Презентация "Никольский Н.В. и первая чувашская газета "Хыпар"
Слайд 2
1. Ознакомиться с жизнью и творчеством
известного чувашского ученого Николая
Васильевича Никольского.
2. Раскрыть значение первой чувашской
газеты «Хыпар» в развитии чувашской
культуры в дореволюционный период.
3. Газета «Хыпар» и Издательский Дом
«Хыпар» в наши дни. Роль газеты на
современном этапе.
Слайд 3
* В своей исследовательской работе я
хотела рассказать о непростой
судьбе профессора Н.В.Никольского.
* Также хотела рассказать о первой
чувашской газете, которая сыграла
огромную роль в деле возрождения
чувашской культуры.
* Читаем ли мы сегодня чувашские
газеты? Почему? На эти вопросы мы
постарались ответить.
Слайд 4
Анкетирование
Анкетирование провели среди старшеклассников
СОШ № 1 с. Комсомольское.
Принимали участие 70 учеников 9 – 11 классов.
Отвечали на вопрос: Что вы знаете о Никольском
Н.В.?
30% детей назвали его первым чувашским
профессором.
35% детей назвали его первым редактором газеты
«Хыпар».
35% детей никогда ничего не слышали о нем.
Слайд 5
Анкетирование
Анкетирование провели среди старшеклассников
СОШ № 1 с. Комсомольское.
Принимали участие 70 учеников 9 – 11 классов.
Отвечали на вопрос: Нужно ли изучать
творчество известных людей Чувашии?
70% детей сказали «да».
25% детей сказали «нет».
5% детей затруднились ответить.
Слайд 6
Анкетирование
Анкетирование провели среди
старшеклассников СОШ № 1 с. Комсомольское.
Принимали участие 70 учеников 9 – 11 классов.
Отвечали на вопрос: Что вы знаете о газете
«Хыпар»?
80% детей ответили, что это республиканская
чувашская газета.
15% детей добавили, что это первая чувашская
газета.
5% детей не смогли ответить.
Слайд 7
Анкетирование
Анкетирование провели среди старшеклассников
СОШ № 1 с. Комсомольское.
Принимали участие 70 учеников 9 – 11 классов.
Отвечали на вопрос: Какие чувашские газеты
выписывает ваша семья?
40% детей сказали, что они не выписывают
чувашскую газету.
35% детей сказали, что они выписывают районную
газету «Касал ен».
5% детей сказали, что выписывают газету «Хыпар»
20% детей сказали, что выписывают другие
чувашские издания.
Слайд 8
Анкетирование
Анкетирование провели среди
старшеклассников СОШ № 1 с. Комсомольское.
Принимали участие 70 учеников 9 – 11 классов.
Отвечали на вопрос: Почему не читаются
чувашские газеты и журналы?
20% детей ответили, что не интересно.
35% детей ответили, что они читают русские
издания.
25% детей ответили, что они не привлекательны
.
20% детей назвали другие причины.
Слайд 9
Первый чувашский
профессор Николай
Васильевич Никольский
родился 19 мая (по старому
стилю 7 мая) 1878 года в
деревне Юрмекейкино
Шуматовской волости
(ныне Моргаушского
района) в крестьянской
семье.
Слайд 10
Отец был чуваш, а мать –
русская. Впоследствии и
жена тоже была русская. Но
он не обрусел, а всю свою
жизнь посвятил
просвещению чувашского
народа.
Слайд 11
Слайд 12
После окончания Шуматовского
земского училища он был определен в
Чебоксарское духовное училище. А
потом Никольский поступил учиться
в Казанскую духовную семинарию,
которую окончил в 1899 году по 1
разряду. В том же году поступил в
Казанскую духовную академию
(окончил в 1903 году). Как и Бичурин,
Николай Никольский получил духовное
образование, но в науку пришел по
светскому пути.
Слайд 13
Никольского назначили
преподавателем Иркутской
духовной семинарии, но он с
этим не согласился. Ему
пришлось найти
низкооплачиваемую работу.
Одновременно он работал
преподавателем чувашского
языка, истории и этнографии
народа на миссионерских
курсах при духовной академии.
Слайд 14
С 1904 года Никольский начинает
печатать материалы по истории и
этнографии чувашского народа. В 1906
году отдельной книгой было
опубликовано его исследование «Народное
образование у чуваш», в котором на
основе многочисленных исследований
глубоко освещается история
распространения грамотности среди
чуваш с 16 по 18 века. В дальнейшем были
и другие публикации. Они имели немалую
научную и практическую ценность для
своего времени.
Слайд 15
В 1909 году в Казани был издан «Русскочувашский словарь» с приложением конспекта
грамматики чувашского языка (640 стр.). В
том же году в Москве вышла его книга
«Народная медицина у народностей Поволжья»
Слайд 16
1.С 1906 по 1910 годы
Никольский работал
преподавателем истории
Казанской учительской
семинарии, а 1907-1916 годы –
учителем чувашского языка с
уроками этнографии Казанской
духовной семинарии.
Одновременно занимался и
наукой. Именно в эти годы он
выпустил «Краткий конспект
по этнографии чуваш»
Слайд 17
В 1913 году Никольский
получил степень магистра
богословия. С 1915 года он
начал читать лекции в
Казанском университете.
Через миссионерское
общество на чувашском
языке издал более 30
брошюр о земледелии,
животноводстве,
медицине, воспитании
детей
Слайд 18
В советское время Никольский
вел педагогическую работу в
различных вузах Казани. В 1929
году выпустил книгу «Краткий
курс этнографии», в которой
были обобщены долголетние
исследовательские работы
ученого в области
материальной культуры
чувашского народа. В1960 году
вышла в свет составленная им
книга «Чувашские сказки» с
обстоятельным научным
исследованием этого
фольклорного жанра.
Слайд 19
В 1947 году ему присуждена ученая
степень доктора исторических наук.
Значение деятельности
Н.В.Никольского определяется и тем,
что он оставил потомству около 300
объемистых томов рукописного
собрания источников.
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Умер Николай Васильевич 2 ноября
1961 года в Казани. Имя Никольского
навсегда останется в памяти
нашего народа.
Слайд 23
Эстонский писатель и фольклорист
Вальтер Андерсон в 1925 году
написал: «Собрание Н.В.Никольского
представляет собою не больше, не
меньше, как благоустроенный
научный архив, содержащий
огромные массы ценнейших
материалов».
Слайд 24
«Никольского лишь за одно
рукописное собрание можно было
бы отнести к числу деятелей,
имеющих выдающиеся заслуги
перед наукой, не будь у него ни
одного исследования». Эти слова
написал видный чувашский
историк В.Д.Димитриев.
Слайд 25
Никольский отличался широким диапазоном научных
интересов и многогранной деятельностью. Он имел
большой авторитет среди научной, педагогической,
православной религиозной общественности Казани,
русской и национальной интеллигенции. Был известен
не только в масштабе Поволжья, но и за его
пределами, в столичных городах и за рубежом.
Прежде всего Никольский известен как этнограф,
этнолог, затем историк, статистик, социолог,
экономист, фольклорист, лексикограф. Его труды, по
словам российского ученого Н.Н. Попе «одинаково
ценны и являются большим вкладом в научную
литературу о Поволжье. Среди них много обширных
трудов. И все они первоклассного качества».
Слайд 26
Никольского характеризуют исключительная для
своего времени образованность
интеллигентность. Он владел греческим,
латинским, французским, немецким, английским,
итальянским, турецким языками, а также
языками народов Поволжья – чувашским,
татарским, марийским, удмуртским, комипермяцким.
Работы Никольского служили настольной
книгой как исследователям, так и практикам,
прежде всего педагогам вузов, средних учебных
заведений и школ, в качестве учебников и
пособий. Эти труды, отличающиеся обилием
архивных и статистических сведений,
обогатили российскую и современную
историческую и этнографическую науку.
Слайд 27
В январе 1906 года профессор
Никольский начал издавать
первую чувашскую газету
«Хыпар». Это произошло 6
января в Казани. В передовице
первого номера редактор и
основатель газеты определил
стратегию газеты: «И нам,
чувашам, следовало бы через
газету научиться добру, в корне
улучшить свою жизнь». Первые
«хыпаровцы» были
выразителями глубинных,
истинных чаяний чувашского
народа и били набат для будущих
поколений, чтобы они
стремились к знаниям.
Слайд 28
С 8 января 1906 по 27 мая
1907 года было выпущено 65
номеров. За это время
сменилось пять редакторов.
Эту газету читали во всех
местах компактного
проживания чуваш, в
столичных городах и
европейских университетах,
академиях. Был
собственный
корреспондент даже в
Париже.
Слайд 29
Судьба газеты в разные годы была сложной, порой
даже трагичной, но в то же время весомой,
интересной, высокочтимой. 1 мая 1917 года газета
снова возродилась. Но коса победителей вновь
сметает многих. Около 40 сотрудников газеты
были репрессированы, из них более 20
расстреляны, умертвлены избиением и голодом.
Слайд 30
Всечувашская газета «Хыпар»
пятый раз возродилась 30
августа 1991года. Вопросы
развития культуры и
чувашского языка являются
непреходящимися ценностями
для издательского дела
«Хыпар», в недрах которой
издаются 6 большетиражных
газет на чувашском языке,
журнал сатиры и юмора,
татароязычная газета, а также
на русском языке литературнопублицистический журнал
«Лик». Это настоящий пример
интернационализма и
толерантности.
Слайд 31
Дело Никольского живет. Во
времена Никольского чуваши
лишь мечтали о чувашской
газете. И до сих пор чуваши
верны своей газете. Можно
надеяться: у такого народа с
таким наследством –
великое будущее!
В этом наследии и величие
Николая Васильевича
Никольского, его учеников и
языкомышленников, и также
значимость сегодняшнего
«Хыпара». Çапла пултăр!
Слайд 32
*В процессе анализа собранного материала я пришла к
выводу, что результат моей исследовательской работы
имеет теоретическое и практическое значение, так как
сегодня для молодежи мало материала для изучения
творчества известных людей Чувашии. Я считаю, что
этот пробел нужно заполнить.
*Исследую данную тему, я столкнулась с определенными
трудностями, так как в учебниках, в школьной и районной
библиотеках мало по этой тематике материалов.
Изучение творчества Н.В.Никольского только на
начальном этапе.
*Я очень надеюсь, что моя исследовательская работа
поможет в устранении этих недостатков. Доброе дело,
начатое Никольским, и в наши дни продолжится с новой
силой. Ведь современной чувашской молодежи нужно
больше читать чувашские периодические издания.
Слайд 33
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гордеев Владимир Геннадьевич
→ gordeev 26.03.2009 0 6406 831 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
А вы знали?
Инструкции по ПК