Слайд 1
Урок литературы
в 5 классе
Учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ №26 г.Санкт-Петербурга
Меша Виктория Алексеевна
РОДНОЕ
Запишите слово дом. Подберите и запишите однокоренные слова. _____________________________________________________________________________
Подберите существительные к словам.
Домашний_____________
Домашняя_____________
Домашнее_____________
Домашние_____________
Подчеркните слова-ассоциации к слову дом.
Мама, забота, грусть, чистота, зима, семья, берёза, радость, дождь, кошка, хлеб, журавль, уют.
2. Используя собранные слова, запишите, что такое дом.
Дом – это_______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Родное»
Родное.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИКИ
http://www.srozhdeniem.ru/drugoe/stihi.php
http://fotki.yandex.ru/users/mii1304/view/109647/?page=1
http://fotki.yandex.ru/users/viagavr/voted
http://lady.webnice.ru/forum/viewtopic.php?t=7790&start=3900
http://fotki.yandex.ru/users/alien-28/view/120934/?page=0
http://www.ugolochek.ru/lofiversion/index.php/t46467-600.html
http://www.flora.sinbir.ru/doc/rakitnik.htm
http://www.tarologiay.ru/?paged=5
http://fnk4.narod.ru/fan225.html
http://www.sebrant.ru/dec_2004/
http://fotki.yandex.ru/users/nvlph/view/116342/?page=0
http://turizm.lib.ru/img/c/chuksin_n/indian_summer/
http://turpohod.narod.ru/treks/yar_semhoz-kalist-w/semhoz-kalist-w_27-may-07_foto.htm http://pravznak.msk.ru/search.php?task=dosearch&search_text=%D1%87%D0%B0%D1%82&t=album&p=3
http://www.freeoboi.ru/wallpaper/Pshenichnoe-pole-v-luchakh-solntsa.html
http://kemclub.ru/showbest.php?konk=5&arc=4
http://mk-travel.ru/ryazan/info/places/konstantinovo
ГОУ СОШ №26 г. Санкт-Петербурга
учитель русского языка и литературы Меша Виктория Алексеевна
урок литературы в 5 классе
Урок - мастерская
Тема: С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы.
Цель урока:
Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».
Познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина.
Почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества.
Работать над пополнением словарного запаса детей;
Прививать детям навыки творческого создания текста; развивать воображение, мышление.
Оборудование: презентация к уроку; макет дома, созданный учащимися; индивидуальные карточки для создания текста(см. Приложение).
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Постановка целей.
- Сегодня у нас необычный урок. Урок-мастерская. Как вы думаете, что мы будем делать на таком уроке? (заниматься творчеством) Слайд №1
- Какие правила мастерской вы знаете? (обязательно выполнять задания; все, что делаешь – правильно; добирать материал и т.д.)
III. Индуктор.
- Мы с вами создали такой дом. Что он символизирует?( на доске «дом» из картонных «кирпичей» с фотографиями детей со своими семьями на каждом)
- Запишите слово дом. Подберите и запишите однокоренные слова. Приложение
Дом, домик, домашний, домище, домовой.
- С какими существительными сочетается слово домашний
Домашний__________
Домашняя__________
Домашнее__________
Домашние__________
- Обсудите в парах и подчеркните ассоциации к слову дом
Мама, забота, грусть, чистота, зима, семья, берёза, радость, дождь, кошка, хлеб, журавль, уют.
IV. Социализация.
Создание текста-миниатюры.
- Для чего нужен дом?
- Используя собранные слова, запишите, что такое дом.
- Запишите
Дом – это…
Социализация.
Обращение к новой информации.
1. Слово о поэте Слайды № 2,3,4,5
- Сегодня я предлагаю вам перенестись в далекое прошлое и очутиться на Рязанской земле. Представьте, что мы выходим на крутой высокий берег Оки. Мы так высоко стоим, что, кажется, можно достать рукой до облаков. Все здесь волнует, заставляет замереть от восторга: озера с молчаливой осокой и белыми лилиями, заливные луга с терпким запахом мяты. Рядом раскинулось село Константиново. Здесь начал свою жизнь русский поэт Сергей Есенин – в деревне, где из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Его окружали духовные стихи, народные песни и сказки. Вот истоки его таланта. Не удивительно, что он очень рано стал писать. В плавных ритмах песенного стиха звучат естественные, как бы из живой речи взятые слова.
Вы уже знакомились с ним через его произведения в
начальной школе.
- Давайте послушаем стихи С.Есенина.
2.«Я покинул родимый дом» Чтение стихотворения
- Вам понравилось стихотворение?
- Каким настроением проникнуто стихотворение?(грусть, разлука)
- Какие образы природы видит поэт, покинувший дом? Что вас удивило в этих образах?
(неживая природа как живая)
- Как называется этот прием?(олицетворение)
- Подчеркните олицетворения. Обменяйтесь мнениями в парах. Слайды № 6,7,8,9
Березняк теплит
Луна распласталась
Петь пурге
Стережет клен
Клен на меня похож
- Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина.
- Для Есенина природа - это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить.
3. «Низкий дом с голубыми ставнями» Чтение стихотворения
- Какое слово непонятно?
Выть – участок земли.
- Какие картины увидел поэт, думая о доме? Обсуди в парах и подчеркни.
Дом, поле, луга, серенькие небеса, седые журавли, березы, кривой ракитник.
Слайды № 10,11,12,13,14
- Образ дома кочует из одного стихотворения в другое. С чем связан этот образ для поэта?
- Дом в лирике Есенина – это Родина, родная природа, семейный очаг, согретый материнской любовью. Каждый в мире странник. Пройдет, зайдет и вновь заглянет в дом… Дом –весь мир, земная жизнь, вечная природа.
- Как объясняет поэт свою непроходящую любовь к Родине? Подтвердите свой ответ цитатой из текста стихотворения. (… Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души...
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть)
- Сергей Есенин говорил:
Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины – основное в моём творчестве. Чтение слов Есенина на слайде. Слайд №15
Создание окончательного текста
- Напишите сочинение-рассуждение на тему «Родное»
IX. Рефлексия
- Довольны ли вы своей работой на мастерской? Если она принесла вам солнечное настроение, поднимите желтые домики, если недовольны фиолетовые.
Автор: Меша Виктория Алексеевна
→ vikenia 14.03.2011 5 193307 2316 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.