Рабочая программа основной школы по музыке для 5 класса
I. Категория материала.
Учитель музыки, МХК, руководитель вокального кружка
II. Название материала.
Рабочая программа основной школы по музыке, 5 класс
III. Файл материала.
programma
IV. Полное имя.
Ремезова Валентина Викторовна
V. E-mail - электронная почта.
Ritm45@mail.ru
VI. Краткая информация о материале.
Рабочая программа основной школы по музыке, 5 класс
VII. Полная информация о материале.
1. ФИО автора материала: Ремезова Валентина Викторовна
название ОУ: МОУ «Каслинская СОШ №27» Каслинского муниципального района, город Касли, Челябинская область
должность: учитель музыки и МХК
категория: высшая
2. Тип + Название разработки: Рабочая
программа основной школы по музыке, 5
класс
3. Предмет или сфера назначения
материала: учителю музыки, МХК, руководителю
вокального кружка
4. Часть самого материала или описание
размещаемого материала.
Утверждаю:
Директор МОУ «Каслинская СОШ № 27
А.П. Мельникова__________________
«________ » 2011-2012учебный год
Рабочая программа основной школы
по музыке 5 класс
Учитель: В.В. Ремезова
Пояснительная записка:
Преподавание предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области.
Рабочая программа основного образования по музыке разработана на основе примерной Программы общеобразовательных учреждений: Музыка 1-7 классы. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина - М.: Просвещение. 2010 г.
Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:
«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004г. №1089).
«О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 12.06.2011г. № 04-997);
«О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. № 103/3404).
Порядок введения и содержание Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) определяется следующими документами:
«О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы» //(Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2010г. № 1507-р)
«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. №986);
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. №1241);
«О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-255);
«О введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01.09.2010 г.» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.06.2010 г. № 01-438);
«Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011-2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10.2010 г. № 02-600)
Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:
«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);
Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. №1403).
Цель массового музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры – наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
- воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
- освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства. Преемственность программы 5-7 класса с программой «Музыка» для начальной школы.
Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.
Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке, в художественных импровизациях.
Содержание программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. Содержание учебников выстраивается с опорой на музыку композиторы классиков, народную музыку и соответствуют возрастным особенностям учащихся. Различные явления музыкальной культуры рассматриваются в учебниках сквозь призму вечных тем искусства и жизни, которые формируют нравственно-0эстетические предпочтения школьников, их духовную культуру.
Примерный художественный материал предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности.
Работа с творческой тетрадью за счет проблемности вопросов и погружения в атмосферу творческой мастерской композитора, в атмосферу концертного зала дает возможность учащимся проявить интерес к различным видам музыкальной деятельности, раскрыть свой познавательный потенциал, совершенствовать художественный вкус.
Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания – выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.
Для оценивания уровня подготовки учащихся по музыке рекомендованы задания в творческих тетрадях по музыке 5,6,7 классов.
Рабочая программа начального образования по музыке адаптирована для учащихся 8 вида. Задания на уроках в классах 8 вида предлагаются индивидуально и дифференцировано. На уроках используются современные педагогические технологии: уровневая дифференциация, коллективный способ обучения, театральная деятельность. При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, информатики.
5 КЛАСС (35 ч)
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебною материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.
Раздел 1. Музыка и литература (17 ч)
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство
(18 ч)
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое — к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Рать дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема зашиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Примерное тематическое планирование уроков музыки в основной школе
№ п/п |
Разделы и темы |
Кол-во часов |
I |
5 класс (35) Музыка и литература |
17 |
1. |
Что роднит музыку с литературой |
1 |
2. |
Вокальная музыка |
3 |
3. |
Фольклор в музыке русских композиторов |
2 |
4. |
Жанры инструментальной и вокальной музыки |
1 |
5. |
Вторая жизнь песни |
2 |
6. |
Всю жизнь мою несу родину в душе |
1 |
7. |
Писатели и поэты о музыке и музыкантах |
2 |
8. |
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера |
1 |
9. |
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет |
1 |
10. |
Музыка в театре, кино, на телевидении |
1 |
11. |
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл |
1 |
12. |
Мир композитора |
1 |
II |
Музыка и изобразительное искусство |
18 |
1. |
Что роднит музыку с изобразительным искусством |
1 |
2. |
Небесное и земнее в звуках и красках |
1 |
3. |
Звать через прошлое к настоящему |
2 |
4. |
Музыкальная живопись и живописная музыка |
2 |
5. |
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве Портрет в музыке и изобразительном искусстве |
1 |
6. |
Портрет в музыке и изобразительном искусстве |
1 |
7. |
Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. |
2 |
8. |
Застывшая музыка |
1 |
9. |
Полифония в музыке и живописи |
1 |
10. |
Музыка на мольберте |
1 |
11. |
Импрессионизм в музыке и живописи |
1 |
12. |
О подвигах, о доблести, о славе… |
1 |
13. |
В каждой мимолетности вижу я миры… |
1 |
14. |
Мир композитора. С веком наравне |
1 |
Тематическое планирование
5 класс
Музыка и литература
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Вид контроля, измерители |
Элементы дополнительного содержания |
Домашнее задание |
Что роднит музыку с литературой |
1 |
Вводный. (урок-лекция) |
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Связь музыки и литературы. |
Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. |
|
Закрепление полученных знаний |
Вокальная музыка |
3 |
Расширение и углубление знаний. Урок-викторина |
Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку. |
Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Хоровое пение. Устный контроль |
Жанры народных песен: исторические, лирические, служивые, хороводные, обрядовые, частушки. |
Творческая тетрадь, с.4-5, 18-21, 14-17. |
Фольклор в музыке русских композиторов |
2 |
Сообщение и усвоение новых знаний. (урок-беседа) |
Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников. |
Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Хоровое пение. Устный контроль |
Народные песни уральских композиторов |
|
Жанры инструментальной и вокальной музыки |
1 |
Расширение и углубление знаний |
Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, вокальная и инструментальная баркарола |
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Хоровое пение. Устный контроль |
|
|
Вторая жизнь песни |
2 |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Широкое отражение песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством |
Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль. Хоровое пение. |
|
|
«Всю жизнь мою несу родину в душе…» |
1 |
Расширение и углубление знаний |
Колокольный звон в музыке. Звучание картины. |
Интонационно-образный анализ музыкального и художественного ряда. |
Колокольный звон |
Творческая тетрадь с. 26-33. Подбор произведений, близких по настроению. |
Писатели и поэты о музыке и музыкантах |
3 |
Расширение и углубление знаний |
Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского композ. Г.В. Свиридова и западноевропейских – Ф. Шопена и В. Моцарта. |
Хоровое пение. Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений |
Стихи и рассказы о музыке и музыкантах. |
Чтение сказки в творческой тетради с.43-44 |
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. |
1 |
Расширение и углубление знаний Урок-путешествие. |
История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драм, изоб) в опере. В основе оперы – либретто (литературное произведение) |
Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. |
|
Творческая тетрадь, с. 44-49 |
Опера-былина Н.А. Римкого-Корсакова «Садко» |
1 |
Расширение и углубление знаний |
Опера-былина Н.А. Римкого-Корсакова «Садко» |
Интонационно-образный анализ фрагментов из оперы. |
|
|
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. |
1 |
Расширение и углубление знаний |
История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета – либретто (литературное произведение). |
Интонационно-образный анализ фрагментов из балета. Устный контроль. |
|
Творческая тетрадь, с. 40-43 |
Музыка в театре, кино, на телевидении. |
1 |
Сообщение и усвоение новых знаний. Урок-викторина |
Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. |
Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия. ИКТ |
|
|
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. |
1 |
Расширение и углубление знаний |
Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «легкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы. |
Хоровое пение. Слушание музыки. Просмотр видеоряда. Интонационно-образный анализ. |
Пение мюзикла А. Ермолова «волк и семеро козлят на новый лад» |
Творческая тетрадь, с. 52-53 |
Что роднит музыку с Изобразительным искусством? |
1 |
Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний. |
Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и ИЗО. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и ИЗО. |
Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. |
Просмотр видеоролика «Живописная музыка» |
|
«Небесное и земное» в звуках и красках. |
1 |
Расширение и углубление знаний |
Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западно-европейского искусства. |
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль. |
|
Творческая тетрадь, с. 54-57 |
«Звать через прошлое к настоящему» |
1 |
Расширение и углубление знаний |
Изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами ИЗО |
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль |
|
Творческая тетрадь, с. 58-61 |
Музыкальная живопись и живописная музыка. |
2 |
Расширение и углубление знаний |
Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись?, Можем ли мы увидеть музыку? |
Слушание музыки, Просмотр видеоряда картин Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. |
|
Творческая тетрадь, с. 62-63, 64-65 |
Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве. |
1 |
Расширение и углубление знаний |
В основе профессиональной музыке лежат народные истоки (на примере С.В. Рахманинова и В.Г. Кикты) |
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ Устный контроль |
Рисование церкви в городе |
Творческая тетрадь, с. 37-39 |
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. |
1 |
Расширение и углубление знаний |
Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и ИЗО. |
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ Устный контроль |
|
Творческая тетрадь, с. 72-73; 34-35 |
Волшебная палочка дирижера |
1 |
Расширение и углубление знаний |
Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижерымира. |
Слушание музыки. Письменный контроль (карточки) контроль |
|
Творческая тетрадь, с 74-77. Поиск ключевых слов и выражений о значении дирижера (фрагмент Кленова)
|
Образы борьбы и победы в искусстве |
1 |
Сообщение и усвоение новых знаний. Урок-беседа |
Жизнь и творчество Л.Бетховена. Образный строй симфонии №5. Творческий процесс сочинения музыки композитора. |
Сообщение и усвоение новых знаний. |
|
Творческая тетрадь, с 66-67 |
Застывшая музыка |
1 |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, ИЗО. Архитектура – застывшая музыка. |
Слушание музыки. Иллюстрации – видеоряд. Интонационно-образный анализ. |
|
|
Полифония в музыке и живописи |
1 |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Продолжение знакомства с творчеством И.С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха – орган. |
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ |
|
Закрепить, полученные знания. |
Музыка на мольберте. |
1 |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М.К. Чюрлениса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, ИЗО и литературы. |
Видеоряд репродукций. Хоровое пение. |
Рисунки |
Закрепить, полученные знания. |
Импрессионизм в музыке и живописи. |
1 |
Сообщение и усвоение новых знаний. ИКТ |
Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи. |
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ |
|
|
«О подвигах, о доблести, о славе…» |
1 |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Тема защитников Родины. Знакомство с жанром Реквиема. |
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. |
|
Творческая тетрадь, с 34-35 |
«В каждой мимолетности вижу я миры» |
1 |
Сообщение и усвоение новых знаний |
Образный мир произведений С.С. Прокофьева и М.П. Мусоргского. Своеобразие их творчества. |
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. |
|
|
Мир композитора |
1 |
Повторение и обобщение полученных знаний. Урок обобщения и систематизации знаний. |
Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и ИЗО. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских композиторов. |
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. |
|
|
Урок-концерт |
1 |
|
Пение и слушание любимых произведений. Просмотр любимых видео-роликов. Пение караоке. |
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся основной школы
5 класс
5 класс
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого их них;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности;
передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений; посещение концертов, театров;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса и школы.
Рекомендуемая литература и звуковые пособия:
Антология русской и зарубежной музыки X-XXI в/ сост. Ю.А. Зверев Комплект компакт-дисков. – М., 2005
Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников/ Л.А. Безбородова, М.С. Осенева. – М., 2004
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.С. Выготский . – М., 2004
Музыка и живопись для детей. – CD-ROM. – М., 2005
Музыкальное образование в школе/ под ред. Л.В. Школяр. – М., 2006
Науменко Г.М. Народная мудрость и знания о ребенке: этнография детства/ Г.М. Науменко. – М., 2005
Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике В.Г. Ражников. – М., 2004
Сергеева Г.П. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. М., - 2006
Сергеева Г.П. Уроки музыки: 7 класс: пособие для учителя/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. М., - 2007
Г.П. Сергеева Практикум по методике музыкального воспитания . 2005.
Сокольникова Н.М. История стилей в искусстве/ Н.М. Сокольникова, В.Н. Крейн. – М., 2006
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей/ Б.М. Теплов. – м., 2004
Шедевры музыки. CD-ROM. – М., 2006
Энциклопедия классической музыки. - CD-ROM. – М., 2002
Я познаю мир: Музыка. – М., 2005
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ремезова Валентина Викторовна
→ мелодия_27 01.12.2011 0 8260 2389 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.