Презентация к уроку МХК по теме "Средневековье. Икона и картина"
Слайд 2
• Картина (а под картиной следует понимать не
только произведения светского характера, но и
живопись на религиозные темы) представляет
собой художественный образ, созданный
творческой фантазией художника и
являющийся формой передачи его
собственного мироощущения.
• Мироощущение же, в свою очередь, зависит от
объективных причин: исторической ситуации,
политической системы, от типа и характера
самой личности художника, от образа его
жизни.
• Все выдающиеся художники умели чувствовать
то, что волнует их современников и,
преломляя общественный нерв эпохи через
себя, оставляли на полотне
сконцентрированный художественный образ
своего времени.
Слайд 3
• Икона – откровение Божие, высказанное
языком линий и красок, которое дано и
всей Церкви, и отдельному человеку.
• Мировоззрение иконописца –
мировоззрение Церкви.
• Икона – вне времени, она - отображение
инобытия в нашем мире.
Слайд 4
• Картине присуща
ярко выраженная
индивидуальность
автора. Она
находит свое
выражение в
своеобразной
живописной
манере,
специфических
приемах
композиции, в
колористическом
цветовом
решении.
Слайд 5
• Авторство иконописца
намерено скрывается, так
как икона – творение
соборное; иконописание –
не самовыражение, а
служение и аскетическое
делание.
• Если на законченной
картине художник ставит
свою подпись, что
означает не только
авторство, но и меру
ответственности за
произведение, то на иконе
надписывается имя того,
чей лик явлен на иконной
доске. В онтологическом
смысле здесь происходит
соединение имени и образа.
Слайд 6
• Картина должна быть
эмоциональна, так как
искусство – форма
познания и отражения
окружающего мира через
чувства. Картина
принадлежит миру
душевному.
• Кисть иконописца
бесстрастна: личные
эмоции не должны иметь
места. Сопереживание и
восприятие
иконографических
символов происходят на
духовном уровне.
Слайд 7
• Картина – средство
для общения с
автором, с его идеями
и переживаниями,
которые могут быть
как сугубо
индивидуальными, так
и выражать
характерные
общественные
умонастроения.
• Икона – средство для
общения с Богом и
святыми Его.
Слайд 8
Отличие
иконы от
картины
Слайд 9
Отличие
первое
• Для иконы характерна
подчеркнутая условность
изображения.
• Изображается не столько сам
предмет, сколько идея предмета;
все подчинено раскрытию
внутреннего смысла.
• Отсюда деформированные», как
правило, удлиненные пропорции
фигур – идея преображенной плоти,
обитающей в мире горнем. В иконе
нет того торжества телесности,
которое можно увидеть, скажем, на
полотнах Рубенса.
Слайд 10
•
Для примера можно
сравнить любую,
написанную по канонам,
икону Божией Матери и
«Мадонну Бенуа»
Леонардо да Винчи из
эрмитажной коллекции.
•
В первом случае человек
предстоит перед образом
Богородицы, Которая
обожена и прославлена
выше чинов ангельских, а
во втором – созерцает
лишь земную миловидную
молодую женщину с
младенцем, хотя
некоторые элементы
иконографии
присутствуют в этом
произведении, например –
нимбы.
Слайд 11
Или можно проследить,
как изображают одежды
на канонических иконах:
вместо мягких и плавных
линий складок ткани –
жесткие, графичные
изломы, которые поособому контрастируют
с мягкой живописью ликов.
Но линии складок не
хаотичны, они подчинены
общему композиционному
ритму иконы. В таком
подходе к изображению
прослеживается идея
освящения и человека, и
физических предметов,
окружающих его.
Слайд 12
• Другой пример:
изображение гор на
православных иконах.
• Это не синие
рериховские вершины –
на иконах это символы
духовного восхождения,
восхождения к
личностному и Единому
Богу.
• Поэтому горки на иконах
имеют лещадки – своего
рода стилизованные
ступени, благодаря
которым гора
приобретает смысл
лестницы.
Слайд 13
Отличие
второе
• Отличие стилистики
иконы от
реалистической
картины – это принцип
изображения
пространства. Картина
построена по законам
прямой перспективы.
Что это такое, можно
выяснить, если
представить рисунок
или фотографию
железнодорожного
полотна. Нетрудно
заметить, что рельсы
сходятся в одной точке,
расположенной на линии
горизонта.
Слайд 14
Для иконы характерна
обратная перспектива,
где точка схода
располагается не в
глубине картинной
плоскости, а в
предстоящем перед
иконой человеке – идея
изливания мира горнего
в наш мир, мир дольний.
И параллельные линии
на иконе не сходятся, а
наоборот, расширяются
в пространстве иконы.
Да и самого
пространства как
такового нет.
Слайд 15
•
•
На иконах отдаленные
предметы не скрыты за
легкой, воздушной пеленой,
как их изображают на
реалистических картинах, –
нет, эти предметы и
детали пейзажа включены в
общую композицию как
первоплановые.
Конечно, необходимо
заметить, что иконописный
канон – не жесткая схема, и
нельзя превращать его в
ГОСТ, а икону в чертеж.
Поэтому за иконописцем
остаются некоторые права
видоизменять
установленный образец, в
зависимости от того, какой
богословский смысл он
хочет подчеркнуть в данной
иконографии. И поэтому на
иконе иногда можно увидеть
изображение элементов
иконографии, выполненные
как в обратной, так и в
прямой перспективе.
Слайд 16
Отличие третье
•
Отсутствие внешнего
источника света. Свет
исходит от ликов и фигур, из
глубины их, как символ
святости. Есть прекрасное
сравнение иконописи со
светописью.
Действительно, если
внимательно поглядеть на
икону древнего письма, то
невозможно определить, где
находится источник света,
не видно, следовательно, и
падающих от фигур теней.
Икона – светоносна, и
моделировка ликов
происходит за счет света,
изливающегося изнутри
самих ликов.
Слайд 17
• Говоря о свете на иконах,
необходимо коснуться и такой
характерной детали
иконографии как нимбы. Нимбы,
как символ святости,
напоенности Божественным
светом – важнейшая
особенность христианских
священных изображений. На
православных иконах нимб
представляет собой окружие,
составляющее единое целое с
фигурой святого.
• Для западных, католических
священных изображений и
картин, характерно другое
расположение: нимб в виде круга
висит над головой святого.
• Можно сделать вывод, что
католический вариант нимба –
это награда, данная святому
извне, а православный – венец
святости рожденный изнутри.
Слайд 18
•
•
•
•
Отличие
четвёртое
Цвет не является средством
колористического построения иконы,
он несет символическую функцию.
Например, красный цвет на иконах
мучеников может символизировать
жертвование собой ради Христа, а
на других иконах – это цвет царского
достоинства.
Золото – символ Божественного
света, и чтобы предать на иконах
сияние этого нетварного света,
требовались не краски, а особый
материал. Таким материалом стало
золото как металл, не подверженный
коррозии.
Глухой черный цвет, цвет, через
который не просвечивает левкас, на
иконах используется только в тех
случаях, когда надо показать силы
зла или преисподнюю.
Слайд 19
Отличие пятое
• Для икон характерна
единовременность
изображения: все
события происходят
сразу. На иконе «Успение
Божией Матери»
одновременно
изображены апостолы,
переносимые ангелами к
смертному ложу
Богородицы, и те же
апостолы, уже стоящие
вокруг ложа.
Слайд 20
•
Очень интересно и наивно
трактовали значение
евангельских событий для
всех времен и народов
западные художники. К
примеру, на полотне
Тинторетто «Рождество
Иоанна Крестителя»
представлен интерьер
богатого итальянского
дома, а люди изображены в
одеждах, принадлежащих
эпохе, в которую жил
художник.
•
На картинах мастеров
Северного Возрождения
можно встретить и людей,
облаченных в одеяния,
характерные для жителей
Палестины первого
столетия по Рождестве
Христовом, и,
одновременно,
средневековых рыцарей в
латах.
Слайд 21
• Каноническая икона не
имеет случайных
деталей или
украшений, лишенных
смыслового значения.
Даже оклад – украшение
лицевой поверхности
иконной доски – имеет
свое обоснование. Это
своеобразная пелена,
оберегающая
святыню,
сокрывающая ее от
недостойных взглядов.
• Таковы, в общих
чертах, основные
отличия иконы от
картины.
Слайд 22
Итак, казалось бы, все просто: картину –
произведение искусства – мы созерцаем,
а перед священным изображением –
иконой – предстоим в молитве. Но эта
простота кажущаяся. Разница между
предметом, предназначенным для целей
религиозных и предметом, назначение
которого – эстетическое наслаждение
не всегда однозначно выражена в
области человеческого восприятия.
Живопись, особенно живопись на
религиозные сюжеты, также может
вызвать преображение души
человеческой, как и икона.
Слайд 23
• Источники:
• http://azbyka.ru/tserkov/ikona/ikona_i_karti
na-all.shtml
Слайд 24
Работа выполнена учителем
русского языка и литературы
МОУ СОШ №1 г. Лобня
Бычковой Наталией Михайловной.
2009 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бычкова Наталия Михайловна
→ Лота 29.04.2009 0 8149 3889 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
А вы знали?
Инструкции по ПК