Методическое сообщение "О развитии музыкальной памяти"
Управление образования Добрянского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Добрянская детская школа искусств»
Методическое сообщение
О развитии музыкальной памяти учащихся
Составила: Каюкова Галина Леонидовна
Преподаватель второй квалификационной категории
г. Добрянка
2010г.
В педагогической практике нередко возникают вопросы, связанные с заучиванием музыкального произведения и исполнением его по памяти. Одни ученики обладают цепкой, прочной памятью, другие схватывают «на лету», но запоминают произведение неточно, поверхностно, третьи продвигаются по этому пути с трудом. В процессе работы, на уроке с некоторыми учениками порой с большим трудом удается исправить неверно заученную фразу, аппликатуру, прием. Казалась бы, цель достигнута, но в момент выступления на эстраде учение неожиданно «вспоминает» первый, неправильно заученный вариант. В чем причина этого явления?
Музыкальная память, как и все психические процессы, также раскрывается в практической деятельности. Существует не один тип памяти, а, по крайней мере, два: память репродуктивная (механическая) и реконструктивная (творческая).
Репродуктивная (образная) память, связанная главным образом с первой сигнальной системой, особенно ярко представлена у детей пяти – шести лет. Их мозг еще не достаточно творчески перерабатывает поступающую из окружающего мира информацию.
Дети запоминают действительность целиком, как мгновенную картинку, которая сохраняется в памяти нерасчлененной. Такое запоминание – вынужденная мера, которую выработал организм: в детском возрасте на маленького человека обрушивается около 80 % всей жизненной информации. Вот почему в этот период запоминание обычно кратковременно, держится недолго, информация не столько перерабатывается, сколько образно комбинируется. Это та память, которая нужна человеку, как основа для будущей деятельности.
Работа над произведением с ребенком в этом возрасте и несколько позже имеет свои особенности. Менять штрихи, аппликатуру не всегда целесообразно, так как новый вариант заставляет ребенка в значительной мере перестраивать в своем сознании все произведение в целом. По этой же причине не стоит расчленять произведение и задавать выучивать отдельные ее фрагменты, поскольку каждый отрывок может восприниматься им как целое, отдельное произведение. Однако распространение этой системы на весь процесс обучения приводит в старших классах к натаскиванию, зубрежке, в конечном счете, к заучиванию в подобном случае только одного, «жесткого» варианта трактовки, что в значительной мере сковывает творческие возможности музыканта.
Реконструктивная (творческая) память связана с творческой, а не с механической работой сознания. С годами детская репродуктивная механическая память оттесняется на второй план, и в работу все больше вступает новая система памяти.
С накоплением словарного фонда, богатой информации, культуры у человека появляется способность к анализу и новой работе с накопленной информацией. Память, как и деятельность человека, постоянно эволюционирует.
Реконструктивный момент связан с воображением. Вспоминая отдельные яркие мгновения, человек способен реконструировать целое. В этом процессе воссоздания прошлой информации большое значение имеет жизненный опыт человека – осознанное, пережитое, передуманное. Он во многом определяет характер и качество воспроизведения. Не случайно Бруно Вальтер утверждал, что «память зависит от интенсивности, с которой человек жил, действовал, чувствовал…» Однако реконструктивная память наряду с положительным моментом творчества имеет и отрицательную сторону: если полагаться только на нее, она не редко подводит. В практике оба типа памяти у человека действуют сообща. Так, детально выучив произведение, исполнитель опирается как на репродуктивную, так и особенно на свою творческую, реконструктивную память. Ведь подлинно художественное исполнение произведения – это не репродукция его, а как бы новое воссоздание авторского замысла.
Память – не фотография действительности, а сложнейший процесс, развивающейся во времени. По содержанию в памяти можно выделит три структуры: запоминающую (направленную в прошлое), воспроизводящую (связанную с настоящим) и синтезирующую (направленную в будущее). Если попытаться расшифровать некоторые уровни памяти от наиболее простых к наиболее сложным, то у исполнителя в связи с его спецификой можно уловить характерные признаки, по крайней мере четырех таких уровней (естественно, что в процессе игры они не расчленены). Первый связан с поведенческой, двигательной памятью, а психологически - с интересом. Чем интенсивнее интерес, чем больше ярких моментов на уроке или в домашней работе, тем крепче запоминаются нотный текст и игровые движения.
Третий связан с памятью художественно – образного решения произведения, нахождения и удержания психологически правдивой логики раскрытия образа, богатым кругом рождающихся художественных ассоциаций, то есть с творческой фантазией.
И наконец, четвертый, связан уже не только с изучаемым произведением, удержанием всего полученного материала, его синтезированием, но и переработкой его в новую творческую программу на основе полученного опыта, то есть с общим художественным развитием личности.
Все эти уровни связаны с различным материалом, который необходимо запомнить, с различными условиями его воспроизведения.
По форме память имеет несколько фаз, которые иногда носят названия «кругов памяти», так как информация, получаемая и обрабатываемая мозгом, удерживается в них, постоянно возвращаясь в фокус восприятия.
Как происходит запоминание? Оперативных кругов памяти насчитывается пять. В течение 0,1 – 0,3 секунды действует самая кратковременная, сенсорная память (механическая) обусловленная структурой физиологического аппарата, зрения, слуха. За это время происходит связь звуков в слоги, слова, движения глаз сливаются в единый комплекс, предмет отделяется от фона, вычленяется контур, выделяется звуковая линия.
Во втором круге – около 1 секунды – запоминается общий образ, условная «картинка», звуковое «поле». Здесь начинается осмысление информации, начинают вырабатываться и двигательные программы – моторные инструкции, что особенно важно для инструменталистов.
Третий круг памяти – пятиминутный – повторение с наложением последующей информации и предыдущего опыта, установление логической связи событий. Он связан с удержанием внимания на запоминание. За это время мозг человека стремится «досмотреть», окончательно переработать, классифицировать информацию, включить полученный образ в свой опыт.
Четвертый круг памяти (20 - 60 минут) – упрочнение, закрепление следа в памяти. Объем этого круга наиболее насыщен (человек способен воспроизводить в памяти произведение длительностью 30 – 50 минут непрерывного звучания). После же одного часа обработанная информация может уходить в долговременную память.
Пятый круг – «отстаивание» (одни сутки) За это время происходит отбор нужного, необходимого для запоминания, отсев постороннего, уяснение периодичности событий, связанных с суточным циклом, выработка привычек поведения и т.д.
Трехдневный цикл – завершающий процесс, образование опыта, окончательный «уход» обработанной информации в долговременную память. «Потянув» за «ниточку ассоциаций», человек способен воспроизвести данную информацию. Не случайно учебный процесс возобновляется с интервалом в трое – четверо суток (два раза в неделю). Это и есть тот необходимый срок, дающий возможность полученной на урок информации отстояться и уйти в долговременную память. Проведение уроков чаще создает слишком большую нагрузку на память, информация не успевает основательно усваиваться и перерабатываться мозгом. Не успев отстояться и уйти в долговременную память, «извлеченная» информация деформируется. На еще не обработанную информацию накладывается новая информация. В сознании нередко вместо закрепления появляются в связи с этим неуверенность и сомнения.
Музыкальная память – это в первую очередь художественная память на музыку и свою интерпретацию образов - «лента видения». Для этого важны кульминации и прочие вехи, которые помогают конкретизировать внимание (по дороге, где много ярких знакомых примет, двигаться всегда легче и безошибочней).
Память музыканта – исполнителя соединяет художественное мышление с двигательным. При исполнении произведения широко используется двигательно – поведенческая память, связанная с профессиональным опытом (запоминание движения, заучивание последования двигательных комплексов). Чем больше в запасе найденных вариантов, тем свободнее чувствует себя исполнитель. В двигательной памяти выделяют осязательно – тактильную, направленную на контроль настоящего (точка опоры ладони, дающее ощущение чувства грифа, концы пальцев, дающие информацию о степени прикосновения и давления).
Каковы же стимулы запоминания? Прежде всего, это возбуждение максимального интереса к музыке, специальности, произведению, нахождению своего отношения, постановка определенной художественной цели.
При повторении звучания музыки, связанной с тем или иным памятным событием, психологическим состоянием, у исполнителя возникает ощущение, будто он вновь возвращается в те события, обстоятельства. При этом память действует наиболее эффективно. Д. Ф. Ойстрах, работая над произведением, применял интересный метод. Он искал варианты исполнения и записывал их на магнитофон. На эстраде артист мог, поэтому свободно творить, так как дома он специально тренировал свою память на варианты.
Зазубривание одного варианта делает исполнительский процесс не только нетворческим, но и неустойчивым, так как малейшее изменение условий, субъективного состояния выбивает исполнителя с узкой проторенной дорожки. Он становиться похожим на канатоходца над пропастью. Зубрежка резко уменьшает объем памяти, так как приучает мозг оперировать упрощенной однообразной информацией.
Все, что исполнитель осуществляет на инструменте, в этот же момент не запоминается и не выучивается. Это процесс с «оттяжкой времени». Нельзя, что-то разучивая, сразу получит отдачу. В процессе заучивания пять минут однотипной работы – это максимум, на что способна наша память (ее «третий круг»). После этого лучший интервал для того, чтобы получит ответ, что запомнилось, - двадцать минут. Через 20 минут переработке информации мозгом осуществляется всего на 50 – 60 %, через сутки – на 65 – 70%, а через трое суток – около 75%.
Какова польза повторения? Повтор, который осуществляет музыкант, необходим на первых стадиях работы для сравнения и проверки варианта: что сделано, что недоделано, что необходимо закрепить. Следует учесть следующую особенность режима работы мозга: два повторения в день вторе эффективней восьмикратного повторения. Это, однако, касается лишь примитивной зубрежки. Творческое же нахождение вариантов - не столько повторение, сколько обогащение, переработка информации. Музыка неповторима, любое повторение лишает ее эстетической сущности. Следует учесть, что наибольшую чувствительность память приобретает к вечеру. А.И. Ямпольский считал, что вечер - лучшее время для художественной работы, так как ночью запомненное не забивается другой информацией.
Необходимо обратить внимание также на то, что прерванная задача лучше запоминается, она заставляет мозг активнее работать, быстрее схватывать новое, лучше запоминать. Секрет быстрого и прочного запоминания произведения – использование нескольких каналов: зрительно - двигательный и зрительно – слуховой.
Отчего происходят срывы на эстраде? Память не любит, когда ее не верят. Здесь уверенность важней, чем сомнения: а не подведет ли память? При заучивании важно заранее «промоделировать» не только то, как будет сыграно произведение, но и свое состояние на эстраде. Отсюда – необходимость проверки исполнителя перед выступлением обстановкой, ближе эстрадной.
Срывы на эстраде бывают при переключении внимания. К примеру, один эпизод выучен хорошо, а другой хуже. Внимание может своевременно не подготовиться к необходимости к активации, и происходит ошибка. Опасны и места после кульминаций, завершения разделов и т.д. Педагогу необходимо всячески развивать у ученика способность к музыкальному представлению, фантазированию. Один учение, потеряв текст, беспомощно остановился, другой – сымпровизировал, и пошел дальше; это говорит о различном характере работы с материалом.
Отвечая на вопрос, как лучше работать над произведением – выучить на память, или, поработав над ним, потом заучивать, - следует сказать, что полное осознание произведения – это уже память. Проблемы запоминания произведения без его осмысления не должно существовать. Кроме того, стремление выучить сразу наизусть новое произведение помешает дальнейшей творческой работе над ним. При изучении произведения ученик играет его в более медленном темпе, чем на эстраде. Многие движения при медленном темпе имеют несколько отличительную форму, чем при быстром. Меняется и характер динамики, звукоизвлечения и т.д. Следовательно, изучение наизусть неготового сочинения может стать помехой и двигательной стороне на эстраде.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное воспитание учителя. М., 1956 г.
Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека М., 1973 г.
Вопросы музыкальной педагогики. Вып.7. Сборник статей. Ред. – сост. Руденко В.И. М., Музыка. 1986 г.
Маккиннон Л. Игра наизусть. М., 1967 г.
Черникозова В.И., Чернокозов И.И. Этика учителя. Киев, 1973 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каюкова Галина Леонидовна
→ КаюковаГалина 18.06.2010 0 4743 973 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.