Конспект урока "Сергей Есенин "Лебёдушка", 4 класс


Бутенко Анна Андреевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№2» г. Мегион


Тема: Сергей Есенин «Лебёдушка»


Основополагающие цели: содействовать в знакомстве детей с творчеством Сергея Есенина; в формировании навыков чтения, умении работать с текстом.

Способствовать в развитии внимания к авторскому слову, к точности употребления слов в произведении, памяти, речи, мышления.

Сопутствовать в воспитании интереса к предмету, любви к книге.


Оборудование урока: портреты С.Есенина, А.С.Пушкина, И.Шишкина;

Толковый словарь С.И.Ожегова; учебник «Литературное чтение»,ч.2,Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова;

Карточки со словами: красивая, гордая, умная, заботливая, любящая мать, самоотверженная;

репродукция М.Врубеля «Царевна-Лебедь», видиокассета П.И.Чайковский «Лебединое озеро».

Ход урока

1.Организация учащихся. Мотивационный момент.

Я представлю вам ряд портретов.( С. Есенин, А.С.Пушкин, И.Шишкин.)

-Чей портрет вы бы исключили и почему? (Портрет И.Шишкина, т.к. он художник, убирается портрет И. Шишкина)

-Что объединяет Есенина и Пушкина? (поэты, писали стихи о природе)


-О ком из них было сказано, что он «певец родных русских просторов»? (о С.Есенине)

(убирается портрет А.С.Пушкина)


2. Актуализация

-Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? (о творчестве С.А.Есенина)

-Давайте вспомним, что мы знаем о С.А.Есенине?

-Когда и где родился С.Есенин?(3 октября 1895г. в селе Константинове, Рязанской губернии)

-В каком возрасте начал писать стихи? ( в 5 лет)

-Когда вышел его первый поэтический сборник?(1915 год)

-Как он назывался? (Радуница)

-Какие стихи С.Есенина вы знаете и хотели бы прочитать?

(критерии оценивания: автор, название стихотворения, правильность чтения, выразительность)


3.Постановка темы и цели урока

Познавательная мотивация.

-А сейчас вы послушаете отрывок из произведения, который прочитает Алёша и узнаете тему нашего урока.

«Гордая, настоящая царская птица, - объяснил он. – Помани его кормом, да не дай, другой раз и не пойдёт. Свой характер тоже имеет, даром что птица…Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой. Знает, когда я встаю, и ждёт, чтобы покормили. Умная птица, одним словом, и свой порядок знает»

-Кто автор этого произведения?( Д.Н.Мамин-Сибиряк)

-Как называется произведение?(Приёмыш)

-О ком это произведение? (о лебеде, на доске появляется иллюстрация лебедя)

-Какой показана эта птица в рассказе Д.Мамина-Сибиряка?(красивая, гордая, умная)

-Докажите, что она обладает этими качествами.

Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением С.Есенина «Лебёдушка». При чтении стихотворения мы должны быть внимательны к авторскому слову, должны постараться увидеть те средства художественной выразительности, которые использовал Есенин; увидеть новые качества лебедя; будем совершенствовать технику чтения; воспитывать культуру общения и поведения на уроке.


4.Работа по теме урока

А)Словарная работа. Работа с Толковым словарём русского языкаС.И.Ожегова

В тексте стихотворения встретятся непонятные слова. Найдите их объяснение в Толковом словаре.

Багровые-(тёмно-красные)

Ватага – (шумная толпа)

Залив- (часть водного пространства, вдавшаяся в сушу)

Заводь – (небольшой залив в реке с медленным течением)

Дозорила –(охраняла)

Око- (глаз)


Расщелина-(трещина в дереве, в камне)

Схоронилися- (спрятались, скрывались)


Б)Комбинированное чтение стихотворения «Лебёдушка»

В)Проверка первичного восприятия текста


-Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

(грустное, печальное, жалостливое)

Почему?(погибла лебёдушка)


Г) Беседа по содержанию стихотворения

-Куда повела своих детушек лебёдушка?

-Как вела себя лебёдушка на лугу?

-Какое слово употребил Есенин?(дозорила)

Как настоящий солдат в дозоре охраняла, оглядывала округу, созывала детей при малейшей опасности.

-Какое качество проявляется здесь у лебёдушки? (заботливая)

- В какой момент вы почувствовали тревогу?(появление под облаками молодого орла)

Знаете ли вы, что орлы видят добычу на земле с высоты 3 километров.

-Чем заканчивается стихотворение?(гибелью лебёдушки)

-Могла ли лебёдушка спастись?(да)

-Почему она этого не сделала?(она любящая мать)

-Кем становится лебёдушка для орла?(добычей, жертвой)

Она жертвует собой ради спасения лебежатушек, идет на самопожертвование. Сама отвергает жизнь ради спасения своих деток.

-Как называется такое качество? (самоотверженность)

-Так какими же качествами наделил Есенин лебёдушку?(на доске появляются карточки со словами: заботливая, любящая мать, самоотверженная)


Д) Выборочное чтение

-Меняется ли настроение этого стихотворения?(радостное, тревожное, печальное)

Докажите. 1ряд- радостное

2 ряд- тревожное

3 ряд – печальное


Е) Работа в группах

Какие средства художественной выразительности использовал Есенин?( эпитеты, метафоры, олицетворения)

Детям предлагается карточка со словосочетаниями:

Красна зорюшка,

покрывала златотканые,

роса жемчужная,

камыши, склонясь, шепталися,

и росинки серебристые, словно жемчуг осыпалися

А кругом цветы лазоревы …улыбались дню весёлому

Трава шелковая,

перешёптывались лилии

выплывала , словно зоренька, белоснежная лебёдушка

1группа находят и подчёркивают эпитеты

2 группа находят и подчёркивают метафоры

3 группа -----олицетворения

- Как автор относится к лебёдушке? ( с любовью, много ласковых слов)

-Можно ли назвать это стихотворение былиной?(да, история могла быть на самом деле, повествование напевное)

–Какова главная мысль стихотворения?(любовь к Родине, к природе, бережное отношение к ней)


Ж) Просмотр отрывка из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро».

Поэты, композиторы и художники тоже восхищались этой прекрасной птицей и свои творения называли её именем.

Художник Врубель назвал свою картину «Царевна-лебедь9демонстрируется репродукция картины), а композитор П.И. Чайковский написал музыку к балету «Лебединое озеро».

-Посмотрите отрывок из балета»Лебединое озеро»


5. Итог урока

-Что нового узнали на уроке?

-Что хотел сказать С.А.Есенин своим стихотворением?(любите природу, заботьтесь о ней)

Какая из предложенных пословиц больше соответствует стихотворению «Лебёдушка»

  1. Материны глаза слепы.

  2. Мать кормит детей, как земля людей.

  3. Нет лучшего дружка, чем родная матушка.(третья. Мать как верный друг сама погибает, а детей спасает)

  4. Можно ли произведение «Лебёдушка» связать с жизнью людей?


6. Домашнее задание ( по выбору)


1. Выразительное чтение стихотворения «Лебёдушка». стр.120-126

2. Составить рассказ о лебёдушке, опираясь на те качества, которыми наделил её С.Есенин.

3.Привести примеры из жизни людей, когда мать идёт на самопожертвование, ради спасения своих детей.



Использованная литература:

  1. Г.Е.Окулова «Слово о писателе – на урок» стр.63

  2. М.И.Байкова, Е.С.Гостимская «Поурочные разработки по чтению»,4 класс стр.162, Москва «Вако» 2004г

  3. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка». Москва 2001г

  4. Учебник «Литературное чтение» 4 класс,ч.2, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,

М.В.Голованова.



Полный текст материала Конспект урока "Сергей Есенин "Лебёдушка", 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бутенко Анна Андреевна  БутенкоАА
27.08.2012 0 11049 1587

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК