Презентация "Орнаменты и бордюры"


Слайд 1
Орнаменты и бордюры Руководитель проекта: Борисова А.В., учитель математики
Слайд 2
Цель исследования:      Рассмотреть основные типы бордюров и правила построения орнамента; Узнать, как бордюры и орнаменты использовались в русском народном творчестве; Научиться пользоваться различными носителями информации для получения информации и оформления результатов самостоятельной деятельности; Научиться кратко излагать свои мысли устно и письменно; Научиться обрабатывать и обобщать полученную информацию
Слайд 3
Когда появился орнамент? Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе магический смысл. В древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.
Слайд 4
Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узорызаклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор.
Слайд 5
Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора. Цель орнамента определилась — украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась
Слайд 6
   Что такое орнамент? Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово "орнамент", с латинского "ornamentum", означает "украшение". Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник.
Слайд 7
Что такое бордюр?   Бордюр – это периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте. На практике бордюры встречаются в разных видах. Это может быть настенная роспись, украшающая стены зданий, галереи, лестничные переходы. Это может быть чугунное литье, используемое в оградах парков, решетках мостов и набережных. Это могут быть гипсовые барельефы или керамика.
Слайд 8
Виды бордюров.  Рисунок бордюра получается, когда мы начинаем геометрически перемещать его элемент. Любой бордюр может быть совмещен сам с собой параллельным переносом.
Слайд 9
Слайд 10
Всего существует 7 типов бордюров
Слайд 11
Слайд 12
Бордюры и орнаменты в русском зодчестве
Слайд 13
На Руси издревле люди старались украсить терема, церкви. Они придумывали удивительные замысловатые орнаменты, в основном цветочные. В XVII веке русский зодчий Степан Иванов создал свой орнамент, который назвали «Павлинье око», как он Геометрическая резьба потак дереву был на рисунок одинпохож из самых древнихпера и павлиньего хвоста. видов деревянной распространенных орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композиций.
Слайд 14
Деревянн ые кружева и в наше время украшают дома в г.Мариинс ке
Слайд 15
Они поражают нас своей неповтори мой красотой и воздушнос тью
Слайд 16
Орнаментика геометрической резьбы восходит к древним языческим символам. Например, один из наиболее распространенных элементов розетка был связан с культом солнца. Розетки и сияния присутствуют во всех композициях, выполненных в технике трехгранно-выемчатой резьбы. Геометрическая резьба использовалась в домовом декоре Русского Севера и при украшении прялок и различных предметов домашней утвари вальков, рубелей, трепал. Геометрический узор встречается на
Слайд 17
Дом-двор Русиновско й (фрагмент), XIX в. Деревня Кондратьев ская
Слайд 18
Орнамент в одежде
Слайд 19
Костюм новобрачной 1920-е гг. Пензенская губерния, Керенский уезд, с. Вяземка
Слайд 20
Такой костюм сохранялся в Воронежской области как свадебный наряд до 1950-х годов
Слайд 21
Слайд 22
Вышитые детали празднично й женской одежды Тамбовско йи Курской губерний начала XX
Слайд 23
Слайд 24
Женский народный костюм. Село Сумерки, Кадемский уезд, Рязанская губерния, II половина
Слайд 25
Слайд 26
Вышивка золотом
Слайд 27
Городецкая роспись
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
Павлово-посадские платки, палантины и кашне.
Слайд 32
Слайд 33
Хохломская роспись
Слайд 34
Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зелёным) тонами и золотом по золотистому фону.
Слайд 35
Гжель
Слайд 36
Наше творчеств о
Слайд 37
Работы Шейфуллаевой Рамины, ученицы 5 класса
Слайд 38
Работы Гергеля Александра, ученика 5 класса
Слайд 39
Работы Свиридовой Елены, ученицы 5 класса
Слайд 40
Работы Лютиковой Юлии, ученицы 5 класса
Слайд 41
Работы Толкунова Андрея, ученика 5 класса
Слайд 42
Работы Мячина Владислава, ученика 5 класса
Слайд 43
Работы Фролова Юрия, ученика 6 класса
Слайд 44
Работа Ларионова Сергея, ученика 5 класса
Слайд 45
Работы Абдуллиной Танзили, ученицы 6 класса
Слайд 46
          Ресурсы http://www.bibliotekar.ru/ornamenty/index.htm; http://library.thinkquest.org/C0110346/ru/math/f rame.htm; http://www.m-a-t.ru/html/kult_orn.html; http://mec.tgl.ru/pages/doom/Rabota_teach/id05 1_ornam.doc; http://informatorium.info/enpage.php? fix=200716113004465 http://encycl.accoona.ru/ http:// www.goldengrail.ru http:// www.cat.russianbbs.ru Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений.М.: Дрофа,2001. Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», №48/1998г.

Полный текст материала Презентация "Орнаменты и бордюры" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Антонина  borisovaav
20.03.2009 2 14782 4293

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК