Урок "Человек и природа в лирике Сергея Есенина"; 11 класс


Якименко Елена Михайловна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №10

Город Воткинск, Удмуртская Республика.


Тема: «Будь же ты вовек благословенно…»

(Человек и природа в лирике С.А.Есенина)


Литература. 11 класс


Цель:

Пробудить у учащихся интерес к личности поэта, определить на примере стихотворений восприятие поэтом Мира, слияние с ним, философию Человека и Природы.


Развивающая цель:

1. Понимание лирической формы стиха (содержание воспринимается умом и чувством)

2. Наблюдение за оборотом слов, строф; мелодикой, ритмом, эмоциональным образом.

3. Сравнение, умение видеть общее и различное в лирике Пушкина, прозе Гоголя и стихах Есенина.


Воспитательная цель:

  1. Эмоциональное восприятие стиха, глубины постижения философии движения жизни (Я-Мир-Вселенная)

  2. Воспитание гуманной зоркости, благородства и возвышенности чувств (через субъективное, есенинское).

  3. Осмысление своего присутствия на земле, своего БЫТИЯ (во имя чего?)


Тип урока:

Изучение лирического произведения.


Вид урока:

Урок восприятия. Урок общения.


Методические приемы и виды деятельности учащихся:

  1. Слово учителя

  2. Выразительное чтение

  3. Диалог

  4. Работа над лирическим произведением

  5. Индивидуальная работа

  6. Поиск, исследование, сравнение


Наглядность:

  1. Портрет Сергея Есенина

  2. Оформленная доска

  3. Схема – опора

  4. Карточка для индивидуальной работы

  5. Древо

  6. Розовый конь

  7. Рисунки на доске

  8. Фонограммы на стихи Есенина

  9. Петров – Водкин «Купание красного коня»

Ход урока.


Его всеобъемлющая человечность,

его любовь ко всему живому,

давали ему право обо всем говорить в стихах.

Н. Тихонов.



Они уходят, не допев куплеты,

Когда в их честь оркестр играет туш.

Актеры, музыканты и поэты –

Целители уставших наших душ.


Они уходят, выполнив задание.

Их отзывают высшие миры,

Неведомые нашему сознанью…

По правилам космической игры



  • Стихи Игоря Талькова. О чем они? ( О себе, о других, о Мире, о бренности нашего пребывания на земле).


Бренный – преходящий, тленный.

(Бренность – недолговечность человеческой жизни)


  • Об этом и стихи Сергея Есенина.

Ситцевый праведник. Голубые глаза, льняные кудри, нежная заветренность голоса. Всегда среди берез.

И как всякий великий поэт, Есенин отнюдь не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт – философ


  • Что мы понимаем под философской лирикой?

Философия – это наука об общих законах развития природы, общества и мышления.


  • Это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, стихи, в которых субъективное Я автора ведет своеобразный поэтический диалог с Миром – с человеком, природой, землей, Вселенной.

Это вечный диалог русской поэзии.

Он постоянен и в лирике Есенина.

«Это все – о России» - слилось всё

«родное и близкое», от чего

так легко зарыдать».

.

В этом глубокое жизнелюбие, душевный оптимизм, родственный пушкинскому «Вновь я посетил»

  • О чем это стихотворение?

  • О Вечной смене поколений, о неумолимом движении жизни, в котором надо занять свое место, исполнять свое предназначение и уйти без обиды, ощущая себя незаменимым звеном той бесконечной цепи, которая тянет из Прошлого в Будущее.

Златая цепь!

Внук стоит на границе «владений дедовских» и в своем сознании соединяет времена.

«Но пусть мой внук … и обо мне вспомянет » - вот смысл нашего присутствия на земле, нашего земного БЫТИЯ, деяния во имя бессмертия.

  • И всякий видит смысл своего бытия – деяния в утверждении:


Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".


  • Есенинская песнь Родине – это прежде всего поэтический диалог Я с Миром русской природы.

Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение:





  1. «Зеленая прическа»

- Два плана: Березка

Девушка

- О ком? О чем это стихотворение? Читатель так и не узнает. Да и нужно ли это.

Потому что человек здесь уподобляется дереву, а дерево – человеку.

  1. «Я покинул родимый дом»

- «Старый клен // головой на меня похож…»

  1. «Закружилась листва золотая»

- «Отрок – ветер», « и в душе, и в долине прохлада» - вот оно, слияние человека с природой, как у Тютчева «Все во мне – и я во всем…»



Вывод:

Это стихи одного года, когда Есенина захватила Стихия народного творчества. Он долго искал и наконец купил за 5 пудов муки уникальный труд выдающегося русского мифолога А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу».


  • Но не только это. Живой источник – быт русской деревни

«Родился я с песнями в травном одеяле…»


  • А в центре поэтического осознания славян является образ ДРЕВА. Это единство всего сущего.

И у Есенина в трактате «Ключи Марии» написано следующее:

«Все от древа – вот религия мысли нашего народа… Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека»


  • Вершиной в развитии образной системы «поэт – древо жизни» является стихотворение



  1. «По-осеннему кычет сова»


  • Поэт мгновенно обретает древесную плоть.


  • Образ древа символизирует жизнь и смерть ( цветущее или сухое дерево, дерево в календарных обрядах)


  • Это и древнее представление о Вселенной.

Верх – небо

Низ – подземное царство

Середина – земля.


  • Дерево в целом может сопоставляться с Человеком.

Вершина – солнце, небо – ГОЛОВА

Низ – корни (НОГИ, ощущающие крепость)

Раскинутые руки, подобно ветвям дерева, обнимают мир вокруг…


  • Около 20 пород деревьев в лирике Есенина


  • Земля и цветы на ней ( около 20)



  • Животные



  • Птицы


Это мир, где «все живое равноправно».


  1. «Хорошо под осеннюю свежесть».

  • «Приемлю все. Как есть все принимаю».


  • Но чаще всего это глубокое осмысление себя и мира:








  1. «Не жалею, не зову, не плачу…»

Стихотворение – одна из вершин есенинской поэзии

  • Это стихотворение – монолог человека, подводящего итог своей многотрудной, но яркой жизни.



  • Что представляет собой лирический герой? (это странник, влекомый «духом бродяжным»)



  • Земные образы, выписанные афористичным языком

( «Все пройдет, как с белых яблонь дым…», «золото увяданья», «страна березового ситца»)



  • Рядом фраза из поэтики XIX века

(«О, моя утраченная свежесть»)



  • И типично есенинское, природное, человеческое

(«Буйство глаз и половодье чувств)



  • Содержание конкретно и в то же время условно. Рядом с поэтическими залежами земного мира («белых яблонь дым», «весенней гулкой ранью») – образ мифологический, символический – розовый конь.



  • Символ чего?

( Восхода, весны, радости, жизни)



  • Но и в реальной крестьянской жизни конь в лучах восходящего солнца становился розовым. На таком коне Есенин в юности скакал по родной Рязанщине.



  • «Проскакал»… - детство, связанное с жизнью и смертью ( Смерть в мифологии олицетворяет белый конь, конь Блед)



  • Поэтому после строчек о розовом коне идут строки о бренности всего земного, и розовый цвет переходит в холодную, почти траурную медь:



Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…



  • Так что же? Остановиться на этой траурной ноте? Но тогда жизнь – бессмыслица?

Вот почему стихотворение венчают строки, благословляющие жизнь, весну, цветение…

Будь же ты вовек благословенна,

Что пришло процвесть и умереть

Умереть - последнее слово. Поэтически же главное не это, а процвесть!

Вывод: суть стихотворения – благословение жизни.

  • В этом отношении стихотворение можно сравнить с пушкинским «Брожу ли я вдоль улиц шумных»



  • А еще С. А. Толстая – Есенина вспомнила слова поэта: «Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не, я Гоголь» (Лирическое отступление в начале 6 главы «Мертвых душ»).



  • Такие строки созвучны стихотворению?



  1. «Отговорила роща золотая»



  • Чтобы понять стихотворение, определим, что оно является примером медитативной лирики

Медитацияуглубленное размышление, погружение в себя.



Сюжетдвижение чувства лирического героя, подводящего итоги своей жизни.



«Отговорила» - глагол совершенного вида – показателен.



  • Разберем стихотворение по строфам:



«Золотая роща» - образ судьбы.

«Осень» - пора пышных и ярких красок, главенствуют цветовые образы, звуковых почти нет. Но есть строка.

«И журавли печально пролетая» - определяет общую музыкальную тональность.



Общая тема – увядание. Ощущение конечности человеческого земного бытия.



Журавли – тема прощания с юными днями, с «сиреневой цветью» природы, а главное «души», жизни человека.



Тема странничества, бесприютности подчеркнута холодным цветовым эпитетом «над голубым прудом»

Человек один среди осенней голой равнины. Но… с воспоминаниями о «веселой юности». Переход к догорающему костру жизни передан через зримый образ:

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Далее – тема конца, траура (осень)

«Дерево роняет тихо листья», а не «закружилась листва золотая»


Все вдруг завершится темой двух стихий: времени и ветра.




  • Славяне, отмечает Афанасьев, видели в стихиях творческую силу. Там, где стихия – там жизнь, нет смерти, нет тихого умирания.

«Милым слово в последней строчке то же, что и «процвесть» («не жалею…»)

Он имел право говорить обо всем в стихах, как писал Н. Тихонов

Ситцевый праведник. Голубые глаза, льняные кудри, нежная заветренность голоса. Всегда среди берез. Под иконами умирать хотел в русской рубашке. Под лампадами…

«Все мы яблоки и вишни одного голубого сада»

Изящество формы, музыкальность, рискованная близость жестокому романсу – все это общедоступно и то же время исключительно в есенинской поэзии.


«Я и сам когда-то пел, не уставая,

Где ты, моя липа, липа вековая?»

И в самом деле, где ты, наша липа? Теплый очаг? Месяц? Родина моя, Русь, где ты?

Лежат окрест туманы, плотно, неподвижно, никакой звук не пробивается. Едва-едва просочился из-за реки блеклым пятнышком свет в деревенском окошке. Живы старушки. Наработались. Ужинают. Вечер еще длится или уже ночь?

На траве мокро, с листьев капает. Фыркает конь в мокром лугу. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине, оплаканная русским певцом Россия.

Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны, ребята!

Шапки долой, Россия!

Есенина поют!»


Звучит песня на стихи Есенина.





Д/з Чтение поэмы «Анна Снегина»





Полный текст материала Урок "Человек и природа в лирике Сергея Есенина"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Якименко Елена Михайловна  Elena661
30.01.2014 1 7136 842

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК