Статья «Перегородчатая эмаль. Использование имитации перегородчатой эмали на уроках декоративно-прикладного искусства в ДШИ»


Перегородчатая эмаль. Использование имитации перегородчатой эмали на уроках декоративно-прикладного искусства в ДШИ.


Колчева Нинель Николаевна

МБУДО «Новодеревеньковская детская школа искусств» Новодеревеньковского района Орловской области

преподаватель


По всей России широко раскинулась сеть детских школ искусств. Особую часть её составляют школы искусств расположенные в небольших посёлках и сельских поселениях.

Помимо образовательной, им зачастую отводится и культурно-просветительская роль. Для сельских детей школа искусств порой является единственной возможностью сделать первые шаги в будущую профессию, приобщится к искусству, развить свои творческие способности.

В работе учебных заведений в области культуры и искусства возникает ряд проблем, связанных с отдалённостью от областного центра и недостаточным финансированием. Из-за этого в сельских школах искусств наблюдается нехватка необходимого оборудования, материалов и инструментов. Но в тоже время образовательный процесс должен вестись в соответствии с общегосударственными требованиями.

При разработке учебных программ, педагогу, работающему в небольшой сельской школе искусств, приходится решать серьёзные задачи. Опираясь на скудную материальную базу ДШИ, необходимо сделать обучение интересным, насыщенным, профессионально выверенным.

Особенно это актуально при составлении предпрофессиональных программ по декоративно-прикладному искусству. Отсутствие в ДШИ определённого оборудования делает невозможным изучение некоторых народных промыслов и ремёсел.

Положительным моментом является то, что в своём творчестве наши предки использовали простые, доступные материалы. В условиях сельской местности несложно заготовить то, чем одарила нас природа. Благодаря этому в учебной программе Новодеревеньковской детской школы искусств по ДПИ появились темы: «Художественная обработка бересты», «Соломка» и т.д. Наши учащиеся получили возможность на практике познакомиться с традиционными народными промыслами.

Исходя из принципа доступности, одним из разделов программы стало изучение эмальерного искусства. Отсутствие муфельной печи, специальных материалов и дополнительного оборудования в данном случае не стало помехой.

В теоретической части учащиеся знакомятся с историей возникновения и развития эмальерного искусства, видами эмалей, способами их изготовления. Обращаем внимание детей, что в оригинальном виде работа с эмалью требует очень высокой температуры. Добиться необходимых условий можно посредством муфельной печи. При этом необходимы и сами эмали. В нашей школе всего этого нет. Поэтому при изготовлении изделий в технике перегородчатой эмали мы будем использовать имитацию. Горячие эмали можно заменить эпоксидной смолой с небольшим добавлением художественной масляной краски. Этот состав широко использовали ещё в 90-х годах на занятиях декоративно-прикладного искусства в Орловском педагогическом институте. Под руководством преподавателя художественно-графического факультета профессора А.С. Хворостова студенты разрабатывали и декорировали имитацией эмали на основе эпоксидной смолы как металлические так деревянные изделия.

Относительная несложность технологии и доступность материалов дали возможность работать в технике перегородчатой эмали в условиях Новодеревеньковской ДШИ.

Для выполнения несложной учебной работы нам потребуется фанерная дощечка размером 15х15 сантиметров, чёрная тушь, медная проволока, ножницы, пинцет, медицинский клей БФ6, эпоксидная смола в комплекте с отвердителем, художественные масляные краски, деревянная щепочка.

Доску предварительно покрываем двумя слоями туши. Каждый слой должен хорошо просохнуть. Далее приступаем к работе над эскизом. Необходимо обратить внимание учащихся на особенности изделий с перегородчатой эмалью. Ячейки, куда закладывается красочный слой, образуют замкнутые пространства. Это необходимо учитывать при выполнении линейного рисунка.

В основу будущих изделий зачастую ложатся пленэрные работы учащихся. Зарисовки трав, цветов и ветвей деревьев могут натолкнуть ребёнка на интересное композиционное решение. Источником вдохновения становятся книжные иллюстрации, работы учеников прошлых лет, ювелирные украшения. Активно дети используют Интернет-ресурсы. Но преподаватель должен пресекать попытки учеников слепо копировать чужие идеи. Эскиз должен быть отражением индивидуальности ребёнка.

Работа над цветовым решением эскиза требует от учащихся определённых знаний и навыков. Знание основ цветоведения является основой. Но детские смелость и непосредственность, особое видение мира, позволяют учащимся добиться интересных и неординарных колористических решений.

Самые удачные эскизы можно использовать для дальнейшей работы.

Подготовительный рисунок переносим на уже подготовленную дощечку. Для вклеивания декора мы используем медную проволоку диаметром0.6- 0.8 мм., которую получаем при разборке использованных старых трансформаторов.

Для удобства работы проволоку желательно скрутить. Это можно сделать с помощью электрической дрели. Мы же используем несложное приспособление из двух карандашей и капроновой крышки с отверстием посередине. Данный способ позволяет избежать травм при работе с электрическими приборами.

В начале работы с колющими и режущими инструментами необходимо провести инструктаж по технике безопасности. Далее нам потребуются ножницы, пинцет и много, много терпения. Каждую деталь декора наклеиваем отдельно. В соответствии с рисунком, проволоку выгибаем и отрезаем на необходимую длину. Полученный фрагмент приклеиваем к основе с помощью пинцета. На данном этапе необходимо обратить внимание учеников на аккуратность и точность выполнения работы. Допущенные грубые ошибки впоследствии приведут к вытеканию окрашенного наполнителя. А небрежно выполненная работа принесёт только разочарование.

После завершения этапа наклейки декора, приступаем к следующему. Хрупкий узор необходимо закрепить. Смешиваем эпоксидную смолу с отвердителем согласно инструкции. Полученным прозрачным составом аккуратно промазываем места склейки и оставляем изделие для просушки. Эта довольно простая операция позволяет добиться двух целей. Закрепляет узор на плоскости и помогает избежать в дальнейшем протечек окрашенной эпоксидной смолы.

Наполнение изделия цветной имитацией эмали процесс увлекательный и кропотливый. Вначале готовим к работе эпоксидную смолу. Прозрачный состав удобно раскладывать в выемки пластмассовой палитры (продаётся в магазинах канцелярских товаров и активно используется детьми). В каждую ячейку добавляем немного масляной художественной краски (примерно со спичечную головку). Необходимо помнить, что переизбыток пигмента приведёт к образованию хлопьев.

Подготовив состав необходимых цветов, приступаем к работе. Палочкой, заточенной в виде лопаточки, заполняем детали декора. Аккуратность и чувство меры позволят добиться хорошего результата. Сохнет изделие несколько часов. Обычно, оставляем его на ночь. На следующем занятии приступаем к окончательной отделке и устранению небольших огрехов.

По мере совершенствования мастерства учащихся усложняются и задания. Учащиеся, используя навыки в работе с перегородчатой эмалью, декорируют шкатулки, выполняют небольшие панно. Особо увлечённые делают для себя и своих близких оригинальные украшения.

Декоративно-прикладное искусство в ДШИ является одним из любимых детьми уроков. Возможность разработать и своими руками выполнить изделие, позволяет детям поверить в свои силы, раскрыть творческий потенциал. Увлечённость детей зачастую передаётся их родителям. Взрослые перенимают у своих детей знания, полученные на уроках в школе искусств. Благодаря этому ДШИ стала одним из культурных центров посёлка.


Список использованной литературы:


  1. Дымченко Т.В. Эмаль - искусство и техника // Юный художник. - 2010. - N 1. - С. 25-27.

  2. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе (пособие для учителей), - М.: Просвещение, 1981, - 176 с. ил.

  3. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Пособие для учителей (Изд. 2-е, перераб. и доп.), - М.: Просвещение, 1989, - 176 с., ил

  4. Хворостов А. С. Азбука скани // Школа и производство, 1996, №6, стр. 63 -67.

  5. Хворостов А. С. Использование специфики рисунка в прикладном искусстве для эстетического воспитания и художественного образования студентов // Учёные записки Орловского государственного университета. Научный журнал. №4. Орёл 2012 год, стр. 404 – 407.



Полный текст материала Статья «Перегородчатая эмаль. Использование имитации перегородчатой эмали на уроках декоративно-прикладного искусства в ДШИ» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колчева Нинель Николаевна  Публикатор
24.03.2018 0 2170 46

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК