Кружок как одна из форм внеклассной работы по историческому краеведению
Ефремова Ольга Юрьевна
Преподаватель истории
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Вознесенский агротехнический техникум»
Кружок как одна из форм внеклассной работы по историческому краеведению
В системе внеклассной работы большое воспитательное значение имеет внеклассная работа по истории – одна из составных частей деятельности преподавателя истории. Внеклассная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, т.е. приобщает обучающихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса к истории.
Понять и оценить настоящее можно только сравнив его с прошлым. Как сказал академик Д.С.Лихачев: «Памятники культуры не могут просто храниться — вне людских знаний о них, людской о них заботы, людского "делания" рядом с ними. Музеи — это не кладовые. То же самое следует сказать и о культурных ценностях той или иной местности. Традиции, обряды, народное творчество требуют в известной мере своего воспроизведения, исполнения, повторения в жизни. Записанные, но хранящиеся только в записях, собранные, но только зарегистрированные и лежащие без движения — они перестают существовать, разрушаются, утрачивают какие-то (хотя бы маленькие) связи с жизнью. Краеведение как явление культуры замечательно тем, что оно теснейшим образом позволяет связать культуру со строительством музеев, собраний, архивов, педагогической деятельностью, объединением молодежи в кружки и общества, развитием туризма, созданием хоров и кустарных артелей. Культура из лежащей втуне становится действенной и "работающей". 1
Настоящий доклад посвящен одному из аспектов внеклассной учебно-воспитательной работы, которая в целом должна способствовать популяризации нравственных принципов в среде подростков, учащейся молодежи, а именно, организации деятельности краеведческого кружка. Необходимо отметить, что краеведческой работой в качестве составляющей учебно-воспитательного процесса в последние годы занимаются мало, и совсем мало литературы по этому вопросу.
Кружок базируется на знаниях, полученных обучающимися на уроке. Он дает возможность организовать систематические знания по определенной программе и с постоянным составом. Работа в кружке превращает учащихся в активных помощников преподавателя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков. У нас в техникуме я веду историко-краеведческий кружок, который охватывает основные методы истории родного края. Работу провожу в двух направлениях: теоретическом (беседы, лекции, элемент исследовательской работы) и практическом (экскурсии, практикумы в музее, библиотеках).
Составляя программу работы кружка, важно не упустить два момента: органическое единство истории края и его частей с историей страны в целом и особенности в историческом развитии края.
Тематика работы историко-краеведческого кружка может быть составлена с учетом изучения: а) самых сложных вопросов школьной программы; б) вопросов программы, которые не получили обстоятельного раскрытия на уроках; в) вопросов, которые вообще не раскрывались на уроках, но входят в программу проблем Введение.2
Наша задача осуществлять научное методическое руководство: давать консультации, рекомендовать источники, систематизировать, оценивать и обобщать собранные материалы. Особое внимание уделяю выбору тематики, определению источников и планированию. На определенном этапе начинаем переходить к элементам исследовательской работы. Самостоятельная работа членов кружка по выявлению, поиску и изучению материала является самым ценным и привлекательным в его деятельности. Одним из методов работы историко-краеведческого кружка является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый кружковец с учетом индивидуальных интересов выберет тему и самостоятельно будет работать над ней. В конечном итоге каждый из обучающихся овладевает определенными умениями и навыками исследовательской работы.
Научно-исследовательская работа. Наиболее продуктивный метод изучения истории родного края. Исследовательская работа подразумевает творческую работу обучающегося направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины.3 Научно- исследовательская работа - это не только теоретическая, а в большей степени практическая часть. Исследовательская работа в краеведении строится на четком понимании исследователем, что необходимо найти, узнать, сопоставить.4 Для научно - исследовательской работы определяются формы, которые наиболее подходят в каждом отдельном исследовании. Формами исследования могут быть: интервью, работа в архивах, музеях, исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников. Важным аспектом исследовательской работы является формирование воспитательной функции. Не секрет, что изучении истории родного края переплетается с историей каждого живущего, с историей родного города, семьи, окружающих людей. Необходимо показать исследователю как переплетается история родного края с историей страны. Это задача преподавателя, который в исследовании должен быть направляющей стороной, соисследователем, соавтором.
Методы учебно-исследовательской деятельности
Метод проектов, эксперимент, игры-исследования, метод аналогий, метод сравнения, лабораторный, метод самостоятельного исследования, метод работы с текстом, метод продолжения исследования, метод социологического опроса, метод лингвистического эксперимента.
Алгоритм исследовательского поведения
Выбрать метод исследования
Определить последовательность проведения исследования
Собрать и обработать информацию
Проанализировать и обобщить полученную информацию
Следующее направление практической деятельности кружка – экскурсия.5 Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, а также историко-производственные экскурсии. Несколько иного характера экскурсии в краеведческие музеи, где экспонаты специально подобраны и выставлены с учетом их научной ценности, идейно-политического характера, педагогического значения и периодизации, принятой в исторической науке. Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность обучающимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии преподаватель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает обучающимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает обучающимся стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у обучающихся повышенный интерес.
Учет знаний проводится в форме анкет и сочинений. Формой выявления результатов экскурсии также может быть выпуск краеведческих стенгазет с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов. Также проводится анкетирование.
По итогам определенного периода исследовательской работы кружка проводятся Историко-краеведческие конференции.
При подготовке к конференции обращать внимание на использование источников: краеведческой литературы документальных, газетных и других материалов. С этой целью группы обучающихся работают в архиве, музее.
Одна группа обучающихся получает задание проконсультироваться в районной библиотеке. Другая группа обучающихся работает в районном историко-краеведческом музее. Третья группа – в архиве районного отдела образования.
Четвертая - получает задание сделать фотомонтаж, подготовить и продумать использование технических средств, оформление помещения и порядок проведения самой конференции.
В процессе работы нашего кружка накапливается определенный опыт, материал в виде стендов, фотоматериалов, разработок, по проведению вечеров. Итогами работы кружка на отдельных его этапах является выпуск исторических газет, карт, схем, рукописных материалов по истории родного края, которые будут использоваться в техникуме и находятся в историко-краеведческом музее техникума.6
Подводя итог можно отметить, что кружок является наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий. Именно кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной работы. Внеклассная работа по истории преследует те же задачи, что и учебный курс, она приобщает обучающихся к пониманию истории, обогащает их знание, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса как к истории и культуре родного края, так и к истории в целом.
________________________________________________________________________________
Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность//Русская культура.-М.:Искусство,2000.-С.159-173.
Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании./ Краеведение в России: История. Современное состояние. Перспективы развития: Материалы Всерос. семинара краеведов "Любовь к Малой Родине — источник любви к Отчизне": Зарайск, 30 янв. 2004 г./ Отв. ред. С.О. Шмидт. — М.: АНО Изд. Центр "Москвоведение", 2004. — 304 с.
Самохин Ю.С. Как помочь учителю-краеведу. Место педагога в краеведческих исследованиях со школьниками. VII Всероссийская конференция туристско-краеведческого движения "Отечество"./Сборник материалов. - М. : Издание ЦДЮТЭиК МО РФ, 1999.
Леонтович А. В. Разговор об исследовательской деятельности: публицистические статьи и заметки // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», 2006.
Алексеева Н. А., Столяров Б. А., Соколова Н. Д. Основы экскурсионного дела. Учеб.
пособие. – СПб, 2002.
6 Юхневич М. Ю. Музей в школе: стимулы к размышлению. – М.: НП «СТОиК», 2005.
Юхневич М. Ю. Музей в школе: практикум. – М.: НП «СТОиК», 2006.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ефремова Ольга Юрьевна
→ Olga7745 05.09.2012 0 7619 765 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.