Слайд 1
Урок литературного чтения
С.А.Есенин «Поёт зима – аукает»
Презентацию подготовила учитель
начальных классов МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №7 г.Балашова
Саратовской области»
Прокудина Ольга Владимировна
Предмет: литературное чтение
УМК: «Начальная школа XXI века»
Класс: 3
Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ №7 г.Балашова Саратовской области
Тема: С.А.Есенин «Поёт зима – аукает»
Цели и задачи урока:
Ввести учащихся в мир поэзии С.А.Есенина на примере стихотворения «Поёт зима – аукает»
Показать глубину, ёмкость, певучесть, мелодичность поэзии С.А.Есенина.
Развивать умения и навыки анализа поэтического текста.
Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания.
Развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроение автора, выявлять творческую индивидуальность поэта.
Развитие воображения.
Воспитание чувства прекрасного, наблюдательности к окружающему миру, любви к природе, к языку.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Авторская презентация к уроку «С.А.Есенин»
Авторский фильм в программе Movie Maker
А.Вивальди «Зима»
Ход урока:
Активизация внимания.
«Настройка» на восприятие ( Включаю «Фильм» и на его фоне читаю стихотворение В.Брюсова) (Слайд 2)
Серебро. Огни и блёстки.
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят берёзки,
Чёрно-голые вчера.
Это область чьей-то грёзы,
Это призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
- Понравилось вам стихотворение? Чем?
- Какие чувства, эмоции вас охватили при слушании?
- Какие картины природы вам представились?
- О каком же времени года эти стихи?
- А сейчас какое время года на дворе? Почему вы так решили? Подчинилась ли природа календарю?
- Чем вам нравится зима?
- А вы в лес ходите? Что вы видели там? Что запомнили? Чему удивились? (словесное рисование)
- А кто же хозяйничает в лесу, кто сделал его таким?
- А как бы вы назвали зиму? Какие эпитеты мы можем подобрать к слову Зима?
(Волшебница, фея, колдунья, кудесница, кружевница, мастерица и т.д.)
- А какие звуки можно услышать в зимнем лесу? (Шум ветра, скрип деревьев, стук дятла, попискивание синиц и т.д.)
- А что делает ветер в лесу? (Шумит, завывает, поёт)
Тема урока и цели.
- Молодцы! Вы говорите прозой, но говорите о красивом. Ведь вы же не поэты. Я начала урок со стихотворения В.Брюсова о зиме. Но мы не умеем так красиво говорить, образно, понятно выражать свои мысли, но учиться мы этому должны у мастеров художественного слова, поэтах. Главное, что мы чувствуем эту красоту, и мне кажется, что на сегодняшнем уроке у нас это должно получиться.
- Зимняя природа побуждает людей творить: художников – красками, композиторов – звуками, а поэтов – словом. вот и мы сегодня встретимся с зимой. А гость наш русский поэт С.Есенин (Слайд 3) и его стихотворение «Поёт зима – аукает»
- Сергей Есенин (Слайд 4) родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии (ныне области) в Константинове. Рос как и все сельские мальчишки, лазал по деревьям, ночевал в шалашах, скакал на лошади, любил ходить со взрослыми на охоту. Окончил церковно-учительскую школу, но как сам говорил о себе, учителем, к счастью, не стал. Уже в 16 лет начал сочинять стихи, многие из которых посвящены вечному – Родине, Матери, Природе, России, Любви. Сегодня мы будем читать стихотворение С.Есенина, в котором много красоты, любви к природе.
Знакомство с текстом и первичный анализ.
Чтение стихотворения «про себя» (2 раза) ( на фоне музыки А.Вивальди «Зима»)
Обмен впечатлениями:
- Мы говорим, что поэзия – это музыка слов. Какую музыку вы услышали?
- Какое настроение у вас возникло? (Музыка медленная, плавная. Настроение задумчивое, немного сонное, грустное)
- А что особенно понравилось в этом стихотворении?
- Посмотрите на иллюстрацию. А знаете ли вы, что первое название этого стихотворения было «Воробушки»?!
Работа над лексикой.
- Найдите в тексте и прочитайте о них, о воробушках…
- Какие слова особенно выражают переживания поэта? (…пташки малые, голодные, усталые)
- Именно эти слова помогли нам представить этих птиц ярко, объёмно, как в жизни. Эти слова называются ЭПИТЕТЫ (Слайд 5)
- Есть ли ещё строки о птицах, воробьях? Прочтите их ( …как детки сиротливые)
- Как понимаете эти слова? (т.е. поэт сравнивает их с детьми-сиротами)
- Почему он их сравнивает? (Зима, как мачеха, неласкова, сурова)
- Какой приём использует автор? СРАВНЕНИЕ (Слайд 5)
- Подумайте, зачем же Есенин использует эпитеты и сравнение? (Чтобы ярче передать свои чувства нам)
- А какие же чувства он хотел передать? (Тревогу, сочувствие, волнение, жалость, переживание и т.д.)
- Попробуем передать эти чувства автора при чтении. (Чтение учащихся вслух. Отзывы, оценки)
- Почему же пташки бедные, голодные? (Зима сердитая, холодная и злая)
- Прочитайте, какая зима у поэта.
- Как зима поёт песни? (Хрустит, звенит, воет)
- Когда вы прочитали слово мохнатый, какой лес вы представили? (Хвойный лес засыпанный снегом)
- Нам встретилось слово стозвоном. Это слово придумал сам Есенин. Чтобы понять его, я открою вам один секрет. Если в сильный морозный день вы пойдёте в лес и подойдёте к сосне, то услышите, что дерево звенит. Теперь понятен смысл выражения стозвоном сосняка?
- Прочитайте следующие три строчки. Как понимаете выражение с тоской глубокою?
- О чём, почему тоскуют?
- Какие слова-краски помогли оживить предметы, увидеть что-то новое в знакомом? (Седые)
- Значит они живые, если могут испытывать чувства, свойственные человеку. Такой литературный приём называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. (Слайд 5)
- Озаглавьте эту часть стихотворения. («Воет ветер в лесу») (Слайд 6)
- Как вы думаете для чего Есенин писал о холодной метелице, седых облаках, снежных вихрях? (Чтобы показать силу и власть зимы)
- Прочтите строки о метелице. Подумайте, каковы темп, громкость, настроение. (Напевно, плавно, немного грустно)
- Какая картина возникла в вашем воображении?
- Что и почему Есенин сравнивает с шёлковым ковром? (Снег переливается, как блестящая ткань)
- Красивая картина. Но поэт добавляет «но больно холодна». Почему? (Он подчёркивает красоту зимы, но и подчёркивает её суровость, силу, власть)
- Какой же литературный приём снова использует автор?
- Попытаемся голосом передать силу, власть зимы, её могущество. (Чтение учащихся. Отзывы, оценки)
- Озаглавьте эту часть. («А по двору метелица стелется») (Слайд 6)
- Прочитайте первые три строки 3-й части. какую картину вы представили?
- Бешеный рёв вьюги – это какой? (Громкий, сильный, страшный, завывающий)
- С какой интонацией это надо передать читая?
- Всё ли так страшно в стихотворении? Докажите. (3 последние строки)
- Как прочитаем эти строки? (Светло, мечтательно, с надеждой)
- О чём мечтают птицы? (О весне)
- В стихотворении автор использует образ зимы и образ весны. Разные, противоположные эти образы, времена года или одинаковы?
- Именно потому, что разные, автор использует литературный приём КОНТРАСТА.
- А как вы думаете, зачем он использует приём контраста? (Чтобы ярче, лучше, полнее показать их различие)
- Прочитайте эти строки, помня о настроении мечтательности и грусти. (От слов «..и дремлют пташки…» и до конца. Отзывы, оценки)
Озаглавьте часть. (Слайд 6)
Подготовка к выразительному чтению.
- Мы говорили, что поэзия – это музыка слов. какие зимние звуки вы услышали в этом стихотворении? (Вой, звон, скрип, стук ставень от ветра, убаюкивающий звон сосняка)
- Какие же литературные приёмы использовал автор при описании зимы, зимней природы?
- Действительно, благодаря этим приёмам мы полнее увидели, услышали зимние звуки, поняли настроение автора, ярче увидели образы, нарисованные словом.
- Удивительное стихотворение! А вам оно понравилось? Так давайте же попробуем и мы при чтении передать настроение поэта. Обратимся к плану, который составили во время разбора. Обратите внимание на темп, громкость, настроение. (Слайд 6)
- Каждый из вас, конечно, будет выражать эти чувства по-своему, но разница между грустью, сочувствием, мечтательностью и суровостью должна быть выражена обязательно.
(Чтение вслух с учётом требований. Оценки, самооценки.)
- Удалось ли выразить чувства автора?
- Получилось ли передать различные зимние звуки?
Обобщение. Итог.
- С.А.Есенин автор этого и многих стихотворений. О нём его современник Алексей Николаевич Толстой писал так (Слайд 7): «Его поэзия есть разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души»
- А как бы вы сказали об Есенине?
- Что вы открыли для себя в этом стихотворении?
- В своих стихах поэт воспел красоту русской природы, восхищение ею и удивление. Любовь к России он воспитал в себе ещё с детства. Во всём мире знают и любят его стихи за теплоту, лиричность и удивительную образность. Поэзия Есенина мелодична, музыкальна. Надо только уметь слушать и наслаждаться. Надеюсь, что и вы полюбите поэзию, особенно стихи Сергея Есенина.
Домашнее задание.
- Выучить наизусть стихотворение, нарисовать рисунки, написать сочинение-миниатюру о зимних звуках. Например: скрип снега, стук дятла, свист синиц и щебетанье воробьёв, звон ёлочных игрушек, смех детей, вой ветра, шелест снежинок, звон льдинок, перезвон сосулек. Желательно в стихотворении использовать известные вам литературные приёмы.
Автор: Прокудина Ольга Владимировна
→ 19694878 30.04.2011 6 9500 1722 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.