту ноту на музыкальном стане и определить цвет, который соответствует данному звуку.
Обучающийся выходит к мольберту. На фортепиано играет ноту «до», а другой ученик с помощью преподавателя прикрепляет нарисованную нотку под фиолетовый цвет на соответствующее место нотного стана.
Педагог ДО по ИЗО.
Посмотрите, ребята, мы с вами определили ноту и ее цвет. Давайте продолжим.
На инструменте проигрывают следующую ноту, и ребенок уже самостоятельно прикрепляет её на нотном цветомузыкальном стане. И так далее.
Комментарий. В это время преподаватель набирает на приготовленную губку воду и готовит формат для письма «по-мокрому». Необходимо хорошо подготовить краски, так как работа должна осуществляться быстро и качественно для того, чтобы показ был яркий, красочный и самое главное, – эстетичный.
Педагог ДО по ИЗО.
Теперь я хочу показать вам как мы сможем прямо в классе создать произведение из музыки и красок. Необходима быстрая работа.
Звучит песня «Маленькой елочке холодно зимой». В это время педагогу необходимо сделать зарисовку на эту музыку.
Педагог ДО по ИЗО.
Посмотрите ребята, как получается интересно и красиво. Хотите также попробовать нарисовать? Тогда достаем краски, форматы и конечно музыку.
Звучит музыка Shakira «Whenever, whenever». Продолжительность слушания – 3мин.15сек.
В это время дети рисуют в технике «по-мокрому». После того как музыка заканчивается, не обязательно сразу заставлять детей убирать рисовальные принадлежности, можно включить другую музыку, сделав предварительно потише и не так долго прослушивая произведение – вполне достаточно 1 мин. 45 сек., так общее время на это задание составит 5 мин.
Педагог ДО по ИЗО.
Какие красивые работы у нас получились, какие они разные, по цвету, и содержанию. Как вы думаете, как можно еще сопоставить цвета и формы?
Ответы детей.
- Солнце – желтое, дождь – серый, голубой – спокойствие, пурпурный – смелость.
Педагог ДО по ИЗО.
В музыке цветомузыкальным зрением обладал русский композитор А. Н. Скрябин. Он впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую партитуру специальную партию света (симфоническая поэма «Прометей»), что связано с обращением к цветному слуху.
В литературе известный писатель В. Набоков тоже каждую букву алфавита соотносил с определенным цветом. «Черно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца, А; довольно ровное (по сравнению с рваным R) Р; крепкое каучуковое Г; Ж, отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного; темно-коричневое, отполированное Я. В белесой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют в этом порядке довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба. Группу мутных промежуточных оттенков образуют клистирное Ч, пушисто-сизое Ш и такое же, но с прожелтью Щ. Переходя к следующему спектру, находим: красную группу с вишнево-кирпичным Б (гуще, чем В), розово-фланелевым М и розовато-телесным (чуть желтее, чем V) В; желтую группу с оранжеватым Ё, охряным Е, палевым Д, светло-палевым И, золотистым У и латуневым Ю; зеленую группу с гуашевым П, пыльно-ольховым Ф и пастельным Т (все это суше, чем их латинские однозвучия); и, наконец, синюю, переходящую в фиолетовое, группу с жестяным Ц, влажно-голубым С, черничным К и блестяще-сиреневым 3. Такова моя азбучная радуга (ВЁЕПСКЗ)».
Идея синтеза музыки и цвета получила развитие в изобразительном искусстве. Так, знаменитый русский художник XIX века Василий Васильевич Кандинский приоткрывает свое восприятие цвета. В статье «О духовном в искусстве» он писал: «Желтое есть типично земная краска. Желтое нельзя особенно углубить. Повышение желтого звучит как труба, в которую все сильнее дуют, или как поднятый до большой высоты звук фанфар. В музыкальном изображении светло-синее подобно звуку флейты, темно-синее — виолончели. Все углубляясь и углубляясь, оно уподобляется удивительным звукам контрабаса. В глубокой торжественной форме звук синего равен звуку глубокого органа...»
Гармонию между цветом и звуком пытался найти в своих полотнах литовский художник и композитор Микалоюс Константинас Чюрленис. Многие его картины так и называются «Прелюд», «Фуга», «Соната». Круг этих работ довольно разнообразен. Например, картина «Фуга» в строгой концептуальной форме ясно демонстрирует идею музыкальной живописи М. Чюрлениса. Графическое и живописное в этой картине ощущается, прежде всего, как поэтическое и музыкальное. Избежать этих определений, при всем желании оставаться в рамках точных понятий очень трудно. Действительно, впечатление зрителя, полученное от изысканных линий и цветовых сочетаний, немедленно отвлекается от триады линия — форма — цвет и обращается к триаде мелодия — форма — тональность. Это тот случай, когда используемые художниками и искусствоведами понятия из обихода звукового (ритм, гармония), равно как музыкантами и музыковедами — из обихода зрительного (линия, колорит), являются не метафорическими ссылками к смежным искусствам, а дают прямые и точные понятия о явлении, запечатленном на бумаге [5].
А сейчас давайте посмотрим на произведения этих великих людей. В своем творчестве они удачно сопоставили два вида искусства – музыку и живопись. Перед вами репродукции картин художника В. В.Кандинского «Сюита №424» (акварель) и М. К. Чюрлениса «Фуга» из диптиха «Прелюд и фуга».
Демонстрирует репродукции картин В. В. Кандинского «Сюита №424». Акварель (1931 г.) и М. К. Чюрлениса «Фуга» из диптиха «Прелюд и фуга» (1908 г.).
Педагог ДО по ИЗО.
Ребята»! Давайте вспомним, что такое техника «восковки»?
Ответы детей.
Восковка - это когда на бумагу наносится рисунок белым восковым мелком, а после этого акварельными красками накладывается цвет.
Педагог ДО по ИЗО.
А сейчас давайте попробуем осуществить на практике наши знания. Мы будем слушать музыку и постараемся найти именно тот цвет, который соответствует музыкальному образу произведения. Внимательно слушаем музыку и рисуем то, что мы видим, слышим и чувствуем.
Необходимо приготовить форматы, воск, краски, кисти и воду.
Звучит музыкальное произведение для симфонического оркестра А. Вивальди «Весна» (из концерта для симфонического оркестра «Времена года»).
Педагог ДО по ИЗО. Давайте поставим наши работы на мольберты и посмотрим, какая разная и цветная музыка есть на свете, как по-разному мы с вами воспринимаем мир. Цветомузыкальное восприятие мира каждого человека индивидуально. От того, каким образом мы будем отражать эстетическое богатство явлений существующей действительности зависит разнообразие путей постижения красоты окружающей природы, жизни и духовного обогащения личности.
Педагог ДО по ИЗО осуществляет проверку усвоения материала.
Примеры вопросов.
1) какой цвет соответствует ноте «до» и т.д.? ( Ответ – Фиолетовый).
2) кто составил таблицу соотношения цвета и нот? (Ответ - И. Ньютон).
Домашнее задание. Детям предлагается сделать задание на выбор:
зарисовку в технике «по-мокрому» на музыку А. Вивальди «Осень» (из концерта для симфонического оркестра «Времена года» А. Вивальди);
сочинить музыкальную мелодию на репродукцию картины В.В. Кандинского «Сюита №424» или М.К.Чюрлениса «Фуга». Из диптиха «Прелюд и фуга».
Как показали наши наблюдения, участие детей в творческой деятельности, включённость в художественно-эстетическую среду является мощным фактором формирования музыкально-образного мышления, а также эстетического развития личности в образовательном процессе. Последнее свидетельствует о значительном обогащении эмоциональной сферы личности эстетическими переживаниями, что усиливает воспитательный эффект внедрения межпредметных связей в образовательном процессе.
Литература
Богословский, В.В. Психология воспитания школьников: Учеб. Пособие.-Л.: Лениздат, 1974.
Ванслов, В.В. Что такое искусство. – М.: Изобразительное искусство, 1988.
Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения// Педагогика. – 1995. - № 1. – С.29-39.
Мирецкая, Н.В. Сопряжение: комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989.
Розинтер, Ф. Искусство Чюрлениса. – М., 1993 г.
Фохт – Бабушкин, Ю.У. Художественная культура: проблема изучения и управления. – М.: Наука, 1986.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Подповетная Елена Владимировна
→ Публикатор 18.02.2018 0 1901 59 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы