Статья "Планета практических знаний"


Планета практических знаний

Ещё в 2009 году, после нескольких встреч с авторами учебников «Букварь» (Т.М. Андрианова), «Русский язык» (Л.Я. Желтовская), я открыла преимущества учебно-методического комплекта «Планета знаний»

  • Полное методическое и дидактическое обеспечение;

  • Количество заданий на один урок избыточное. У учителя есть выбор заданий как для слабых обучающихся, так и для сильных (основная и вариативная части).

  • В учебниках присутствуют задания творческого характера, задания для развития логики, задания для парной работы, задания для поиска информации в различных источниках. В учебниках русского языка есть словари, которые помогают детям работать на уроках.

  • Задания в учебниках имеют практическую направленность. После изучения тем, у детей есть возможность поработать над проектами. Целые развороты учебников помогут детям в этом.

  • Темы по разным предметам идут параллельно. Например, в 4 классе тема по литературе «Русь», в это же время по окружающему миру «История образования Руси», по музыке «Русь изначальная». Такое построение материала даёт возможность детям более глубоко изучить тему.

  • Задания способствуют формированию УУД.

  1. Остановлюсь на предмете «Математика».

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединены

арифметический, алгебраический и геометрический материал.

Не секрет, что геометрический материал детям даётся намного труднее, чем арифметический (это связано с развитием пространственного мышления). Как представлено изучение геометрического материала и развитие пространственного мышления в учебниках математики 1- 4 классов? Рассмотрим более подробно.

Обучение геометрии идёт по спирали. Каждый год расширяет знания обучающихся по данной теме

В 1 классе даётся представление о точке, прямой, отрезке, луче.

Предлагаю интересный приём знакомства с ними:

Игра «Мы - точки»

Предварительно необходимо уточнить, что окружающие нас предметы состоят из точек, близко или далеко расположенных друг от друга. ТРИЗ теория решения изобретательских задач, это особенный парадоксальный способ мышления.Моделирование «человечками». Чем ближе стоят «человечки» друг к другу, тем тверже и прочнее предмет, состоящий из них: воздух - «человечки» не касаются друг друга, вода - «человечки» вытянули руки и касаются друг друга пальчиками, твердые предметы - «человечки» стоят вплотную друг к другу, т. е. плечом к плечу).

Объяснив это, необходимо поиграть в твердые предметы, вкоторых есть прямые линии. Все дети - точки, ставим их рядом, начиная с одной, подставляя к ней по одной точки с двух сторон, при этом дети, стоящие с краю, вытягивают свободную руку, как бы приглашая всех желающих присоединиться и продлить прямую.

Это и есть объяснение бесконечности прямой, т. е. детей может быть бесчисленное множество. Чтобы объяснить на этой линии понятие луч, достаточно разомкнуть две точки в любом месте: в разомкнутом месте дети кладут руку на пояс - это начало лучей, их два, а на концах дети продолжают вытягивать свободную руку - конца у луча нет. Аналогично отрезки.

Где можно встретить отрезки? (№7 с.61, 1 класс) – дорога между домами.

В классе – это края парты, окон, доски, класса, учебника(измерение с помощью линейки). Для чего человеку необходимо уметь измерять отрезки? (изготовление ровных предметов, узнавать расстояние).

Позже выясняем, что с помощью отрезков можно строить геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник ит.д.)

Плоские и объёмные предметы.

Книга имеет не только длину и ширину, но и высоту. Измерьте, на сколько см она возвышается над партой.

5 с.119

Задание. Уместиться на вашу книжную полку зелёная книга с красными звёздочками? Книги какого размера стоят на твоей полке? Измерь длину, ширину и высоту 3-х книг, запиши их автора и название (повод заглянуть в домашнюю библиотеку).


Во 2 классе знакомство с понятием «Площадь фигуры» происходит на практическом материале, знакомом детям из жизни (план квартиры, огорода, клумбы). № 2,5,7 с. 38,39. Можно выйти на проектную деятельность «План моего огорода»

В 3 классе все умения детей (знание геометрических фигур, измерение отрезков, нахождение площади и периметра, симметричность + новая тема масштаб) собираются в саду.

Тема урока «Проектируем сад». Данная тема – большой простор для фантазии педагога. Урок можно построить в форме путешествия по саду, работы в проектировочном бюро и т. д. Также можно продолжить эту тему немного в другом направлении (переход к проектной деятельности).

У нас в школе проходила проверка «Изучение правил дорожного движения». Проверка проводилась сотрудниками ГИБДД. Одно из требований было создание схемы индивидуального безопасного маршрута движения из дома до школы и из школы до дома. При выполнении этой работы нам пригодились практические навыки, приобретённые при проектировании сада (масштабирование предметов, расположение улиц, домов, дорог, создание индивидуального маршрута движения). Работа проводилась во внеурочное время, на кружке «Хочу всё знать!»

Результаты нашей работы представлены на слайде.

Были произведены замеры зданий, затем уменьшены 1: 1000 (1мм = 1м). учитывались также и расстояние между зданиями.

В 4 классе происходит усложнение работы с геометрическим материалом и с величинами. В классе есть один мальчик, который всё ставит под сомнение: «Зачем запоминать формулу нахождения площади, зачем вообще нужна эта площадь?». Отсутствие мотивации. Решить проблему помогло задание в тетради с. 25 №7 + дополнительное задание.

Площадь комнаты 18 квадратных метров. Работать будем по группам.


1 группа – застелить полы линолеумом, укрепить его плинтусами, причём 1 квадратный метр линолеума стоит 300 рублей, 1 метр плинтусов – 40 рублей. Сколько денег вы потратите на покупку необходимых материалов?


2 группа – вам нужно купить потолочную плитку, которая имеет форму квадрата со стороной 2 метра и стоит 200 рублей. Какая сумма вам нужна?


3 группа – должна купить обои для оклейки одной стены. Высота стены 2м, длина стены без учёта окна 6 метров. 1 рулон обоев занимает площадь 4 квадратных метра и стоит 600 рублей. Сколько денег вы потратите?


На какие свойства геометрических фигур вы опирались при решении задач? Пригодилась нам геометрия при выполнении расчётов?


Задание на дом. Рассчитать затраты на ремонт своей комнаты (линолеум, плинтуса, обои на 1 стену, потолочные плитки).


Интересное задание в тетради: планеты Солнечной системы. Обучающиеся знакомы с планетами Солнечной системы из курса окружающего мира 3 класса. Здесь предлагают взглянуть на планеты с позиции геометрии (окружность, диаметр окружности). Знания детей расширяются и углубляются.


«Остров сокровищ» (мастер-класс). Можно организовать интересную работу по материалу рабочей тетради «Остров сокровищ». Предлагаю работать парами.

- Ознакомьтесь с заданием. Какую информацию вы сумели найти? (Клад находится в точке Т)

- Придумайте и расскажите друг другу чем может быть этот клад и кто его туда доставил. (Общение детей между собой).

- Найдите точку Т на карте (её нет).

- Как найти эту точку? (выполнить план действий)

- Прочитайте первый пункт плана. (Построить квадратABCD)

- Найдите заданные параметры на плане. Все буквы есть. (не хватает вершины D)

- Что вы будете делать? (Чертить квадрат и обозначать вершину D).

- Кому понятен принцип действий?

- Кто хочет всем рассказать свою историю клада?

- Это сделают первые три пары, которые вперёд всех доберутся до клада. (Самостоятельная парная работа)

Наряду с плоскими фигурами идёт знакомство и с объёмными фигурами. Сначала рассматриваются исторические сооружения, затем объёмные фигуры, затем сравнение строений с фигурами.

Все задания, которые мы рассмотрели, несомненно, имеют практическую направленность. Это очень важно при формировании пространственного мышления не отрывать его от действительности. Планета практических знаний.

Нужна ли такая работа в начальной школе? Ответ может дать только будущее. Заглянем в него.

Задание ВПР 4 класс





























  1. Найди площадь этого прямоугольника

  2. Проведи на рисунке прямую линию так. Чтобы этот прямоугольник оказался разбит на квадрат и ещё один прямоугольник


Задание ЕГЭ 11 класс

Дачный участок имеет форму прямоугольника, стороны которого равны 50 м и 30 м. дом, расположенный на участке, на плане также имеет форму прямоугольника, стороны которого равны 8 м и 10 м. найдите площадь оставшейся части участка, не занятой домом.


50 м


30 м 10 м

8 м



Каждый учитель для себя находит свои преимущества в УМК «Планета знаний», но, несомненно, эта программа работает как на обучение, так и развитие детей, на способность мыслить творчески, не стандартно.


Все вопросы по УМК «Планета знаний» за отведённое время осветить не возможно, поэтому советую вам зарегистрироваться в сообществе «Планета знаний – это интересно!». Зайти в сообщество можно через Открытый класс. Там вы найдёте ответы на многие вопросы, сможете поделиться своими наработками и пообщаться на форуме с коллегами. Администратор сайта – Переходникова Наталья Васильевна.


Издательства учебной литературы «ДРОФА», «ВЕНТАНА-ГРАФ» и «Астрель», входящие в объединённую издательскую группу, более 20 лет выпускают учебную литературу для всех уровней образования. Усилия брендов направлены на интеграцию ресурсов ведущих российских издательств, создание и продвижение новой учебной литературы, отвечающей требованиям электронно-образовательной среды и современного образования в целом. Объединённый издательский портфель составляют 485 учебников, или более 40% Федерального перечня. Учебно-методические комплекты объединённой издательской группы выстроены по принципу преемственности и дополнения на каждом уровне образования- от дошкольного до среднего общего образования и обеспечивают возможность выбора УМК в зависимости от потребностей образовательной организации. Подробная информация на сайтах: www.drofa.ru, www.vgf.ru, planetaznaniy.astrel.ru, https://drofa-ventana.ru/. Здесь вы сможете поучаствовать в вебинарах, разместить свой материал, скачать методические пособия по предметам.






Полный текст материала Статья "Планета практических знаний" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Печерская Наталья Викторовна  натс
02.02.2017 0 2043 127

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК