Слайд 1
Групповая дифференциация и
лидерство
Павлова Анеля Васильевна
учитель истории МОУ «СОШ
№12»
Слово “стиль” - греческого происхождения. Первоначально оно означало
стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении
“почерк”. Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода
“почерк” в действиях менеджера
|Стиль |Авторитарный |Демократический |Либеральный |
|управления
| | | |
|Природа |Сосредоточение всей |Делегирование |Снятие лидером с |
|стиля |власти и |полномочий с |себя |
| |ответственности в |удержанием ключевых |ответственности и |
| |руках лидера |позиций у лидера |отречение в пользу |
| | | |группы или |
| |Личное установление |Принятие решений |организации |
| |целей и выбор |разделено по уровням|Предоставление |
| |средств их |на основе участия |группе возможности |
| |достижения | |самоуправления в |
| | |Коммуникации |желаемом для группы|
| |Коммуникационные |осуществляются |режиме |
| |потоки идут |активно в двух |Коммуникации |
| |преимущественно с |направлениях |строятся в основном|
|
| верху | |по горизонтали |
|Сильные |Внимание срочности и|Усиление личных |Позволяет начать |
|стороны |порядку, |обязательств по |дело так, как это |
| |предсказуемость |выполнению работы |видится без |
| |результата |через участие в |вмешательства |
| | |управлении |лидера |
|Слабые |Сдерживается |Требует много |Группа может |
|стороны |индивидуальная |времени на принятие |потерять |
| |инициатива |решений лидера |направление |
| | | |движения и |
| | | |уменьшить скорость |
| | | |без вмешательства |
| | | |
Три теории лидерства.
В современной социальной психологии существует три подхода к изучению
лидерства. И я хотела бы проверить одну из них. Я выбрала «теорию черт
лидера». Влияют ли черты личности лидера на его положение в группе (его
статус) или его личностные качества не играют роли совсем? Этот вопрос меня
очень заинтересовал.
«Теория черт лидера» исходит из того, что лидерами люди рождаются. Ряд
врожденных свойств и характеристик индивида (сила и подвижность нервных
процессов, экстравертированность, способность к эмпатии—сочувствию, ярко
выраженные эвристические и интеллектуальные способности), как утверждают
сторонники этой теории, позволяют ему занять господствующее положение в
любой ситуации и взять на себя роль ведущего, т. е. лидера.
В жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные сильной
волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали лидерами. По
данным Е. Дженнингс, почти в каждой группе есть члены, превосходящие
лидеров по уму, способностям, однако они не имеют статуса лидера.
В 50-х годах «теорию черт лидера» сменила концепция
«лидерства как функции группы»
(Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс), а также «теория
лидерства как функции ситуации» {Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе).
Теория «лидерства как функции группы» исходила из того, что феномен
лидерства есть результат внутригруппового развития, все члены группы в той
или иной степени участники этого процесса, а лидер—это член группы с
наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и
ценностей группы.
Третья точка зрения—«теория лидерства как функции ситуации» — в
настоящее время самая распространенная. Наблюдения над тем, как одни и те
же лица в разных группах могут занимать разное положение, играя в них
различные социальные и межличностные роли (ребенок может быть лидером среди
ребят своего двора и «отвергаемым» в классе; учитель может быть лидером в
своем коллективе и «ведомым» в семье и т.д.), привели исследователей к
выводу, что лидерство — это не столько функция личности или группы, сколько
результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций.
Автор: Павлова Анеля Васильевна
→ xxl 12.05.2011 0 11088 1927 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.