Конспект урока с презентацией по истории Древнего мира по теме"Завоевания Александра Македонского", для 5 класса


Тема. Завоевания Александра Македонского.

Цели урока по линиям развития личности:

Линия 3. Историческое мышление.

Анализируя личность Александра Македонского (черты характера, устремления), научить выявлять причины, позволившие ему прославиться.

Рассматривая завоевательные походы македонской армии, научить выявлять причины побед Александра Македонского, а также их последствия для завоёванных народов.

Линия 4. Нравственное самоопределение.

Научить давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского.

Обязательный минимум содержания: личность Александра Македонского, его завоевательные походы: причины побед.

Формируемые УУД на уроке:

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (карта, ИКТ).

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

2. Оценивать события с позиций гражданина и патриота России.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения

Оборудование:

Учебник: Всеобщая история. Древний мир. Данилов Д.Д. и др.,М.: Баллас, 2008

Мультимедиа, презентация.

План урока:

I. Проблема урока: почему Александр Македонский завоевал полмира?

II. Поиск решения проблемы:

Причины побед Александра Македонского:

– Много лишних людей в Греции – поиск новых земель.

– Слабость Персидской державы.

– Стремление Александра Македонского к славе.

– Привычка многих народов Востока к подчинению иноземному царю-деспоту.

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Действия учителя

– Дома вы читали о завоеваниях Александра Македонского. Давайте с вами посмотрим на карту, с. 191(учебник) учитель показывает на слайде№2.

– Что можете сказать о территории, которую занимала Македония?

– Следовательно, какую армию можно иметь этому государству?

Действия учеников

Маленькая.

– Малочисленную

1-й факт:

Армия македонцев малочисленная.

Учитель:

– Что на карте обозначено красными стрелками?

– Что можете сказать о результатах этих походов?

Ученики:

– Завоевательные походы Александра Македонского.

– Завоевано полмира.

Учитель: слайд№2:

2-й факт:

Александр Македонский завоевал полмира!

Сравните соотношение сил и результаты походов Александра Македонского.

– В чём противоречие?

– Какой возникает вопрос?

Ученики:

Армия малочисленная, а завоёвано полмира.

– Что позволило Александру Македонскому завоевать полмира?

– Почему Александр Македонский смог подчинить своей власти Персидскую державу?

Учитель: Фиксирует главный вопрос урока на слайде№:

Почему Александр Македонский завоевал полмира?

– Есть у вас версии, предположения?

Ученики:

Предлагают различные версии.

III. Актуализация знаний.

Учитель:

Чтобы решить проблему урока, что нам надо вспомнить?

Объясните значения слов: фаланга, царь

– Как была устроена Персидская держава? Перечислите наиболее важные причины, позволившие грекам победить персов в V в. до н.э., а македонянам – покорить греков.

Ученики выполняют задания на слайде №4-5

– Греки победили персов благодаря своей сплочённости и мужеству. Македоняне одержали верх над греками за счёт своего возвышения и ослабления Греции, а также благодаря мудрости царя Филиппа.

IV. Планирование деятельности.

Учитель:

– Чтобы объяснить причины побед Александра Македонского, что нам

надо сделать?

Ученики:

Изучить § 31, найти факты, которые помогут объяснить причины этого

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Учитель:

1. Черты характера и личные качества Александра Македонского.

– Используя текст учебника (пункт 1, с. 190–191),

– Как вы думаете, какие личные качества и взгляды Александра Македонского помогли ему прославиться?

Ученики:

Индивидуально, самостоятельно выполняют задание.

– Любознательность, целеустремлённость, смелость, стремление к славе.

Делают вывод о том, что неординарная личность Александра Македонского способствовала возвышению македонян.

2. Причины побед Александра Македонского.

– Но одной личности иногда бывает недостаточно для победы. Надо искать ещё причины.

Используя пункт 2, с. 191–195, выполните задание: «В роли советника одного из царей Индии составьте для своего повелителя доклад о причинах побед Александра Македонского».

По итогам выполнения задания применяем фронтальный диалог на понимание прочитанного.

– Почему греческие безземельные ополченцы будут поддерживать

Александра Македонского?

Ученики: В течение нескольких минут индивидуально, самостоятельно выполняют задание. Войско Александра Македонского составляли не только македонские общинники, но и греческие безземельные ополченцы, которые в поисках новых земель были заинтересованы в успешных завоеваниях.

– Лучший военный строй – македонская фаланга – обеспечивала успех сражения.

Учитель:

– Какие качества Александра Македонского проявились при переходе реки Граник?

– Как вы расцениваете поступок персидского царя, когда он дважды бежал с поля боя, предавая своё войско?

– Почему египтяне приняли Александра Македонского как «своего»?

– На что указывает тот факт, что все три персидские столицы сдались без боя?

– Почему после победы над Персией Александр Македонский продолжил свои завоевательные походы?

Ученики:

– Смелость и решительность. Он проявил слабость, его войско было плохо организовано.

– Привычка многих народов Востока к подчинению иноземному царю- деспоту.

– Стремился к славе и мировому господству.

VI. Выражение решения проблемы.

Учитель:

– Итак, какой общий ответ на главный вопрос урока вы можете дать?

Ученики:

Примерный вывод по проблеме:

– Александр Македонский завоевал полмира благодаря своим личным качествам, хорошо подготовленному войску, а также слабости и разобщённости персидского войска. Немаловажную роль сыграл тот факт, что народы Востока сами подчинялись иноземному царю-деспоту.

VII. Применение нового знания.

Учитель:

Представьте, что вы – люди XXI века – оказались рядом с Александром Македонским. Какими его поступками вы бы гордились, а каких – стыдились? Выполните задание в парах. Свой ответ объясните.

Выполните задание по карточкам и затем проверьте друг друга. (ответы на слайде) . Критерии оценки: 5 правильных ответов – отметка «5», 4 правильных ответа – «4», 3 правильных – «3», 2 правильных – «2»

Ученики:

Выполняют задание и осуществляют самопроверку

Аргументированно высказывают оценочное мнение

Учитель:

Теперь дети давайте посмотрим итог нашего урока (слайд№14) и напишем на отдельных листочках в течении 2-3 минут.

Рефлексия. 

Что я знал об Александре?

Что узнал?

Что осталось непонятным?

VIII. Домашнее задание.

Учитель:

– Используя знания, полученные на сегодняшнем уроке, попытайтесь выполнить проект с использованием информационных технологий: сделать анимированную карту «Завоевания Александра Македонского» (по желанию).

Прочитайте название следующего параграфа. – Как вы думаете, что оно обозначает?

Ученики:

«Эллинистическая цивилизация».

– Наверное, здесь имеется в виду цивилизация эллинов, то есть греков.

Учитель:

Прочитайте дома § 32 и проверьте, в каком значении используется это название в тексте.

– Чтобы лучше понять этот параграф, ответьте на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем» на с. 196.


Тест.

1 вариант.

  1. В каком году произошла битва на реке Граник

А. 333 г. До н.э.

Б. 332 г. До н.э.

В. 334 г. до н.э.

2. После какой битвы военные силы Дария III были полностью сломлены:

А. битва при Иссе

Б. битва при Гавгамеллах

В. Взятие Тира

3. Укажите дату начала похода Александра Македонского на Восток:

А.334 г.

Б. 333 г.

В. 334 г. До н.э.

4. Какой город был провозглашен столицей нового государства:

А. Египет

Б. Вавилон

В. Тир

5. Какой ученый был учителем Александра Македонского

2 вариант.

1.В каком году произошла битва при Иссе

А. 333 г. До н.э.

Б. 332 г. До н.э.

В. 334 г. до н.э.

2. После какой битвы македонцам был открыт путь в Малую Азию:

А. битва на р. Граник

Б. битва при Гавгамелах

В. Взятие Тира

3. Укажите дату начала похода Александра Македонского в Среднюю Азию, Индию:

А.334 г.до н.э.

Б. 333 г.до н.э.

В. 330 г. Дон.э.

4. Укажите основной итог битвы при Гавгамелах:

А. покорение Египта

Б. силы Дария III были полностью сломлены

В. смерть Александра Македонского

5. как звали любимого коня Александра Македонского


Ответы:

1вариант: 1.в, 2. Б, 3.в, 4. Б, 5 – Аристотель

2 вариант: 1.а, 2.а, 3.в, 4.б. 5 – Буцефал


Слайд 1
Чипизубова Элеонора Владимировна Учитель истории Забайкальский край, Г. Чита, МБОУ СОШ № 25
Слайд 2
1 факт : Армия македонцев малочисленная 2 факт: Александр Македонский завоевал полмира — Сравни мнения Антошки и учёных. Какое наблюдается противоречие? — Какой возникает вопрос? Сравни его с авторским с. 195.
Слайд 3
Слайд 4
Повышенный уровень. Распредели явления в две группы.
Слайд 5
Понятия Определения Титул наследственного главы Полис государства, обладающего высшей властью. Необходимый уровень. С помощью стрелок соедини понятия с их Тесно сомкнутое построение определениями. Царь пехоты (конницы) в несколько Повышенный уровень. Впиши в линий. первую колонку недостающее слово к Город-государство, оставшемуся предложению. Фаланга полноправная община граждан. Общность народов и стран.
Слайд 6
Понятия Определения Максимальный уровень. Впиши в последнюю строку известноеТитул тебе слово с соответствующим ему наследственного главы значением, которое логически сочеталось бы с Полис государства, обладающего имеющимися понятиями. высшей властью. Царь Фаланга Тесно сомкнутое построение пехоты (конницы) в несколько линий. Город-государство, полноправная община граждан. Общность народов и стран.
Слайд 7
Используя текст учебника (пункт 1, с. 190–191), ответьте на вопрос – Как вы думаете, какие личные качества и взгляды Александра Македонского помогли ему прославиться?
Слайд 8
Черты характера и личные качества ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ Факты, на основе которых ты сделал свой вывод ________________ ________________ ________________ ________________ ________________
Слайд 9
Повышенный уровень. Поставь себя на место советника одного из царей Индии. Составь для своего повелителя доклад о причинах побед Александра Македонского и причинах поражения персов.
Слайд 10
Слайд 11
Представьте, что вы – люди XXI века – оказались рядом с Александром Македонским. Какими его поступками вы бы гордились, а каких – стыдились? Выполните задание в парах.Рассмотри Свой ответ Повышенный уровень. объясните. явление с разных сторон, подтвердив каждую позицию одним аргументом. Максимальный уровень. Выполни задание на повышенном уровне, но используй дополнительную информацию, не полученную ранее на уроке.
Слайд 12
Позиция Я считаю, что можно гордиться поступками _________________ _________________, Аргумент(ы потому что ) _____________________ _____________________ ________ Угрызения совести могут вызвать поступки _______ _______________, потому что ___________________ ___________________ _______
Слайд 13
Ответы на тест 1вариант: 1.в, 2. Б, 3.в, 4. Б, 5 – Аристотель 2 вариант: 1.а, 2.а, 3.в, 4.б. 5 – Буцефал
Слайд 14
Рефлексия. Что я знал об Александре? Что узнал? Что осталось непонятным?
Слайд 15
Интернет ресурсы http://bistracker.org.ua/details.php?id=13873 – Александр Македонский на коне http://school.xvatit.com/index.php?title=% D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:History_5_45.gif – карта «Поход Александра Македонского на Восток» History_5_45.gif - карта http://img228.imageshack.us/img228/3861/280pxbustalexanderbm185.jpg изображение Александра Македонского http:// s.imhonet.ru/element/large/4d/0c/4d0cbce293430f5927394cfff45f6d01.j peg http://www.vivl.ru/alexander/poxodofalex.php - македонское войско - битва при Иссе http://genealogycanbefun.com/history-pics/03-03.jpg изображение Александра македонского http://900igr.net/kartinki/istorija/Makedonskie-zavoevanija/047-Makedonskiezavoevanija.html Александр Македонский на коне

Полный текст материала Конспект урока с презентацией по истории Древнего мира по теме"Завоевания Александра Македонского", для 5 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чипизубова Элеонора Владимировна  Savochka
08.04.2013 0 9247 1417

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК