Авторская программа дополнительного образования


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДАВЛЕКАНОВСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Согласовано Утверждаю
директор МОБУ СОШ с. Имай-Кармалы Директор МОБУ ДОД ДДТ
пр. № _____ от ____.09. 2010 г. ____________________Т.М. Глазкова ____________________З.А. Миронова
____________________ 2010 г.

Образовательная программа
«Малая Родина – истории и судьбы»
(Краеведческая направленность)

Срок реализации программы: 2 года
Предпочтительный возраст: 12 - 15 лет

Составил:
Зарипов Шавкат Закиевич ¬−
педагог дополнительного образования детей
учитель истории МОБУ СОШ с. Имай-Кармалы

Давлеканово – 2010

Оглавление:

1. Пояснительная записка 2 стр.
2. Цели и задачи образовательного процесса 5 стр.
3. Поисково-исследовательская направленность программы 6 стр.
4. Просветительская направленность программы 7 стр.
5. Программа первого года обучения 8 стр.
6. Содержание программы первого года бучения 10 стр.
7. Программа второго года обучения 11 стр.
8. Содержание программы второго года обучения 13 стр.
9. Используемая литература 14 стр.
10. Рекомендуемая литература 14 стр.
11. Ссылки на интернет источники 14 стр.

Пояснительная записка.
К сожалению, сегодняшний день нашей Родины – России сложен и труден. Были разрушены нравственные идеалы, ощущался духовный застой, экономические трудности выявляло много еще других проблем, которые захлестнули общество и была угроза превращения нас в людей утративших память.
Современная политическая, экономическая и социальная обстановка в стране значительно изменила существовавшее десятилетиями отношение к воспитанию патриотизма подрастающего поколения. За последнее время появились новые приоритеты воспитания, формирования общественного и личностного национального самосознания. Развитие общественной мысли высветило необходимость вывести всю систему воспитания патриотизма на качественно новый уровень.
Воспитание патриотизма нацеливает личность на активные, конкретные нравственные проявления. Основными компонентами личностного патриотического сознания являются: гуманное отношение к человеку, любовь к Родине, восприятие нравственно-этических норм общества, сложившихся за долгие годы истории его развития, как собственных убеждений, и потребность следовать им.
Сегодня в обществе первостепенное значение имеет нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения, так как у некоторой его части проявляется межнациональная агрессия, деструктивно влияющая на сознание и нравственные качества личности. В школе и семье необходимо воспитывать у каждого подростка чувство Родины, единения народов нашего полиэтнического государства, уважения к истории Отечества, ценностям культуры.
Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.
Особую актуальность приобретает воспитание патриотизма у учащихся старших классов в процессе историко-краеведческой деятельности, содействующей освоению нравственно-патриотических ценностей (любви к Отчизне, малой родине, окружающей природе и др.) в различных видах творческой научной и исследовательской работы. Прежде всего, это: формирование у старшеклассников общественно-значимых патриотических ориентации, сочетание личных и общественных интересов, неприятие чуждых обществу процессов и явлений, нарушающих его прогрессивные традиции и устои.
Цель воспитания патриотизма у обучающихся старших классов в процессе историко-краеведческой деятельности видится в становлении граждан с активной созидательной позицией в обществе, обладающих осмысленно-позитивными ценностями и качествами, способных проявить их на благо Отечества.
Понятие Родины для человека связано с тем местом, где он родился и рос. Программа «Малая Родина –история и судьбы» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история села Имай-Карамалы Давлекановского района республики Башкортостан.
Программа «Малая Родина –история и судьбы» направлена на изучение истории своих предков, истории основания села Имай-Карамалы Давлекановского района РБ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, изучая биографии односельчан, познавая историю своего села и края, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Прививая и воспитывая детям чувство любви и гордости к своей малой родине, я хочу, чтобы они выросли осознанием причастности и востребованности себя к ней, стали достойными патриотами своего поистине великого государства, именуемой Россией.
На основании краеведческого материала, как более близкого и знакомого источника информации об истории своего народа и исторического процесса в целом обучающимся оказывается и воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь педагогу во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания о своих земляках, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием так же информационных технологий, навыками общения.
Считаю, таким образом, что данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления программы - изучение истории родного края, истории религии и образования, истории своих земляков.
Данная программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Программа предназначена для обучающихся среднего и старшего классов. В краеведческом объединении принимает участие более 10 человек. Кроме того, мы привлекаем новых участников краеведческой работы. Через работу нашего детского объединения обучающиеся нашей школы могут получить дополнительные знания по истории родного края и приобрести навыки музейного дела. Обучающиеся школы не ограничиваются этой работой. Для сбора экспонатов для нашего музея привлекаются обучающиеся всех классов. Дети с удовольствием посещают музей, внимательно слушают программные экскурсии и становятся участниками нашей работы. Она ведётся по нескольким направлениям. Члены краеведческого объединения совместно с педагогом готовят тематику экскурсий, составляют текст экскурсовода и проводят саму экскурсию.

Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;
• расширить и углубить знания обучающихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм у подрастающего поколения, любви к своей Отчизне.

Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
• овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:

• воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
• воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
• воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
• воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;

Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях.
• развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания.

Поисково-исследовательская направленность программы.
Казалось бы, что уже все в окрестности найдено, все сундуки перерыты, но ребята до сих пор умудряются найти предметы старины, которые так или иначе имеют отношение к истории Малой родины и судьбам его людей. После изучения этих предметов старины, вещи для них приобретают совершенно иное значение, более глубокое и значимое.
Дети большим удивлением и интересом рассматривают старые фотографии, домашнюю утварь, хозяйственные инструменты и орудия труда прадедов и прабабушек, архивные источники или старинную газету начала 20 века.
Именно эти впечатления и показывают значимость работы музея, определяют ее основное направление – укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом. Поэтому в организацию музееведческой работы считаю целесообразным закладывать принципы педагогики сотрудничества.
Работа исследовательского направления планируется индивидуально или группами в виде проектов. Такой метод позволяет выявить и развивать и индивидуальные способности и умение работать в коллективе. Если в ходе исследовательской работы достигаются такие цели, как:
• реализация творческих способностей обучающегося;
• создание ситуации успеха для конкретного ребенка;
• развитие и приобретение познавательных, мыслительных умений и навыков,
то она уже заслуживает особого внимания окружающих.
Алгоритм действий при работе над темой:
Этапы Задачи
Начинание Определение темы, уточнение целей исходного положения (выбор рабочей группы).
Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов (ролевое распределение в команде).
Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив – "мозговой штурм".Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.
Выполнение Выполнение творческой работы.
Зашита творческой работы Подготовка доклада: обоснование актуальности творческой работы, объяснение условий ее выполнения. Презентация и защита творческой работы.

Просветительская направленность программы.
Основная задача данного направления – вовлечение в работу музея, изучению родного края - своей Малой Родины, значительного числа школьников, родителей, населения.
Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:
• Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков - экскурсий;
• Местный или сельский уровень включает в себя приглашение и ознакомление с экспонатами музея односельчан, родителей обучающихся, гостей образовательного учреждения, экскурсии для них, мероприятия с их участием.
• Районный уровень – представление ученических исследовательских проектов на различных конкурсах.

Программа первого года обучения

Возраст обучающихся: 12-15 лет
Количество обучающихся: 12 человек
Учебный период: 62 часа
Количество занятий в неделю: 1 занятие
Количество часов в занятии: 2 часа

Учебно-тематический план первого года обучения


п/п
Тема Общее количество часов В том числе
теория практика
Раздел I. Введение.
1 Вводное занятие. 2 2
Раздел I I. История родного края.
2 Встреча и переписка с интересными людьми 2
2
3 Изучение истории родного края и истории школы по печатным изданиям земляков. 24 10 14
Раздел I I I. Творческая работа.
4 Экскурсия в районный краеведческий музей 2 2
5 Поиск необходимой информации в интернете 2 2
6 Работа с литературой в библиотеке 2 2
7 Оформление и защита проектно-исследовательской работы 10 10
Раздел IV. Работа в школьном музее и уход за памятниками.
8 Подготовка экскурсоводов и экспонатов музея к посещению школьного музея обучающимися младших классов и ее проведение 8 4 4
9 Поиск предметов старины, реставрация экспонатов и помощь в оформлении музея 4 4
10 Уход за братскими могилами и памятниками участникам ВОВ 4 4
Раздел V. Итоговое занятие.
11 Итоговое занятие 2 2
Итого 62 18 44

К концу первого года обучения обучающиеся
должны знать:
 историю родного края в древности;
 о башкирах – минцах заселявших родной край;
 административно – территориальное деление края в 18-20 вв.;
 историю основания села Имай-Карамалы и первых ее жителей;
 краткую историю близлежащих деревень вокруг с. Имай-Карамалы;
 историю религии родного края.
должны уметь и овладеть:
 основами исследовательской работы;
 навыками работы на персональном компьютере;
 основы музейного дела, бережно обращаться с музейными экспонатами;

Содержание программы первого года обучения

Раздел I. Введение. (2 часов).
Содержание и задачи работы на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ на занятиях и при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа Power Point.
Раздел I I. История родного края. (26 часа).
Родной край в древности. Общие сведения о башкирах - минцах. Краткая история административно-территориального деления края. История основания села Имай-Карамалы, первые переселенцы, история родов. История религии и образования родного края . Жизнь крестьян в пореформенный период. Переписка и встреча с интересными людьми Малой Родины.
Раздел I I I. Творческая работа. (16 часов).
Экскурсии, работа с библиотечными источниками. Поиск необходимой информации в интернете. Проектно-исследовательская работа. Презентация проекта. Выставление исторических источников о Малой Родине и его людях в интернет сайте учителя истории, в сайтах сообществ истории и обществознания, общеобразовательном сайте Республики Башкортостан и т.д. Публикация материалов в районной газете.
Раздел IV. Работа в школьном музее и уход за памятниками. (16 часов).
Подготовка и проведение экскурсий в школьном музее. Поиск предметов старины, реставрация экспоната и помощь в оформлении музея. Уход за братскими могилами и памятниками.
Раздел V. Итоговое занятие. (2 часа).
Подведение итогов учебного года.

Программа второго года обучения

Возраст обучающихся: 12-15 лет
Количество обучающихся: 12 человек
Учебный период: 62 часа
Количество занятий в неделю: 1 занятие
Количество часов в занятии: 2 часа

Учебно-тематический план второго года обучения


п/п
Тема Общее количество часов В том числе
теория практика
Раздел I. Введение.
1 Вводное занятие. 2 2
Раздел I I. История родного края.
2 Встреча и переписка с интересными людьми 2
2
3 Изучение истории родного края и истории школы по печатным изданиям земляков. 24 10 14
Раздел I I I. Творческая работа.
4 Экскурсия в краеведческий музей с. Чуинчи Давлекановского района. 2 2
5 Поиск необходимой информации в интернете 2 2
6 Работа с литературой в библиотеке 2 2
7 Оформление и защита проектно-исследовательской работы 10 10
Раздел IV. Работа в школьном музее и уход за памятниками.
8 Подготовка экскурсоводов и экспонатов музея к посещению школьного музея обучающимися младших классов и ее проведение 8 4 4
9 Поиск предметов старины, реставрация экспонатов и помощь в оформлении музея 4 4
10 Уход за братскими могилами и памятниками участникам ВОВ 4 4
Раздел V. Итоговое занятие.
11 Итоговое занятие 2 2
Итого 62 18 44

К концу первого года обучения обучающиеся
должны знать:
 историю родного края дореволюционной эпохи;
 историю родного края в период становление советской власти;
 историю родного края периода гражданской войны;
 историю образования родного края в ее истоках;
 историю родного края периода коллективизации и сталинских репрессий;
 историю родного края периода Великой Отечественной войны;
 историю родного края послевоенной эпохи.
должны уметь и овладеть:
 углубленными навыками исследовательской работы;
 навыками работы в интернете;
 основами архивного дела;
 навыками работы подготовки и проведения экскурсий в музее;
Содержание программы второго года обучения

Раздел I. Введение. (2 часов).
Содержание и задачи работы на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ на занятиях и при работе с ПК.
Раздел I I. История родного края. (26 часа).
Село в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921-1922 гг. Первые колхозы. Волна репрессий. Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны. Жизнь села и колхоза после Великой Отечественной войны. Школа и образование. Переписка и встреча с интересными людьми Малой Родины.
Раздел I I I. Творческая работа. (16 часов).
Экскурсии, работа с библиотечными источниками. Поиск необходимой информации в интернете. Проектно-исследовательская работа. Презентация проекта. Выставление исторических источников о Малой Родине и его людях в интернет сайте учителя истории, в сайтах сообществ истории и обществознания, общеобразовательном сайте Республики Башкортостан и т.д. Публикация материалов в районной газете.
Раздел IV. Работа в школьном музее и уход за памятниками. (16 часов).
Подготовка и проведение экскурсий в школьном музее. Поиск предметов старины, реставрация экспоната и помощь в оформлении музея. Уход за братскими могилами и памятниками.
Раздел V. Итоговое занятие. (2 часа).
Подведение итогов учебного года.

Используемая литература:
1. Психология. В.А. Крутецкий. Москва, Просвещение – 1986 г.
2. Педагогика. П.И. Педкасистый. Москва, Просвещение – 1998 г.
3. Они вернулись с Победой. Том 5. Списки военнослужащих, вернувшихся живыми с Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Уфа, «Китап» - 2004 г.
4. Герои тыла. Списки тружеников, награжденных «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Уфа, «Китап» - 2009 г.
5. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. А.З. Асфандияров. Уфа, «Китап» - 1988 г.
6. Кружковая работа по истории и обществоведению. М., «Просвещение», 1984.

Рекомендуемая литература:

1. «Из глубин веков к нашим дням». З.Ф. Тазиев. Уфа, Реактив – 1999 г.
2. Сборник материалов по курсу краеведение. Э.Р. Бикмеев. Давлеканово–2004 г.
3. Васиятнамам сезга тарих (Завещаю вам историю). На татарском языке. Хаматдинов Ф.Т. Давлеканово, городская типография – 2005 г.
4. Авторский сборник по краеведению.
Ссылки на интернет источники:
1. http://ufagen.ru/places/davlekanovskiy/imay-karamaly.html - гинекология и архивы;
2. http://ufagen.ru/user Госархив Республики Башкортостан;
3. http://zaripov.davlimaik.edusite.ru/ - личный сайт учителя автора программы.

Полный текст материала Авторская программа дополнительного образования смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зарипов Шавкат Закиевич  Шавкат
08.11.2010 4 11003 823

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК