Презентация по истории "Культура, духовная жизнь советского общества в 20-30-е годы" (продолжениe)


Слайд 1
Культура, духовная жизнь советского общества в 20-30-е годы (продолжение) Чупров Л.А. МОУ СШ №3 с. К-Рыболов Ханкайского района Приморского края
Слайд 2
В области литературы и искусства в начале 20-х гг. значительную роль играл так называемый Пролеткульт. Сторонники его считали необходимым отбросить культурные достижения прошлого и создать новую, чисто пролетарскую культуру. Российская ассоциация пролетарских писателей оценивала достоинство каждого произведения прежде всего с точки зрения социального происхождения автора. Однако такой перегиб не был поддержан властью. Ленин неоднократно критиковал взгляды Пролеткультовцев как «... Пролеткульт - литературно-художественная и культурноТеоретически неверные и практически просветительная организация возникшая накануне Великой вредные...». Октябрьской социалистической революции и развернувшая
Слайд 3
Историческая справка… Первая конференция, положившая начало Всероссийскому Пролеткульту, была созвана наркомом по просвещению А. В. Луначарским по решению конференции профсоюзов в сентябре 1917 года. Пролеткульт возник осенью 1917 года и вскоре объединял более 200 местных организаций в различных областях искусства, особенно в литературе и театре. Пролеткульт имел свои организации в ряде городов. К лету 1919 года было около 100 организаций на местах. По данным 1920 года, в рядах организации насчитывалось около 80 тыс. человек, были охвачены значительные слои рабочих. С критикой Пролеткульта выступил В. И. Ленин, и с 1922 года его деятельность стала замирать. Вместо единого Пролеткульта создавались отдельные, самостоятельные объединения пролетарских писателей, художников, музыкантов, театроведов. Наиболее заметное явление — Первый Рабочий театр Пролеткульта, где работали С. М. Эйзенштейн, В. С.
Слайд 4
В годы НЭПа было создано много талантливых произведений писателями нового поколения; «Разгром» — А. Фадеева, «Чапаев» — Д. Фурманова, «Конармия» — И. Бабеля, «Любовь Яровая» — К. Тренева; выходили сатирические произведения —рассказы М. Зощенко, романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой теленок». Расцветает искусство политического плаката (Дели, Моор). В1918 г. Ленин подписал декрет о монументальной пропаганде: были сняты памятники царям и устанавливались памятники руководителям народных восстаний, революционерам —
Слайд 5
В документальном кино работали выдающиеся мастера — Д. Вертов, Л. Новицкий и др. Документальную хронику смотрела вся страна; зритель видел многочисленные стройки, лица людей. Таким образом в народе поддерживались радостное ощущение жизни, трудовой энтузиазм Художественное кино находилось под личным контролем Сталина, который смотрел каждую новую картину и определял ее судьбу. В фильмы любого жанра (кроме исторических), как правило, вводились сюжеты о борьбе с троцкизмом, врагами народа, вредителями, империалистами. И все-таки в это время было создано немало замечательных фильмов, герои которых были близки
Слайд 6
Огромную роль в идеологической обработке масс занимало музыкальное искусство. И здесь важную роль играли вкусы Сталина и его окружения. Новаторская музыка  Д. Д. Шостаковича,  С. С. Прокофьева поначалу отвергалась. Много внимания уделялось песенному жанру. Шостакович Популярные песни:  И.Дунаевского,  Б. Мокроусова,  М. Блантера и других прославляли Родину, армию, труд, Сталина, звучали везде, создавали хорошее настроение, оказывали сильнейшее воздействие на человека. Дунаевс кий Блантер Мокроусо в Прокофьев
Слайд 7
Перед художниками была поставлена задача — показывать строящуюся светлую жизнь просто и доступно. Первостепенное внимание уделялось прославлению вождей. Было создано огромное количество скульптур и бюстов Ленина, Сталина и др. Поощрялось художественное творчество в Духе соцреализма. В то же время преследовались художники-авангардисты: К. С. Малевич, А. В. Лентулов и др.
Слайд 8
Несмотря на строгий партийный диктат, в 30-х гг. в стране творили талантливые писатели:  А. Н. Толстой («Хождение по мукам», «Петр1»),  М. А. Шолохов («Тихий Дон»),  Булгаков («Дни Турбиных», «Бег»). Выходили книги  Л. М. Леонова,  В. В. Маяковского,  А. П. Платонова,  П. П. Бажова,  А. Т. Твардовского, Детских писателей —  К. И. Чуковского,  С. Я. Маршака. Советский народ жил как бы в Двух измерениях. Веселая, Радостная жизнь происходила на фоне судебных процессов над врагами народа, ночных арестов. Страшная тень ГУЛАГа нависла над страной.
Слайд 9
Советская власть привлекала к активному сотрудничеству старую интеллигенцию — ученых-естественников, физиков, математиков, химиков и др. Многие из них не разделяли политические взгляды большевиков, но видели свойдолг в том, чтобы работать для России. Это были ученый-авиатор Н. Е. Жуковский, биохимик В. И. Вернадский, химик Н. Д. Зелинский, ученый-изобретатель К. Э. Циоловский, физиолог И. П. Павлов, физиолог растений К. А. Тимирязев, биолог-селекционер И. В. Мичурин. В развитии естественных наука были достигнуты заметные успехи. Выдающиеся открытия были сделаны С. И. Вавиловым — в оптике, Н. И. Вавиловым — в генетике и селекции, С. В. Лебедевым — в разработке первого в мире промышленного способа получения синтетического каучука, И. В. Курчатовым —в исследовании атомного ядра. П. Л. Капицей — в области физики низких температур и физики сильных магнитных
Слайд 10
Но в начале 30-х гг. Сталин заявил, что все науки (даже математические) носят политический характер. Академия наук вынесла постановление: «Наш научный метод — марксизм-ленинизм». Начались гонения на генетику, социологию, психоанализ,
Слайд 11
«Окна РОСТА»—название своеобразных многорисуночных плакатов на злобу дня, выпуск которых был начат Российским телеграфным агентством (сокращенно { РОСТА) осенью 1919 года. С января 1921 года по январь 1922 года выпуск плакатов продолжал Главный политикопросветительный комитет (сокращенно Главный политико-просветительный комитет (сокращенно ГПП). Первое «окно» было вывешено в августе 1919 года рядом с зданием Моссовета в витрине бывшего магазина (Абрикосова). Окно было посвящено начавшемуся наступлению Деникина и контрреволюционному перевороту в Венгрии. Под заголовком «Окно сатиры Роста № 1». К началу 1920 года на различных улицах Москвы было уже около десятка витрин Роста. Идея окна принадлежит одному из зачинателей советского политического плаката, блестящему мастеру рисунка, художнику М.М. Черемных. В сотрудничестве с журналистом Н. И. Ивановым, писавшим фельетоны и стихи, Черемных выпустил первое «Окно сатиры № 1». В.В. Маяковский пришел в Роста 4-5 недель спустя. С его приходом характер «окон» несколько изменился. Маяковский уже свое первое «окно» построил на едином политически целеустремленном тексте, соответствующем рисунку.
Слайд 12
К 1920 г. появляется новый тип «окна». На плакате размещались чаще от 4 до 10 рисунков, одинаковых по формату, расположенных с расчетом на их последовательный просмотр и вместе с текстом, раскрывающим тему. Почти одновременно с Маяковским пришел в Роста и художник Малютин ИА. Маяковский, Черемных и Малютин составили ядро Роста. Помимо них более или менее постоянно работали Нюренберг, Левин, Роскин, Лавинский, Хвостенко. Несколько «окон» сделал Моор Д. (Д.С. Орлов). Темы рисунков определялись текстом. Тексты писал Маяковский — объем работы зависел от него. Маяковский ежедневно просматривал «Правду», «Известия», «Гудок» и отмечал в них все, что считал нужным для «окон». Затем на основе политического текста он делал свой стихотворный текст. Окна Роста и Главполитпросвета выпускались в течение двух лет и пяти месяцев. Всего их было выпущено около 1600, Маяковским — 500. Так как в те годы типографский станок не мог поспевать за быстро сменявшими друг друга событиями, такие плакаты делали от руки и вывешивали, как правило, в людных помещениях (вокзалы и агитпункты).
Слайд 13
Вначале копии делали путем простой перерисовки, позднее—при помощи вырезанных из картона трафаретов. За 2-3 дня размножали плакат-окна до 300 экземпляров. Крупнейшим советскимхудожником-плакатистом был Д. С. Моор. Ему принадлежит заслуга создания стиля героического плаката, полного пафоса и подъема. Когда говорят о Мооре, вспоминают сразу «Ты; записался добровольцем?» и «Помоги!». В чем их сила? Как они сделаны? Плакат «Ты, записался добровольцем?» был создан за одну ночь в конце июня, а в июне ночи коротки. Плакат очень прост, в рисунке почти отсутствуют подробности. Он построен из крупных изобразительных блоков: большая первоплановая фигура, силуэт завода и белое поле фона. Четко найден выразительный жест, жест, в котором нет ничего будничного и мелкого. Цвет решен просто — красное, черное на белом фоне. И вот родилось произведение огромной агитационной силы. Ничто не дробит внимание зрителя: прямо перед ним во весь рост поднялась огромная фигура красноармейца. Он смотрит прямо на тебя, его поднятая рука упирается в твою грудь, а взгляд, суровый и требовательный, не отпускает твоих глаз. Это твое Отечество, твоя республика, сражающаяся и истекающая кровью в неравной борьбе, защищая твою судьбу и твое будущее, обращается к тебе и твоей гражданской совести и личной чести. Это не просьба о помощи, это веление долга, призыв встать в строй. Лицо — страстная вера в революцию.
Слайд 14
Фигура красноармейца обобщена, но видно, что это рабочий. Он это показывает просто (на молот за поясом). В самой фигуре, гимнастерке, которая смотрится как подпоясанная ремешком косоворотка, смог передать пролетарский, народный характер образа. «Ты», помещенное на белом фоне, читается одновременно с призывным жестом красноармейца, затем скупо, но все же более подробно расшифровано в продолжении короткой надписи. Продуктивность авторов «окон» была поразительной. Маяковский задень работы мог дать до 80 стихотворных тем, а Черемных за «ночную смену» — 50 рисунков. Как можно было так работать? «Отдыхов не было... от нас требовалась машинная быстрота. — пишет Маяковский, — бывало телеграфное известие о фронтовой победе через 40 минут—час уже висело на улице красочным плакатом». Название «плакат» происходит от позднего латинского «placatum» — объявление. По назначению делятся на: 1.политические—агитационные, пропагандные; 2. рекламные—торговые и зрелищные (театральные, киноплакаты, цирковые, выставочные); 3. инструктивные — По технике безопасности, сангигиене, агротехнике; 4. информационные—лотерейные, библиотечные; 5. монографические—посвященные выдающимся деятелям, событиям, юбилеям.
Слайд 15
Задание на дом: 1. Подготовиться к повторительнообобщительному уроку по разделу: «Россия в поисках перспектив» 2. Составить тесты по пройденной теме.

Полный текст материала Презентация по истории "Культура, духовная жизнь советского общества в 20-30-е годы" (продолжениe) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чупров Леонид Александрович  Летадиан
01.09.2009 2 12005 2765

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК