Авторская программа элективного курса "Экономика в играх"
Переход российской экономики к рыночным формам хозяйствования вызвал значительные изменения в содержании общественных дисциплин. Долгие десятилетия экономическое образование пребывало в изоляции от мировой экономической науки и практики ее преподавания. Теория рыночного хозяйства в нашей стране не изучалась и не преподавалась. Осуществляемые в стране экономические реформы настоятельно требуют приобщения всего населения, и прежде всего подрастающего поколения, к экономическим знаниям, которые позволяли бы осмысленно воспринимать происходящие в стране события. Формирование нового экономического мышления стало в нынешних условиях социальным заказом общества
Быстро меняющаяся социально – экономическая обстановка требует от молодого человека всестороннего развития, а так как экономика является одной из составляющих общественного развития, то ее знания будут способствовать лучшей адаптации молодого человека в обществе.
Цели экономического образования в школе:
1. Обеспечить усвоение учащимися основных экономических понятий, принципов, законов, что позволит перейти от эмоциональных неаргументированных суждений к объективному и обоснованному подходу в анализе и решении проблемы;
2. Сформировать у учащихся основы экономического мышления;
3. Выработать у учащихся умение применять принципы экономического мышления при принятии решений на практике, в повседневной жизни;
4. Содействовать выработке у школьников активной научной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам; подготовить школьников к активному участию, как в экономической жизни страны, так и в гражданском обществе в целом;
5. Способствовать становлению у школьников основных черт экономического поведения личности.
В условиях рыночных отношений необходимо обладать экономическими знаниями и умело применять их на практике. В процессе предпрофильной подготовки целесообразно формировать первоначальные экономические знания и умения учащихся.
Основная цель курса "Экономика в играх"- формирование у учащихся основ экономического мышления, обретения опыта самостоятельного принятия эффективных экономических решений, применение полученных знаний в практической деятельности в условиях рыночной экономики.
При этом необходимо решать следующие задачи:
1. познакомить учащихся с экономической жизнью страны;
2. сформировать у учащихся базовые экономические знания;
3. научить применять экономические знания на практике;
4. сформировать необходимые компетенции учащихся для активного участия в экономической жизни страны;
5. воспитывать уважение к частной собственности и бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, порядочность.
Требования к результатам обучения.
В целом ситуация с преподаванием основ экономики в школе может расцениваться как поисковая на пути к выработке единой концепции базового и непрерывного экономического образования. Комплексный подход к решению проблем школы, прежде всего, предполагает выделение основных целей изучения экономики, в том числе и воспитательных. Во всем мире научно-технический и социальный прогресс требует формирования работника нового типа, сочетающего в себе профессионализм и компетентность в избранной сфере деятельности и профессиональную мобильность. С позиции тех социально-экономических преобразований, которые осуществляются в России, речь должна идти о формировании определенной экономической культуры населения. Как сложное социальное явление она может рассматриваться в трех аспектах:
- теоретическом, как освоение экономической теории и соответствующих ей научных понятий;
- практическом, как привитие определенных навыков экономического поведения;
- этическом, как овладение системой ценностей и моральных норм, адекватных той или иной экономической системе.
Таким образом, личность не только приобретает знания, понятия, представления об экономических явлениях, но и усваивает поведенческие стереотипы, нормы, основными ориентирами для которых являются критерии экономического успеха. Этот аспект экономической культуры в наибольшей степени подвержен влиянию исторического момента, он модифицируется вместе с развитием экономической системы общества. Как отмечают социологи, на момент вхождения в рыночную экономику для культурного пространства России характерна ориентация на достижения и стремление к успеху, лишенные трудового и творческого компонентов. Это стало той системой ценностей, на которые в массовом порядке ориентируется подрастающее поколение в «смутное время» перехода к рынку.
Как представляется, главной воспитательной задачей элективного курса должно стать не только формирование экономически активной личности, но и ответственного отношения к делу, творческой инициативы в пределах своих должностных обязанностей, т.е. личности, способной работать в условиях цивилизованного рынка, личности со знанием требований и норм цивилизованных рыночных отношений, даже если они пока не развиты за пределами учебной аудитории и носят, таким образом, декларативный характер.
Элективный курс «Экономика в играх является дополнительным курсом, который обеспечивает дальнейшее развитие знаний и умений обучающихся, полученных при реализации предмета «Обществознание» в 9 классе, углубляет знания обучающихся, создает условия для овладения способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности.
Элективный курс способствует формированию общепредметных компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция в рамках умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать оценочные суждения, решения, сферы правовых отношений в условиях хозяйственной деятельности. Ценностно-смысловая компетенция данной окраски обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит развитие индивидуальной образовательной траектории обучающегося и, возможно, программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов хозяйственного права, основ предпринимательской деятельности, психологических основ предпринимательства, о роли конкуренции в условиях рыночных отношений. Общекультурное содержание курса «Основы предпринимательства» включает в себя основы предпринимательства в форме понятий, законов, принципов, методов, выдвигаемых учащимися гипотез, ценностных установок, лежащих в основе решения человечеством в целом и россиянами в частности проблем экономики, выхода из кризисного состояния.
3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда мы отнесем умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам обучающийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальных сведений о хозяйственной жизни современности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами.
В рамках данной компетенции формируются умения и навыки: сравнения, сопоставления, классификации, ранжирования объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, умение различать факт, мнение, доказательство, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, предполагающих стандартное применение одного из них, выдвижение предположений и проверка их на практике, формулирование понятий на основе выделенных существенных признаков, творческое решение практических задач, самостоятельное выполнение задач, участие в проектной деятельности, поиск функциональных связей.
4. Информационная компетенция – при помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер) и информационных технологий (аудио, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет, электронное учебное пособие) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативная компетенция включает развитие знаний о способах взаимодействия с людьми, навыки работы в группе, паре, владение различными социальными ролями в коллективе, умение вести дискуссию, владение монологической и диалогической речью
6. Социально-трудовая компетенция позволяет обучающимся овладеть минимально необходимыми в жизни современного общества навыками социальной активности и функциональной грамотностью, опытом профессионального самоопределения.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик, который действует в своих интересах и возможностях, что выражается в формировании психологической грамотности и культуры мышления и поведения.
Мне кажется, что в системе непрерывного экономического образования следует определить особое место 9 классам. Дело в том, что Законом об образовании в России определен обязательный уровень девятилетнего образования. Это означает, что часть учащихся покинет школу и продолжит обучение в ПТУ, техникумах, альтернативных образовательных учреждениях или 10-11 классах общеобразовательной школы. Таким образом, 9-й класс занимает особое место в системе непрерывного экономического образования, функцией которого становится получение базового образования, базовых экономических знаний, которые станут основой для продолжения образования на любом из уже названных уровней. Поэтому данный элективный курс рассчитан именно на учащихся 9-х классов.
По мнению большинства преподавателей экономики лучше всего совмещать преподавание теоретической части с практикой, что помогает обучающимся принимать экономические решения и анализировать экономическую ситуацию в бизнесе.
В рамках курса содержание обучения построено таким образом, что вслед за изучением теории вопроса идет практическое его освоение в виде игры. Такая практика помогает детям получить адекватное представление о сути экономических явлений, с легкостью выносить аргументированное суждение по экономическим вопросам, обрести опыт в анализе экономических ситуаций и происходящих в жизни общества изменениях. Занятие воспитывает у учащихся инициативу, активность и самостоятельность в принятии решений, вырабатывает практические навыки принятия ответственных экономических решений.
Поэтому структура курса состоит из 8 теоретических лекций, 8 экономических игр и одного итогового тестирования. Всего элективный курс рассчитан на 17 часов.
1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В., Макарова О.Ю. Преподавание экономики в школе. Основные экономические понятия: Пособие для учителей. М.: Финансы и статистика, 1994.
2. Дробышев М. На пути к стандартизации экономического образования // Школьный экономический журнал. 1996. № 1.
3. Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.: Дело, 1998.
4. Мицкевич А. Школьное экономическое образование: что сделано и что делается /краткий очерк// Росс.эконом.журнал.1993. № 1.
5. Карпушин Н.Я. Экономический образ мышления как средство развития личности ученика в образовательном процессе// сб. материалов районной конференции. – Пермь, 1998. – С. 8. -10.
6. Карпушин Н.Я. Использование сети Интернет в преподавании экономики// сб. НПК Совершенствование системы экономического образования в средней школе. – Пермь, 1999. – С. 34 – 35.
7. Карпушин Н.Я. Воспитательная система экономической школы// Воспитательная работа в школе, 2003, №5.
8. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М.: Прогресс, 1995.
9. Полякова В.А. Сасова И.А. Непрерывное экономическое образование //Педагогика. 1994. № 4.
10. Райзберг В. Экономике учить и учиться // Народное образование. 1992. № 9-10.
11. Романова Н.И. Углубленное изучение экономики в школе // Школа и производство. 1993. № 5.
12. Симоненко В.Д. Домашняя экономика. Изд-во «Вентана-Граф», 1999.
Интернет:
1. http://be.economicus.ru/ (введение в экономику)
2. http://bibliotekar.ru/biznes-63/index.htm (экономика для школьников)
3. http://bibliotekar.ru/biznes-15/index.htm (экономический словарь).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Щелухина Анна Сергеевна
→ Annet8147 18.10.2010 9 16098 2122 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.