Презентация образовательной программы по предмету синтезатор
Синтезатор по сравнению с другими музыкальными инструментами – самый молодой и в то же время самый многофункциональный, многоплановый, универсальный инструмент. Современный синтезатор – это совмещение передовой технологии тонгенерации с цифровой электроникой.
Отличительная особенность этой адаптированной программы, от известных программ: Владимира Пешняка «Класс синтезатора. Программа для ДМШ» (Учебное пособие для детских музыкальных школ. Издание второе, дополненное и исправленное, Москва, 2004г.), Игоря Шавкунова –« Игра на синтезаторе. Методика и программа обучения» ( Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2001), рассчитанных на пяти – семилетнее обучение, заключается в том, что предлагаемая программа рассчитана на три года обучения.
В следствие того, что учащемуся приходится учиться параллельно на другом отделении, часы обучения уменьшены до одного часа в неделю.
Упрощение программы достигается за счет сокращения изучения функций синтезатора, а именно работа с банками регистрации, записи в Regist memory, использование музыкальных картриджей. Сокращение количества изучаемого музыкального материала.
Так как большинство детей занимается музыкой для общего музыкального развития и лишь часть из них поступает после окончания школы в музыкальные училища, учебная программа составлена с таким расчетом, чтобы предоставить возможность детям с самыми разными музыкальными данными приобщаться к музыкальной культуре.
Рекомендуемая программа способствует более рациональному и сбалансированному распределению учебной нагрузки, связанной не только с задачами обучения в музыкальной школе, но и с учетом всевозрастающих от класса к классу требований в общеобразовательной школе.
Отличие заключается в вариативности учебного материала и рассчитана она на три уровня музыкальной подготовки учащихся.
Вариативность учебного материала:
-повышенный уровень;
-средний уровень;
-без музыкальной подготовки.
Региональный компонент программы – изучение творчества Пермского композитора О. Изотовой, знакомство с ее аранжировками и практическими заданиями для синтезатора.
Знакомство со спецификой эстрадного ансамблевого исполнительства, развитие начальных навыков ансамблевой игры.
Это позволит приобщить большее количество детей к изучению электронной музыки. Программа позволяет привлекать всех желающих обучаться синтезатору (в том числе, даже не имеющих музыкальной подготовки), оказывая дополнительную платную услугу.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы, 10-17 лет.
Изучая предмет по выбору (синтезатор) с десяти лет, мы тем самым исключаем проблему перехода ребенка от игровой деятельности к учебной работе, которая требует от детей больших психологических и физических усилий. Эта программа помогает адаптироваться к новым обязанностям, которые невозможно выполнять без систематического труда; приспосабливаться к определенному темпу работы; выполнять учебную программу.
Срок обучения составляет три года. Первый год обучения – знакомство с инструментом, подбор по слуху несложных попевок, чтение с листа, освоение понятий ладовой и гармонической основы. Второй год обучения – развитие технических навыков, игра в ансамбле, подбор по слуху аккомпанемента, сочинение собственных мелодий. Третий год – закрепление полученных навыков, чтение с листа произведений, где аккомпанемент приведен в буквенно-цифровом обозначении, подбор по слуху, сочинение пьес разной продолжительности с помощью автоаккомпанемента. Для детей, не имеющих музыкальной подготовки, получающих дополнительную платную услугу, первый год обучения – это знакомство с музыкальной грамотой, обучение первоначальным навыкам игры на фортепиано, знакомство с синтезатором. Второй год обучения – продолжение изучения ладовой и гармонической основы, навыки игры на синтезаторе, чтение с листа, подбор по слуху несложных попевок. Третий год – закрепление полученных навыков, подбор по слуху, чтение с листа произведений в буквенно-цифровом обозначении.
Индивидуальный урок в классе синтезатора является основной формой учебной работы, хотя в первый год обучения возможны занятия с двумя- тремя учениками одновременно, один час в неделю.
В результате обучения ученики должны
Знать:
-технические особенности инструмента (оперативные режимы: Normal, Split, Single, Fingered);
-стили: (деления на основные музыкальные направления, жанры);
-голоса: (деления на основные тембральные группы);
-стили и направления в музыке с помощью демонстративных сонгов;
-понятия ладовой и гармонической основы, буквенно-цифровые обозначения; -простейшие аккордовые последовательности.
Уметь:
-самостоятельно грамотно разучивать, технически свободно исполнять произведения основных жанров и стилевых направлений из репертуара школы;
-на уровне требований программы играть в ансамбле, читать ноты с листа;
-работать на синтезаторе.
Творческие навыки:
-подбор по слуху небольших отрывков из народных и детских песен;
-подбор по слуху аккомпанемента;
-сочинение собственных мелодий;
-транспонирование.
Различные формы контроля:
-для повышенного уровня;
-для среднего уровня;
-для детей без музыкальной подготовки.
Основная форма контроля– контрольный урок.
Для повышенного уровня.
В первом полугодии учащиеся сдают диезные мажорные и минорные гаммы и этюд (прослушивание в классе). Контрольный урок - предполагает исполнение двух разнохарактерных пьес (одно произведение из них - с автоаккомпанементом).
Второе полугодие – бемольные мажорные и минорные гаммы и этюд (в классном порядке). Контрольный урок – полифония и пьеса (одно произведение из них с автоаккомпанементом).
Для среднего уровня.
В первом полугодии учащиеся сдают две разнохарактерные пьесы (одно из них с автоаккомпанементом).
Второе полугодие – пьеса с элементами полифонии и виртуозная пьеса (одно из них с автоаккомпанементом).
Для детей без музыкальной подготовки.
В первом полугодии учащиеся сдают два разнохарактерных произведения, в режиме Normal (клавиатура одного инструмента).
Во втором полугодии – два разнохарактерных произведения (одно из них с автоаккомпанементом).
На выпускном контрольном уроке – два различных по характеру произведения (одно из них с автоаккомпанементом).
Учащиеся принимают участие в концертных выступлениях и различных конкурсах, классных часах и родительских собраниях, экскурсиях.
Планирование работы и глубоко продуманный выбор учебного материала, применяя педагогические принципы – от простого к сложному, вариативность в подборе учебного материала, являются важнейшими факторами учебного процесса. Однако все планирование должно исходить из индивидуальных способностей ученика и возможностей их дальнейшего совершенствования.
В репертуар учащегося с высоким уровнем способностей должно быть включено больше этюдов на освоение различных видов техники, крупной формы и полифонии. Для детей со средними музыкальными данными следует уделять внимания пьесам и ансамблям. В репертуаре учащегося должны найти место произведения русских и зарубежных композиторов, необходимо уделять внимание знакомству детей с музыкой современных композиторов.
Основной целью обучения на синтезаторе является:
Развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности в процессе обучения исполнительским навыкам игры на синтезаторе;
Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности.
Задачи обучения.
Учебные:
-Формировать комплексные музыкальные навыки и умения: владение инструментом, игра по слуху, транспонирование, чтение с листа, умение аккомпанировать;
-научить профессионально и грамотно разбираться в жанрах и стилях изучаемых произведений;
-анализировать, высказывать собственные суждения, выражать свои впечатления на исполняемую музыку.
Развивающие:
-развивать исполнительский интерес, включаться в активную творческую деятельность;
-развивать музыкальный слух, память и ритм.
Воспитательные:
-воспитывать эстетический вкус;
-воспитывать чувство ответственности за себя и за коллектив; соблюдать все правила поведения в школе; подчиняться требованиям педагогов.
Исходя из целей и задач эстетического воспитания в контексте разработки образовательных программ, опираясь на письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» составлена данная адаптированная программа. Задача данной программы заключается в том, чтобы учащиеся, освоившие дополнительно инструмент синтезатор, могли применить полученные практические и теоретические знания в разных видах музыкально-творческой деятельности; овладели знаниями, умениями и навыками, необходимыми для формирования основ самостоятельной деятельности в сфере искусств после окончания школы.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рапецкая Лариса Викторовна
→ нота 09.02.2010 2 13467 1771 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.