Интегрированный урок (литература + русский язык + музыка + история) "Особенности поэзии С. Есенина"; 5 класс
И.И. Копытина, Е.В. Саберова, учителя русского языка и литературы
ГБОУ Центр образования № 491 «Марьино» г. Москвы
(эл. почта: iivanovna@yandex.ru, e.v.saberova@yandex.ru)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ
Тема урока:
«Особенности поэзии С.Есенина» (на примере стихотворения «Я покинул родимый дом»)
Тип урока
Интегрированный: литература + русский язык + музыка + история
Цели:
- образовательная: рассмотреть образную систему стихотворения; повторить и обобщить знания о разделах русского языка (Лексика, Фонетика, Морфемика, Синтаксис) перед изучением раздела «Морфология»; выработать навыки выразительного чтения стихотворений;
- развивающая: формировать интерес к предметам, развивать творческие способности учащихся; прививать детям навыки творческого создания текста; развивать воображение, мышление;
- воспитывающая: пробудить любовь к родному краю, к литературе, искусству, родному языку; воспитание нравственные качества личности; умение работать в микрогруппе (уважать мнение высказывающего, ценить взаимопомощь и поддержку одноклассников).
Формирование УУД:
Личностные УУД
- Любовь к Родине
- Уважение ценностей семьи
Познавательные УУД
- Создание структуры взаимосвязей смысловых единиц текста, умение заменять термины определениями, выделение объектов и процессов с точки зрения целого и частей
- Умение выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)
- Структурирование знаний
- Осознанное построение высказывания в устной форме
Регулятивные УУД
- Оценивание достигнутого результата
- Составление плана и последовательности действий
Коммуникативные УУД
- Умение слышать и слушать друг друга
- Интерес к чужому мнению и высказывание своего
- Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
- Установление рабочих отношений, эффективного сотрудничества
ВЕДЕНИЕ УРОКА
Эпиграф к уроку:
«Чувство Родины – основное в моем творчестве»
С. Есенин
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Организационный момент 3 мин |
Здравствуйте, уважаемые пятиклассники! Сегодня нам предстоит познакомиться со стихотворениями талантливого, всеми любимого русского поэта С.А. Есенина. Давайте мысленно перенесемся в деревню, представим раскидистые тополя, липовую рощу, где слышен щебет птиц, где в чистом воздухе едва уловим аромат полевых цветов
Начинаем урок с песни «Под окошком месяц». Звучит песня.
На примере стихотворения С. Есенина «Я покинул родимый дом» мы вспомним основные разделы науки о языке и попробуем применить свои знания на практике.
Сегодня вы работаете в командах. На уроке нам будут помогать ученики 10-го класса. Представить жюри: ученики 10 класса.
Знаете ли вы, какое дерево любил Сергей Есенин? На доске вы видите изображение клёна, на ветвях которого нет ни одного листика. Наша задача – нарядить этот клён в осеннюю листву. У каждой команды имеется набор листиков клёна определённого цвета. За каждый правильный ответ на дерево будет вывешен листик одной из команд. Чьих листиков на клёне окажется больше, та команда и победила.
|
Клён. |
Целеполагание 2–3 мин |
1.Познакомиться со стихотворением С. Есенина «Я покинул родимый дом».
2. Рассмотреть образную систему стихотворения с помощью тропов.
3.Повторить и обобщить знания о разделах русского языка (Лексика, Фонетика, Морфемика, Синтаксис) перед изучением раздела «Морфология».
|
Сами определяют. |
Проблемный вопрос |
Как поэт выражает свою любовь к родному краю, родной природе в художественном произведении? Проблема: учащиеся не умеют определять, при помощи каких художественных средств поэт выражает свою любовь к Родине, к родной природе.
|
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЕ, АЛЛИТЕРАЦИЯ, МЕТАФОРА, АВТОРСКИЙ НЕОЛОГИЗМ |
Изучение нового материала
|
Сегодня на уроке вы заполните кластер (схему) тропов, который станет вашим учебным пособием при анализе выразительных средств в любых стихотворениях. В своей группе выберите ответственного за заполнение кластера.
Первичное восприятие стихотворения. Знакомство со стихотворением (фонохрестоматия).
Проверка первичного восприятия. Поделимся своими впечатлениями от стихотворения. Какое настроение у автора этого стихотворения? Почему?
Это стихотворение стало песней. Звучит песня «Я покинул родимый дом».
Стихотворение написано в 1918 году. Что происходило в России в этот период?
Как вы думаете: какова тема стихотворения?
Как вы думаете, куда уехал поэт? («...Я покинул родимый дом...») В каком году поэт уехал из Константинова?
Вызвать по 1 человеку от команды, для разбора предложения: «Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь». Каким прилагательным характеризует Есенин свою малую Родину? Как называется это средство художественной выразительности? Запишите это в кластер.
В каком значении употребляется это слово? В прямом или переносном? Почему Голубая? Найдите слово, употребленное в прямом значении.
В каком разделе русского языка изучается лексическое значение слова?
Найдите в тексте слова в переносном значении.
Как называется троп, основанный на скрытом сравнении? Приведите примеры. Запишите это в кластер.
Какие еще тропы, основанные на переносном значении слов, вы знаете?
Найдите олицетворение (в 3 строфе) Запишите это в кластер. С какой целью автор использует их? Какой образ Руси создается?
Обратите внимание на плавное звучание стихотворения. Какой раздел языка изучают звуки? На какие группы делятся звуки?
Какие согласные звуки преобладают? Как называется этот изобразительный приём? Запишите это в кластер. С помощью этих звуков создается мелодичность, плавность и гибкость стихотворения.
Какое чувство автора они передают?
Вернуться к предложениям, разобранным на доске. Какой раздел науки о языке изучает предложение и словосочетание.
Какой раздел науки о языке изучает части слова? Выполним морфемный разбор слова ЯБЛОННЫЙ. Вызываются по 1 человеку от команды.
В словосочетании «Луна распласталась» выделите корень в глаголе.
Объясните правописание в приставке РАС-.
Какое лексическое значение содержится в корне? Какой образ создается?
Посмотрим, как представители команд справились с разбором по составу слова ЯБЛОННЫЙ. Что необычного в этом слове?
Какое прилагательное сегодня вы привыкли слышать?
Как называется этот приём?
С какой целью автор использует такую необычную форму этого слова?
Какое средство выразительности использует Есенин во второй строфе?
На что указывает это сравнение?
Давайте выделим приставку в слове ПРОЛИЛАСЬ. Назовите слова с такой приставкой.
Почему автор пишет, что седина пролилась, а не разлилась? Что значит «Разлилась по всей бороде»? «Пролилась»?
Какой образ отца рисует Есенин? Он очень стар?
Какие чувства испытывает мать, ожидая своего сына?
Проверка домашнего задания. Давайте обратимся к вашему домашнему заданию: какие у вас возникли ассоциации со словом ДОМ? Обращение к эпиграфу. Как связаны образы отца и матери, родного дома с темой Родины? Расскажите нам об этом. Работа в группах (синквейн как дополнительное задание).
|
Грустное, мелодичное.
Презентация уч-ся о событиях 1914, 1917 и 1918 гг.
Тема дома, тема Родины.
Поэт не уезжал из России. В 1912г. он покинул родные места, Рязанскую землю, село Константиново.
Голубая Русь. Эпитет.
В переносном.
Потому что чистая. Мать.
Лексика.
Голова клёна, листьев дождь.
Метафора.
Олицетворение.
Клён стережёт.
Фонетика. Гласные и согласные.
[л] [н] Аллитерация.
Печаль, грусть, тоска.
Синтаксис.
Морфемика.
ПЛАСТ.
Плоское, размытое отражение луны в пруду.
Яблоневый сад, яблочный сок.
Авторский неологизм.
Изображает старую, древнюю Русь.
Сравнение.
Белый цвет, седина.
Прошёл, пробежал, прочитал и др.
Полностью.
Частично.
Грусть.
ВЫВОД: Тема Родины и родного дома очень тесно связаны у С. Есенина.
|
Обобщение материала |
В чем проявляется авторское мастерство в изображении родного дома? Родины? И любви к ним?
Посмотрите на ваши кластеры: Какие изобразительно-выразительные средства использует Есенин? Зная такие разделы русского языка, как лексика, фонетика, морфемика, синтаксис можно открыть завесу творческого замысла поэта. Проверка кластеров у всех команд.
Сегодня вы САМИ составили свою первую схему анализа поэтического текста: схему изобразительно-выразительных средств, какими пользуется автор для создания поэтического образа и эстетического воздействия на читателя.
Что можно сказать о самом поэте, читая его стихи?
|
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЕ, АЛЛИТЕРАЦИЯ, МЕТАФОРА, АВТОРСКИЙ НЕОЛОГИЗМ
Наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь. |
Рефлексия 1 мин |
Слова стихотворений С. Есенина стали текстами многих песен. Некоторые из них мы сегодня уже слышали, и закончить урок хочется ещё одной. Звучит песня на слова С. Есенина.
|
|
Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании 1 мин |
Домашнее задание по литературе: наизусть стихотворение С. Есенина на выбор. Домашнее задание по русскому языку: выписать существительные из стихотворения С. Есенина «Я покинул родимый дом», определить их морфологические признаки.
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Саберова Елена Валерьевна
→ ЕленаСаберова 14.06.2013 0 6071 843 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.