Статья "Внедрение основ образовательной робототехники в начальной школе. Из опыта работы"



Аннотация статьи:


Данная статья  посвящена внедрению основ образовательной робототехники в начальной школе.  Рассматривается опыт двухлетней практики юных проектировщиков БОУ г. Омска «Гимназия № 140», добившихся высоких результатов в области образовательной робототехники. Уделено внимание особенностям и  актуальности образовательной робототехники не только на уроках информатики, но и в иных учебных дисциплинах.

Выводы и методические рекомендации, содержащиеся в статье, будут интересны для педагогических работников образовательных учреждений, для их руководителей, могут быть использованы в образовательном процессе других образовательных организаций.



Внедрение основ образовательной робототехники в начальной школе.

Из опыта работы.

Гейнц Д.А. учитель информатики,

БОУ г. Омска «Гимназия № 140», г. Омск.


Ключевые направления технологического развития в информационных технологий обозначены в третьей главе «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р. Одно из этих ключевых направлений – образовательная робототехника, которая является частью инженерно-технического образования.

Особую актуальность приобретает внедрение инженерно-технического образования в систему школьного воспитания. Оно позволяет начинать продуктивную подготовку конкурентоспособных инженерно-технических кадров уже со школьной скамьи.

По состоянию на 2017 год российским школьникам доступно два направления робототехники: в качестве общего и дополнительного образования.

Образовательная робототехника – это, в первую очередь, процесс технического творчества, самостоятельного создания инноваций. Поэтому она занимает важное место в учебном процессе и пробуждает живой интерес даже самых маленьких творцов – учеников младших классов. Безусловно, основы инженерных знаний, заложенные в столь раннем возрасте, а также полученные навыки – это мощное преимущество для будущих специалистов инженерного дела.

В начальной школе на занятиях по робототехнике дети знакомятся с основами физики, законами реального мира, учатся на практике применять полученные знания, развивают мышление, наблюдательность, творческий подход. Такие навыки можно назвать общеучебными, они будут полезны не только будущим инженерам и технологам, но и всем школьникам для приобретения опыта работать в группе, развития моторики, внимания, для их общего интеллектуального развития.

На занятиях по началам робототехники с учениками младших классов обычно используются лишь элементы техники или робототехники. В целом робототехника строится на использовании образовательных конструкторов. Они позволяют составлять из разрозненных частей единые работающие механизмы. В основном в работе используются конструкторы компании LEGO®, наиболее широко представленной на рынке. Все они могут быть совмещены друг с другом. В комплекте продукции «LEGO® Education™» есть удобные методические рекомендации в виде электронной книги для учителя, в которую дополнительно включены задания для учащихся

На базе нашей гимназии г. Омска БОУ «Гимназия № 140» с 2015-2016 учебного года работают кружки по робототехнике с использованием конструкторов «LEGO® Education™ WeDo». Младшие школьники с большим удовольствием посещают занятия, конструируют и программируют различные модели. Эта деятельность пробуждает активный интерес к изучению информатики, математики, основ физики и технологии – и использованию полученных знаний в своей конструкторской деятельности.

Педагоги, преподающие образовательную робототехнику в нашей гимназии, используют деятельно-ориентированный подход. Это значит, ученики развивают способность самим ставить учебные цели, продумывать и контролировать пути их достижения, самостоятельно искать оптимальные решения проблем. Школьники работают над решением следующих задач: строят действующие модели реальных механизмов, живых организмов и машин, проводят естественнонаучные эксперименты, закрепляют основы алгоритмизации, также укрепляя свои знания по математике и физике и приобретая навыки работы в творческом коллективе. Для решения этих задач не предоставляется готовых алгоритмов. Ученики проявляют самостоятельность – сами ищут необходимую информацию и проводят эксперименты.

По итогам двухлетней практики юные проектировщики нашей гимназии добились высоких результатов в области образовательной робототехники, что подтверждают свидетельства, дипломы и грамоты городских и областных соревнований.

Так команда гимназистов успешно участвовала в трех городских фестивалях по робототехнике «РобоПолигон», которые состоялись в Омске в 2015 и в 2016 годах. Гимназисты стали призерами и лауреатами этих фестивалей. Участие гимназистов во Всероссийской роботехнической олимпиаде и на областном фестивале по робототехнике Омской области также было очень успешным. В команде есть победители, призеры и лауреаты.

Для реализации начального робототехнического курса на основе методических пособий для учителя от компании LEGO® была создана программа «Образовательная робототехника». Она формирует у детей научный взгляд, развивает исследовательские, конструкторские, прикладные навыки у детей. Эта программа используется в БОУ г.Омска «Гимназия №140».

В рамках программы ученики реализуют свои интересы в робототехнике по средствам образовательного конструктора «LEGO® Education™ WeDo». Программа рассчитана на 64 часа, что составляет 1 год обучения. Количество часов может быть сокращено в зависимости от времени начала обучения, психологической готовности к обучению, интеллектуального уровня готовности обучающихся к освоению образовательной программы.

Направление образовательной робототехники имеет большие перспективы развития. На данном этапе нашей работы в этом направлении разработка и внедрение курса «Образовательная робототехника» в образовательное пространство начальной школы еще не окончены.

Таким образом, по итогам работы в области конструирования нам необходим системный подход к внедрению элементов робототехники в образовательное пространство гимназии. Предстоит доработка методических и дидактических материалов для встраивания робототехники в курс информатики для начальной школы. Анализируя наш опыт работы с конструкторами «LEGO® Education™», можно сделать вывод о том, что внедрение основ образовательной робототехники актуально не только на уроках информатики, но и в иных учебных дисциплинах: технологии, окружающем мире, математике. Применение элементов робототехники в вышеназванных курсах может сделать их более «живыми», интересными, практикоориентированными.

В системе основного общего образования робототехника может быть выделена как факультативный, предпрофильный, элективный курс в начальном образовании. Существует реальная возможность внедрения данного направления технического образования учащихся в единую образовательную среду для учеников всех классов.


Список использованной литературы.

  1. Вотинцева М.Л., Шалагинова Н.В. Рабочая программа по образовательной робототехнике на базе конструктора LegoWedo [Электронный ресурс] - https://open-lesson.net/1948/ (дата обращения 26.02.2017)

  2. Государство заинтересовано в развитии робототехники [Электронный ресурс] – http://www.iksmedia.ru/news/5079059-Gosudarstvo-zainteresovano-v-razvit.html (дата обращения 27.02.2017)

  3. Методическое пособие для учителя: ПервоРобот LEGO® WeDoWeDo 8+ ProjectsCurriculumPack.

  4. Методическое пособие для учителя: Перворобот LEGO® WeDo™ (LEGO EducationWeDo).

  5. ПервоРоботLEGOWeDo. Комплект интерактивных заданий и книга для учителя (CD).

  6. Программа «Простые машины и механизмы» (для детей 8-11 лет) / сост. О. А. Шевченко /ООО «ЦНИТ», Детская Технологическая Школа «ЛегоКомп». - Екатеринбург, 2011,- 26с.

  7. Бусова С. Ю. Особенности внедрения образовательной робототехники в образовательном учреждении (из опыта работы МОУ СОШ № 54 г. Волгограда) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 218-220.


Полный текст материала Статья "Внедрение основ образовательной робототехники в начальной школе. Из опыта работы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гейнц Денис Андреевич  Публикатор
16.04.2017 0 4363 138

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК