Статья «О проблемах постановки рук и приемов звукоизвлечения у начинающих гитаристов»
Статья «О проблемах постановки рук и приемов звукоизвлечения у начинающих гитаристов». Преподавателя Маджидова О.Д
О проблемах постановки рук и звукоизвлечения у начинающих гитаристов написано очень много методической и проверенной опытом педагогической литературы. И все же каждый педагог снова и снова сталкивается с этой проблемой. Приходят новые ученики каждый со своими уникальными психо-физиологическими способностями. Перед педагогом опять стоит задача, правильная постановка. Некоторые ученики довольно быстро, почти интуитивно понимают, что от них требует педагог и этому процессу в дальнейшем не уделяется слишком много внимания. Но в основном эта проблема стоит довольно остро. По мнению автора этой статьи все намного сложнее, глубже, чем может показаться на первый взгляд. Приведу пример: девочка-ученица с хорошими способностями, очень организованная и исполнительная, почти все экзамены и зачеты сдает на пятерки, заканчивает музыкальную школу и уходит к сожалению педагога с неправильной постановкой правой руки. Причем и ученица и преподаватель постоянно контролировали этот процесс, что кстати отвлекало внимание от исполнения. Задача преподавателя не только обьяснить правильное положение рук, но надо дать прочувствовать правильность постановки. Если это произойдет, то дальше процесс пойдет органично. Что можно предложить? Дело в том, что во многих опубликованных «школах игры на шестиструнной гитаре», есть рекомендации начинать обучение с приема звукоизвлечения тирандо, и многие преподаватели с этого и начинают. Но приемом тирандо можно играть и со слегка повернутой кистью. А вот прием апояндо выравнивает кисть. Играть приемом апояндо с повернутой кистью практически невозможно. Поэтому в данных ситуация есть смысл при обучение приемов звукоизвлечения задействовать оба приема, тирандо и апояндо, но конечно не забывая про индивидуальный подход. Если ученик параллельно обучается и на электрогитаре, то преподаватель может показать прием звукоизвлечения двуручный теппинг. При таком звукоизвлечение правая рука играет на грифе, фортепианной техникой и держится ровно.
Но и конечно трудно переоценить значение гамм для постановки правой руки. Гаммы, сыгранные приемом апояндо при должном контроле выравнивают правую кисть, приводят ее в правильное положение. В целом процесс обучения правильной постановки рук и приемов звукоизвлечения довольно сложен и требует больших творческих усилий. Что касается левой руки, то здесь проблемы обнаруживаются при попытке ученика изменить положение большого пальца. Здесь надо отметить, что большой палец при игре всегда в движение, но он не должен иметь статично-горизонтальное положение в левую сторону или захватывать гриф сверху, если разговор идет о классической гитаре. Остальные пальцы левой руки формируются на грифе по некоторой аналогии с рукой пианиста, но со своей спецификой. Для левой руки существует принцип экономии движений пальцев ,кстати проблема ничуть не меньшая, чем проблема правой руки. Размашистые не связанные между собой движения пальцев, сводят на нет всю работу ученика и преподавателя, художественный материал раздробляется на кусочки, приемы легато,форшлаги и т.д. практически не исполняемы. Рационально-продуманная аппликатура, дело опыта, а что касается экономии движений пальцев, дело первоначальное.
Тема рациональной и экономной аппликатуры неисчерпаема, но на начальном этапе опять же на помощь приходят гаммы. В данном случае, особенно хроматические. Ученик следит, как пальцы поочередно ставятся на соседние лады, но предыдущие пальцы не поднимаются. На основе хроматизма можно придумать разные упражнения под конкретную ситуацию. В нисходящем порядке процесс обратный. Неплохой результат при постановки левой руки, может дать исполнение простых аккордов, в открытой позиции. При работе над аккордами ученик наглядно видит, слышит и чувствует несовершенство своего исполнения и самое главное сразу пытается это положение исправить, а это уже процесс творческий.
Преподаватель с каждым новым учеником ищет новые решения возникающих ситуаций и получает неоценимый опыт. Автор статьи желает всем успехов в этом нелегком, но благодатном труде.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Маджидов Олег Джафарович
→ Публикатор 05.08.2017 0 2214 89 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.