Рабочая программа основной школы по музыке для 5 класса


I. Категория материала.

Учитель музыки, МХК, руководитель вокального кружка

II. Название материала.


Рабочая программа основной школы по музыке, 5 класс

III. Файл материала.

programma

IV. Полное имя.

Ремезова Валентина Викторовна

V. E-mail - электронная почта.

Ritm45@mail.ru

VI. Краткая информация о материале.

Рабочая программа основной школы по музыке, 5 класс

VII. Полная информация о материале.

1. ФИО автора материала: Ремезова Валентина Викторовна

название ОУ: МОУ «Каслинская СОШ №27» Каслинского муниципального района, город Касли, Челябинская область

должность: учитель музыки и МХК

категория: высшая


2. Тип + Название разработки: Рабочая программа основной школы по музыке, 5 класс


3. Предмет или сфера назначения материала: учителю музыки, МХК, руководителю вокального кружка


4. Часть самого материала или описание размещаемого материала.























Утверждаю:

Директор МОУ «Каслинская СОШ № 27

А.П. Мельникова__________________

«________ » 2011-2012учебный год



Рабочая программа основной школы

по музыке 5 класс



Учитель: В.В. Ремезова












Пояснительная записка:

Преподавание предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области.

Рабочая программа основного образования по музыке разработана на основе примерной Программы общеобразовательных учреждений: Музыка 1-7 классы. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина - М.: Просвещение. 2010 г.

Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:

  1. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004г. №1089).

  2. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 12.06.2011г. № 04-997);

  3. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. № 103/3404).

Порядок введения и содержание Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) определяется следующими документами:

  1. «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы» //(Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2010г. № 1507-р)

  2. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. №986);

  3. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. №1241);

  4. «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-255);

  5. «О введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01.09.2010 г.» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.06.2010 г. № 01-438);

  6. «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011-2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10.2010 г. № 02-600)

Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

  1. «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);

  2. Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. №1403).


Цель массового музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры – наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

- развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

- воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

- освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства. Преемственность программы 5-7 класса с программой «Музыка» для начальной школы.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке, в художественных импровизациях.

Содержание программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. Содержание учебников выстраивается с опорой на музыку композиторы классиков, народную музыку и соответствуют возрастным особенностям учащихся. Различные явления музыкальной культуры рассматриваются в учебниках сквозь призму вечных тем искусства и жизни, которые формируют нравственно-0эстетические предпочтения школьников, их духовную культуру.

Примерный художественный материал предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности.

Работа с творческой тетрадью за счет проблемности вопросов и погружения в атмосферу творческой мастерской композитора, в атмосферу концертного зала дает возможность учащимся проявить интерес к различным видам музыкальной деятельности, раскрыть свой познавательный потенциал, совершенствовать художественный вкус.

Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания – выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.

Для оценивания уровня подготовки учащихся по музыке рекомендованы задания в творческих тетрадях по музыке 5,6,7 классов.

Рабочая программа начального образования по музыке адаптирована для учащихся 8 вида. Задания на уроках в классах 8 вида предлагаются индивидуально и дифференцировано. На уроках используются современные педагогические технологии: уровневая дифференциация, коллективный способ обучения, театральная деятельность. При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, информатики.





5 КЛАСС (35 ч)

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебною материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.

Раздел 1. Музыка и литература (17 ч)

Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.



Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство

(18 ч)

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое — к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Рать дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема зашиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.





Примерное тематическое планирование уроков музыки в основной школе


п/п

Разделы и темы

Кол-во

часов


I

5 класс (35)

Музыка и литература

17

1.

Что роднит музыку с литературой

1

2.

Вокальная музыка

3

3.

Фольклор в музыке русских композиторов

2

4.

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

5.

Вторая жизнь песни

2

6.

Всю жизнь мою несу родину в душе

1

7.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

2

8.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

1

9.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

10.

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

11.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1

12.

Мир композитора

1

II

Музыка и изобразительное искусство

18

1.

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1

2.

Небесное и земнее в звуках и красках

1

3.

Звать через прошлое к настоящему

2

4.

Музыкальная живопись и живописная музыка

2

5.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

6.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

7.

Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.

2

8.

Застывшая музыка

1

9.

Полифония в музыке и живописи

1

10.

Музыка на мольберте

1

11.

Импрессионизм в музыке и живописи

1

12.

О подвигах, о доблести, о славе…

1

13.

В каждой мимолетности вижу я миры…

1

14.

Мир композитора. С веком наравне

1





















Тематическое планирование

5 класс

Музыка и литература

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Вид контроля, измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Что роднит музыку с литературой

1

Вводный. (урок-лекция)

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Связь музыки и литературы.

Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.


Закрепление полученных знаний

Вокальная музыка

3

Расширение и углубление знаний. Урок-викторина

Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества.

Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку.

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Хоровое пение. Устный контроль

Жанры народных песен: исторические, лирические, служивые, хороводные, обрядовые, частушки.

Творческая тетрадь, с.4-5, 18-21, 14-17.

Фольклор в музыке русских композиторов

2

Сообщение и усвоение новых знаний. (урок-беседа)

Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников.

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Хоровое пение. Устный контроль

Народные песни уральских композиторов


Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

Расширение и углубление знаний

Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, вокальная и инструментальная баркарола

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Хоровое пение. Устный контроль



Вторая жизнь песни

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Широкое отражение песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством

Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль. Хоровое пение.



«Всю жизнь мою несу родину в душе…»

1

Расширение и углубление знаний

Колокольный звон в музыке. Звучание картины.

Интонационно-образный анализ музыкального и художественного ряда.

Колокольный звон

Творческая тетрадь с. 26-33. Подбор произведений, близких по настроению.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

3

Расширение и углубление знаний

Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского композ. Г.В. Свиридова и западноевропейских –

Ф. Шопена и В. Моцарта.

Хоровое пение. Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений

Стихи и рассказы о музыке и музыкантах.

Чтение сказки в творческой тетради с.43-44

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

Расширение и углубление знаний

Урок-путешествие.

История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драм, изоб) в опере. В основе оперы – либретто (литературное произведение)

Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль.


Творческая тетрадь, с. 44-49

Опера-былина Н.А. Римкого-Корсакова «Садко»

1

Расширение и углубление знаний

Опера-былина Н.А. Римкого-Корсакова «Садко»

Интонационно-образный анализ фрагментов из оперы.



Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

Расширение и углубление знаний

История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета – либретто (литературное произведение).

Интонационно-образный анализ фрагментов из балета. Устный контроль.


Творческая тетрадь, с. 40-43

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1

Сообщение и усвоение новых знаний.

Урок-викторина

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия. ИКТ



Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

Расширение и углубление знаний

Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «легкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы.

Хоровое пение. Слушание музыки. Просмотр видеоряда. Интонационно-образный анализ.

Пение мюзикла А. Ермолова «волк и семеро козлят на новый лад»

Творческая тетрадь, с. 52-53

Что роднит музыку с Изобразительным искусством?

1

Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний.

Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и ИЗО. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и ИЗО.

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение.

Просмотр видеоролика «Живописная музыка»


«Небесное и земное» в звуках и красках.

1

Расширение и углубление знаний

Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западно-европейского искусства.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль.


Творческая тетрадь, с. 54-57

«Звать через прошлое к настоящему»

1

Расширение и углубление знаний

Изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами ИЗО

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль


Творческая тетрадь, с. 58-61

Музыкальная живопись и живописная музыка.

2

Расширение и углубление знаний

Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись?, Можем ли мы увидеть музыку?

Слушание музыки, Просмотр видеоряда картин Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.


Творческая тетрадь, с. 62-63, 64-65

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве.

1

Расширение и углубление знаний

В основе профессиональной музыке лежат народные истоки (на примере С.В. Рахманинова и В.Г. Кикты)

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ Устный контроль

Рисование церкви в городе

Творческая тетрадь, с. 37-39

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

Расширение и углубление знаний

Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и ИЗО.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ Устный контроль


Творческая тетрадь, с. 72-73; 34-35

Волшебная палочка дирижера

1

Расширение и углубление знаний

Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижерымира.

Слушание музыки.

Письменный контроль (карточки) контроль


Творческая тетрадь, с 74-77. Поиск ключевых слов и выражений о значении дирижера (фрагмент Кленова)


Образы борьбы и победы в искусстве

1

Сообщение и усвоение новых знаний.

Урок-беседа

Жизнь и творчество Л.Бетховена. Образный строй симфонии №5. Творческий процесс сочинения музыки композитора.

Сообщение и усвоение новых знаний.


Творческая тетрадь, с 66-67

Застывшая музыка

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, ИЗО. Архитектура – застывшая музыка.

Слушание музыки. Иллюстрации – видеоряд. Интонационно-образный анализ.



Полифония в музыке и живописи

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Продолжение знакомства с творчеством И.С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха – орган.

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ


Закрепить, полученные знания.

Музыка на мольберте.

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М.К. Чюрлениса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, ИЗО и литературы.

Видеоряд репродукций. Хоровое пение.

Рисунки

Закрепить, полученные знания.

Импрессионизм в музыке и живописи.

1

Сообщение и усвоение новых знаний. ИКТ

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ



«О подвигах, о доблести, о славе…»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Тема защитников Родины. Знакомство с жанром Реквиема.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.


Творческая тетрадь, с 34-35

«В каждой мимолетности вижу я миры»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Образный мир произведений С.С. Прокофьева и М.П. Мусоргского. Своеобразие их творчества.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.



Мир композитора

1

Повторение и обобщение полученных знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и ИЗО. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских композиторов.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.



Урок-концерт

1


Пение и слушание любимых произведений.

Просмотр любимых видео-роликов. Пение караоке.








Требования к уровню подготовки учащихся основной школы

5 класс


5 класс


Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

  • понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого их них;

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

  • различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности;

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений; посещение концертов, театров;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса и школы.






Рекомендуемая литература и звуковые пособия:



  1. Антология русской и зарубежной музыки X-XXI в/ сост. Ю.А. Зверев Комплект компакт-дисков. – М., 2005

  2. Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников/ Л.А. Безбородова, М.С. Осенева. – М., 2004

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.С. Выготский . – М., 2004

  4. Музыка и живопись для детей. – CD-ROM. – М., 2005

  5. Музыкальное образование в школе/ под ред. Л.В. Школяр. – М., 2006

  6. Науменко Г.М. Народная мудрость и знания о ребенке: этнография детства/ Г.М. Науменко. – М., 2005

  7. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике В.Г. Ражников. – М., 2004

  8. Сергеева Г.П. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. М., - 2006

  9. Сергеева Г.П. Уроки музыки: 7 класс: пособие для учителя/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. М., - 2007

  10. Г.П. Сергеева Практикум по методике музыкального воспитания . 2005.

  11. Сокольникова Н.М. История стилей в искусстве/ Н.М. Сокольникова, В.Н. Крейн. – М., 2006

  12. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей/ Б.М. Теплов. – м., 2004

  13. Шедевры музыки. CD-ROM. – М., 2006

  14. Энциклопедия классической музыки. - CD-ROM. – М., 2002

  15. Я познаю мир: Музыка. – М., 2005











Полный текст материала Рабочая программа основной школы по музыке для 5 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ремезова Валентина Викторовна  мелодия_27
01.12.2011 0 8260 2389

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК