Слайд 1
ГИА по обществознанию, 9 класс
Тема 2. Сфера духовной культуры
вопросы кодификатора
Учитель истории и обществознания
Ганюшин Михаил Евгеньевич
МБОУ Ичалковская СОШ
Перевозский район
Нижегородская область
Основные категории морали
Добро – понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее бескорыстное и искренне стремление к осуществлению блага, например помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животным. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью.
Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добра, означающее умышленное, сознательное стремление к причинению кому-либо вреда, ущерба, страданий. В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо сторон (то есть противоречит правилам морали).
Долг – внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство индивида перед другими людьми.
Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, так называемых «угрызений совести».
С.А. Маркин ГИА Обществознание, комплексная подготовка. Москва Айрис пресс, 2012г.
Признаки мировых религий:
огромное число последователей во всём мире;
эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);
пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания);
космополитичность (носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств).
С.А. Маркин ГИА Обществознание, комплексная подготовка. Москва Айрис пресс, 2012г.
Статья 28 Конституции РФ
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Конституция Российской Федерации. Москва Айрис пресс, 2012г.
Статья 43 Конституции РФ
Каждый имеет право на образование.
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Конституция Российской Федерации. Москва Айрис пресс, 2012г.
Важнейшие функции морали в обществе
регулятивная – регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни;
ценностно-ориентационная – утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию;
мотивационная – моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности что-то сделать (или, наоборот, не сделать); формирование нравственного облика личности;
координационная – обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.
С.А. Маркин ГИА Обществознание, комплексная подготовка. Москва Айрис пресс, 2012г.
Функции образования
экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества, в рамках которой люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности);
социальная (социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества; образование – важнейший канал социальной мобильности);
культурная (использование достижений культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей).
С.А. Маркин ГИА Обществознание, комплексная подготовка. Москва Айрис пресс, 2012г.
Основные функции религии в жизни общества
мировоззренческая – задаёт «предельные» критерии, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек и его деятельность;
компенсаторная (терапевтическая) – восполняет зависимость, бессилие людей перед жизненными проблемами, перестраивая сознание; снимает стресс, утешает и т.п.;
коммуникативная – обеспечивает общение верующих друг с другом; верующих – с Богом через посредство священнослужителей;
регулятивная – определённым образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность;
интегрирующая – объединяет индивидов, группы, если ими признаётся единое вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом;
культурно-транслирующая – обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного культурного наследия от поколения к поколению;
легитимизирующая – узаконивает некоторые общественные порядки, институты.
С.А. Маркин ГИА Обществознание, комплексная подготовка. Москва Айрис пресс, 2012г.
Автор: Ганюшин Михаил Евгеньевич
→ Историк-любитель 09.08.2012 0 19150 3914 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.