Презентация по обществознанию "Сфера духовной культуры" (вопросы кодификатора, 9 класс


Основные категории морали


Добро – понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее бескорыстное и искренне стремление к осуществлению блага, например помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животным. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью.

Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добра, означающее умышленное, сознательное стремление к причинению кому-либо вреда, ущерба, страданий. В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо сторон (то есть противоречит правилам морали).

Долг – внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство индивида перед другими людьми.

Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, так называемых «угрызений совести».


С.А. Маркин ГИА Обществознание, комплексная подготовка. Москва Айрис пресс, 2012г.



Признаки мировых религий:


  • огромное число последователей во всём мире;

  • эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);

  • пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания);

  • космополитичность (носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств).


С.А. Маркин ГИА Обществознание, комплексная подготовка. Москва Айрис пресс, 2012г.


Статья 28 Конституции РФ


Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.


Конституция Российской Федерации. Москва Айрис пресс, 2012г.

Статья 43 Конституции РФ


  1. Каждый имеет право на образование.

  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.


Конституция Российской Федерации. Москва Айрис пресс, 2012г.

Важнейшие функции морали в обществе


  • регулятивная – регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни;

  • ценностно-ориентационная – утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию;

  • мотивационная – моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности что-то сделать (или, наоборот, не сделать); формирование нравственного облика личности;

  • координационная – обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.


С.А. Маркин ГИА Обществознание, комплексная подготовка. Москва Айрис пресс, 2012г.



Функции образования


  • экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества, в рамках которой люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности);

  • социальная (социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества; образование – важнейший канал социальной мобильности);

  • культурная (использование достижений культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей).


С.А. Маркин ГИА Обществознание, комплексная подготовка. Москва Айрис пресс, 2012г.

Основные функции религии в жизни общества


  • мировоззренческая – задаёт «предельные» критерии, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек и его деятельность;

  • компенсаторная (терапевтическая) – восполняет зависимость, бессилие людей перед жизненными проблемами, перестраивая сознание; снимает стресс, утешает и т.п.;

  • коммуникативная – обеспечивает общение верующих друг с другом; верующих – с Богом через посредство священнослужителей;

  • регулятивная – определённым образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность;

  • интегрирующая – объединяет индивидов, группы, если ими признаётся единое вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом;

  • культурно-транслирующая – обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного культурного наследия от поколения к поколению;

  • легитимизирующая – узаконивает некоторые общественные порядки, институты.


С.А. Маркин ГИА Обществознание, комплексная подготовка. Москва Айрис пресс, 2012г.


Слайд 1
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 2. Сфера духовной культуры вопросы кодификатора Учитель истории и обществознания Ганюшин Михаил Евгеньевич МБОУ Ичалковская СОШ Перевозский район Нижегородская область
Слайд 2
Вопросы кодификатора - Сфера духовной культуры и ее особенности - Наука в жизни современного общества - Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации - Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести - Мораль - Гуманизм. Патриотизм, гражданственность Дополнительные справочные материалы, открывающиеся при нажатии на данный значок
Слайд 3
Сфера духовной культуры и ее особенности Культура Культура широком смысле смысле вв широком узком смысле смысле вв узком Культура в широком смысле – всё, что создано обществом на протяжении его истории; совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания.
Слайд 4
Сфера духовной культуры и ее особенности Под культурой культурой вв узком узком Под смысле понимается: понимается: смысле Сфера, объединяющая объединяющая искусство, искусство, Сфера, религию, науку, науку, образование, образование, религию, мораль мораль Исторически обусловленный обусловленный Исторически уровень развития развития общества общества уровень Культура личности личности –– степень степень Культура восприятия индивидом индивидом культуры культуры восприятия общества общества
Слайд 5
Сфера духовной культуры и ее особенности Виды культуры культуры Виды Материальная Материальная • техника; • производственный опыт; • материальные ценности, составляющие искусственную среду обитания человека. Духовная Духовная • произведения искусства; • различные идеологии; • научные знания; •ценности; • нормы поведения.
Слайд 6
Сфера духовной культуры и ее особенности Формы Формы культуры культуры Элитарная Элитарная Народная Народная Массовая Массовая Создаётся Культура, Создаётся не привилегированпродукты которой отдельными ной частью людьми, а всем ориентированы на общества либо по коммерческий народом; её заказу; включает в себя успех и массовый включает изящное мифы, легенды, спрос; искусство, удовлетворяет сказания, эпос, классическую любые сказки, танцы и музыку и требования масс песни. литературу. населения.
Слайд 7
Сфера духовной культуры и ее особенности Творческая Творческая деятельность деятельность Изобразитель Изобразитель ное ное искусство искусство Искусство Искусство Мастерство Мастерство Искусство – это сфера духовно-практической деятельности, направленной на художественное постижение и освоение мира; специфическая форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах.
Слайд 8
Сфера духовной культуры и ее особенности Задание А1 (д.в. 2011г). Что отличает искусство от других форм культуры? 1)стремление получить истинное знание 2)использование художественных образов 3)опора на представления о добре и зле 4)отражение окружающего мира
Слайд 9
Наука в жизни современного общества Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение, распространение и систематизацию объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Нравственные принципы труда учёного – основные моральные принципы творческой деятельности и взаимоотношений учёных. Ответственность учёного – понятие характеризующее ответственность научного работника за результаты его деятельности.
Слайд 10
Наука в жизни современного общества Задание А2 (д.в. 2010г). Что отличает науку от других форм культуры? 1)стремление получить истинное знание 2)использование художественных образов 3)опора на представления о добре и зле 4)отражение окружающего мира
Слайд 11
Наука в жизни современного обществ Задание А3 (д.в. 2012г). Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире? А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире. Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Слайд 12
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Самообразование – приобретение знаний, умений и навыков самостоятельно. Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. Функции образования (справка)
Слайд 13
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Основные принципы образовательной политики в РФ: 1) гуманистический характер образования; 2) приоритет общечеловеческих ценностей; 3) общедоступность образования; 4) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых; 5) светский характер образования в государственных учреждениях; 6) свобода и плюрализм в образовании; 7) демократический, государственнообщественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений. Ст. 43 Конституции РФ о праве на образование (справка)
Слайд 14
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Система Система образования РФ РФ образования Дошкольное Дошкольное образование образование Общее Общее образование образование - начальное (1-4 кл.); - основное (5-9 кл.); - среднее (полное) 10-11 кл.). ПрофессиональПрофессиональное ное образование образование - начальное; - среднее; - высшее. + система дополнительного образования на всех ступенях (кружки, секции, курсы и т.д.)
Слайд 15
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Задание А4 (д.в. 2012г). Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На какой ступени образования находится Виолетта? 1) начальное профессиональное образование 2) основное общее образование 3) полное (среднее) общее образование 4) среднее профессиональное образование
Слайд 16
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Задание В1 (д.в. 2012г). Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б) Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве. (В) Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере. Определите, какие положения текста 1) отражают факты2) выражают мнения Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений. А Б В
Слайд 17
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Религия – это: • вера в сверхъестественное (в Бога); • совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность; • одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей. Функции религии в жизни общества (справка)
Слайд 18
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Политеистические Архаические Архаические Типология Типология религий религий Национальные Национальные Монотеистические Мировые Мировые Тотемизм Иудаизм Буддизм Анимизм Синтоизм Христианство Фетишизм Даосизм Ислам магия Индуизм Признаки мировых религий (справка)
Слайд 19
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Религиозная организация – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Признаки религиозной организации: 1) вероисповедание; 2) совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; 3) обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Слайд 20
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе религиозные и атеистические. Свобода вероисповедания – право исповедовать и практиковать любую религию. Ст. 28 Конституции РФ о свободе совести и вероисповедания (справка)
Слайд 21
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Задание А5 (д.в. 2011г). Верны ли следующие суждения о религии? А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь. Б. Религия устанавливает определённые правила поведения. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Слайд 22
Мораль Мораль – форма общественного сознания и вид общественных отношений, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Специфика норм морали: 1) мораль направляет сознание и регулирует деятельность людей во всех сферах общественной жизни; 2) всеобщий характер; 3) действие морали основано на способности человека самостоятельно определять и направлять своё поведение при отсутствии внешнего контроля и формальных санкций.
Слайд 23
Мораль Долг Добро Основные категории морали Зло Совесть Основные категории морали (справка)
Слайд 24
Мораль Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий. Моральные требования и представления: 1) нормы поведения («не лги», «не укради» и т.д.); 2) моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д.); 3) нравственные принципы (индивидуализм – коллективизм, эгоизм – альтруизм и т.д.); 4) морально-психологические механизмы (долг, совесть); 5) высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье и т.д.). Функции морали в обществе (справка)
Слайд 25
Мораль Задание С1 (д.в. 2011г). Прочтите текст (фрагмент) и выполните задание (в структуре всего задания – С2). Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения……. Как автор характеризует нормы нравственности? Приведите три характеристики.
Слайд 26
Мораль Могут быть приведены следующие характеристики: 1) неписаные законы (им подчиняются все, как должному); 2) стихийный характер формирования; 3) мера требований общества к людям; 4) мера воздания по заслугам в виде одобрения или осуждения. Характеристики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Слайд 27
Гуманизм. Патриотизм, гражданственность Гуманизм Гуманизм широком смысле смысле вв широком узком смысле смысле вв узком Мировоззрение, утверждающее ценность человека, достоинства, прав и свобод каждого индивида, обосновывающее возможности развития человека как личности и общества в целом. Нравственный принцип в отношениях между людьми и в деятельности социальных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению его жизни.
Слайд 28
Гуманизм. Патриотизм, гражданственность Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Гражданственность – понятие, связанное с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, с уважением национальных ценностей, святынь и культуры.
Слайд 29
Источники 1) Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.; 2) Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009-2012гг.; 3) Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011г.; 4) Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.; 5) Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.; 6) Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.; 7) Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айриспресс, 2012г.;
Слайд 30
Интернет ресурсы 1) http://danur-w.narod.ru/ - Материалы с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича; 2) http://humanitar.ru/page/ekzamenatsionnie_bileti_po_obshchestvoznaniyu Единый портал Обществознание. Экзаменационные билеты по обществознанию для 9-х классов 2010.

Полный текст материала Презентация по обществознанию "Сфера духовной культуры" (вопросы кодификатора, 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ганюшин Михаил Евгеньевич  Историк-любитель
09.08.2012 0 19150 3914

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК