Внеклассное мероприятие по обществознанию "Я хочу знать свои права" для 8, 9 кл.
Автор: Курдюмова Елена Васильевна
Учитель истории и обществознания
Москаленский лицей
Игра по обществознанию.
Тема: «Я хочу знать свои права»
Цель: познакомить обучающихся с их основными правами, свободами и обязанностями.
Участники: учащиеся 8-х, 9-х классов.
Время проведения: 1,5 часа.
Место проведения: большая аудитория.
Оформление: в месте проведения игры на стене вывешивается игровое поле. Чем больше помещение, в котором проводится игра, тем больше должен быть размер игрового поля.
Идея программы: игровое поле изображает годы жизни ребёнка. Передвигаясь по нему
в ходе игры, участники проходят все этапы своей жизни от рождения до совершеннолетия и анализируют изменения своего правового статуса.
Игровое поле можно оформить дополнительно рисунками, фигурами, отображающими основные моменты, характерные возрасту. (пример: 7 лет- школа, 10 лет- я сам и т.д.)
http://pedsovet.su/load/247-1-0-
Что такое обучение правам человека?
Это кропотливая работа, последовательная выработка не только знаний и умений, но и ценностных установок, которые нужны в жизни.
Знания:
Какие существуют документы по правам человека;
Что есть права человека, неотъемлемые для людей во всём мире;
О последствиях нарушений прав человека;
Собственные права и права других людей;
Умения:
Слушать других;
Уметь проводить общие дела, решать возникающие проблемы без конфликтов, анализировать свою и коллективную деятельность.
Ценность:
Взаимоуважение;
Человеческое достоинство присуще каждому;
Взаимодействие лучше, чем конфликты.
Правила игры.
Перед началом игры ведущий знакомит участников с правилами. Три команды (2-3 человека). Команды имеют «фишки», которые они передвигают по игровому полю на то количество шагов, которое выпадает при броске кубика (от 1 до 6). Кубик бросает представитель каждой команды по очереди, после чего команды передвигают свои «фишки» на соответствующее количество шагов, и только после этого проводится обсуждение прав ребёнка в определённом возрасте.
Обсуждение каждого шага начинается с той команды, которая остановилась позади всех.
Остановка на каждом шаге означает определённый возрастной этап в жизни ребёнка. Каждый шаг комментируется ведущим. При повторении шага команда передвигает «фишку» на следующий шаг, который ещё не обсуждался, либо раскрыть глубже знания прав на этом шаге ( для выяснения насколько внимательны были игроки при обсуждении этого шага соперниками.)
Цвета шагов:
Чёрный цвет - команда пропускает ход
Красный цвет - право продвинуться на один шаг вперёд (после ответа)
Зелёный цвет - по стрелке
Синий цвет - команда участвует в обсуждении.
Шаг 0 - рождение ребёнка.
Когда ребёнок только появляется на свет, обладает ли он какими- либо правами?
Есть ли какие- либо права у ребёнка, ещё не родившегося?
Каждый человек обладает совокупностью прав, которая называется правоспособностью человека. Чем старше человек становится, тем больше у него появляется прав ( и обязанностей), тем шире правоспособность. Правоспособность
появляется с рождения, но некоторые права и раньше: наследственные права, право на жизнь ( прерывание беременности на последних стадиях - преступление).
Шаг 1- один год.
Что даётся ребёнку при рождении? Чем каждый из нас отличается от другого? Что индивидуализирует нас?
При рождении ребёнок получает имя (по соглашению родителей), отчество (по имени отца), фамилию ( по фамилии родителей).
Можно ли поменять имя, отчество, фамилию ребёнка? По совместной просьбе родителей и только до достижения 14 лет (с 14 лет-сам). Исходя из интересов ребёнка это может сделать орган опеки. С 10- летнего возраста - с согласия самого ребёнка.
Шаг 2 - два года.
Можно ли ограничить права ребёнка на проживание в семье? Права на заботу и опеку родителей?
Ситуация возможна, но только в интересах ребёнка и только по решению суда.
Пример…( Когда проживание ребёнка в семье грозит его жизни и здоровью)
Шаг 3 - три года.
Почему родители, не опасаясь за жизнь и здоровье ребёнка, отдают его в детский сад, школу и т.д.?
Так как на эти учреждения возлагается обязанность присмотра за детьми. На этот период родители как бы перелагают часть своих обязанностей на учителей, воспитателей и т.д., которые несут ответственность за жизнь и здоровье ребёнка.
Шаг 4 – четыре года.
Инвалидность, то есть физическое или психическое отклонение, не позволяет ребёнку в полной мере реализовать свои права.
Означает ли это, что у детей- инвалидов меньше прав, чем у других? Какие условия государство создаёт детям-инвалидам?
Эти дети не ограничены в своих правах. Они пользуются дополнительной защитой со стороны государства. Специальный Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» предусматривает важные гарантии осуществления их прав. (Издание спецлитературы для слепых, выпуск спец. программ с сурдопереводом, спец. учебные заведения, приспособления в автобусах и местах общего пользования и т. д. )
Государство оказывает материальную помощь, пенсии, льготы по оплате жилья и ком. услуг, оплата транспорта и др.
Шаг 5 - пять лет.
Кто должен защищать права и представлять интересы ребёнка? Как быть, если родители злоупотребляют своими правами, не выполняют своих обязанностей?
Защищать права и представлять интересы ребёнка должны родители. В том случае, если родители злоупотребляют своими правами, защищать интересы ребёнка призваны специально созданные государством органы опеки и попечительства. Как правило, эти органы образования города или района. В эти структуры ребёнок может обратиться в любом возрасте, с 14 лет – в суд.
Шаг 6 – шесть лет.
Можно ли в этом возрасте подарить ребёнку квартиру, машину?
Подарить можно, только во всех сделках, требующих специальной регистрации, интересы ребёнка будут представлять его родители (законные представители). В этом возрасте ребёнок может осуществить мелкие бытовые сделки.
Шаг 7 – семь лет.
Можно ли не ходить в школу? Обязательно ли в нашей стране образование?
Обязательным в РФ является только среднее образование (9 классов). Поэтому ребёнка не могут исключить из школы за плохую успеваемость.
Шаг 8 – восемь лет.
Что такое общественное объединение? А сами дети могут его создать? А быть членами общественной организации?
Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Создателями ОО могут выступать только граждане, достигшие 18 лет. А также другие зарегистрированные учреждения. Членами ОО дети могут быть с 8 лет.
Шаг 9 - девять лет.
Кто отвечает за все «шалости», сделанные ребёнком (вред, материальный ущерб)?
До 14 лет – родители. С 14 лет – сам или родители.
Шаг 10 – десять лет.
Могут ли родители без вашего согласия перевести вас в другую школу или класс, заставить ходить в тот или иной кружок, дружить или не дружить с вашими друзьями?
С 10 лет ребёнок приобретает права на выражение собственного мнения при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учёт мнения ребёнка обязателен.
Шаг 11 – одиннадцать лет.
Что считается собственностью ребёнка в семье?
Согласно семейному законодательству, ребёнок имеет право собственности только на полученные им самостоятельно доходы и имущество, переданное в дар или перешедшее по наследству. Ребёнок не имеет права собственности на имущество родителей.
Шаг 12 – двенадцать лет.
Можно ли в 12 лет привлечь к ответственности за то, например, что ребёнок по просьбе взрослого проникает через форточку в чужую квартиру и выносит оттуда деньги и драгоценные вещи?
Нет, нельзя. Но это не означает, что со стороны органов государственной власти в отношении ребёнка не будет никакой реакции. Дети, не достигшие возраста ответственности, должны быть поставлены на учёт в комиссиях по делам несовершеннолетних и в специальных отделениях милиции. За детьми и их родителями осуществляется постоянный контроль.
Шаг 13 – тринадцать лет.
Какие средства защиты имеет ребёнок в школе, если считает, что учитель нарушает его права?
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в России» школьники наделяются правом проводить общественное расследование. Директор создаёт комиссию по расследованию деятельности педагога. В комиссию могут входить представители администрации, органов школьного самоуправления, родительского комитета.
Шаг 14 – четырнадцать лет.
Какие права и обязанности приобретает несовершеннолетний в 14 лет?
Кроме мелких бытовых сделок, которые ребёнок может совершать с 6 лет, в четырнадцатилетнем возрасте несовершеннолетний вправе свободно распоряжаться своим заработком, иными доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения. В 14 лет ребёнок получает основной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ – паспорт. С 14 лет подросток может быть привлечён к уголовной ответственности за некоторые преступления (убийства, кражи, грабежи, разбой и т.п.)
Шаг 15 – пятнадцать лет.
Что делать, если у подростка нет средств для того, чтобы возместить другому лицу убытки?
В том случае, если у подростка нет самостоятельного источника дохода или иного имущества, принесённый вред полностью или частично возмещается законными представителями.
Шаг 16 – шестнадцать лет.
Со скольки лет можно вступить в брак?
По общему правилу для вступления в брак необходимо достичь возраста 18-ти лет.
Однако Семейный кодекс в исключительных случаях допускает вступление в брак с 16- ти лет и разрешает субъекту федерации снижать этот возраст. Если ребёнок не достиг брачного возраста, то отказать ему во вступлении в брак могут только в установленном порядке органы местного самоуправления, но не родители.
Шаг 17 – семнадцать лет.
Может ли подросток стать полностью дееспособным до достижения 18- ти лет?
Да. По решению органов опеки и попечительства, если он работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью с 16-ти лет.
Шаг 18 – восемнадцать лет.
Увеличивается ли объём трудоспособности после 18-ти лет?
Да. Политические права. Избирательное право: в Государственную думу – с 21 года, Президент РФ – с 35 лет.
Шаг 19 – девятнадцать лет.
Можно ли ограничить в правах совершеннолетнего?
Да. По решению суда гражданин может быть признан ограниченно дееспособным. Например: злоупотребление алкоголем, наркотическими средствами, гражданин ставит свою семью в тяжёлое материальное положение, поэтому по решению суда он вправе совершать только мелкие бытовые сделки, вследствие психического расстройства признаётся недееспособным, решением суда за нарушение правопорядка (тюрьма).
Подведение итогов игры. Рефлексия.
Литература.
Антонов В.В. «О Всеобщей декларации прав человека»: Пособие для учителя- М.: Вита- Пресс, 2006
Шабельник Е.С. «Ваши права»: Кн. Для учащихся начальных классов.- М.: «Вита- Пресс»; 2001г.
«Мой журнал», № 27- 2006. «Школа знаний, умений и навыков»
«Последний звонок», № 12 – 2008
На странице приведен фрагмент.
Автор: Курдюмова Елена Васильевна
→ Elena201011 10.02.2011 10 12163 2076 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.