Развернутый план урока.
Составитель: Резванова Жанна
Борисовна, учитель математики
и экономики
МАОУ "Средняя общеобразовательная
школа № 145 с углубленным изучением
экономики, английского языка, математики,
информатики "Экономическая школа""
города Перми.
Класс: 9.
Предмет: алгебра (2 урока).
Тема урока: «Формула суммы n-первых
членов геометрической прогрессии».
Тип урока: урок изучения нового
материала.
Цели урока:
Образовательные:
1. Создать условия для самостоятельного
вывода учащимися формул суммы n-первых
членов арифметической прогрессии.
2. Обеспечить первичное закрепление
полученных знаний при решении задач.
Развивающие:
1. Продолжить развитие у учащихся таких
познавательных процессов, как восприятие,
осмысление, мышление, внимание, память.
2. Совершенствовать умение делать
выводы.
3. Обеспечить развитие
самостоятельности при выполнении
заданий.
Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию привычки
к систематическому труду.
2. Воспитывать культуру общения в
микрогруппе.
3. Воспитывать умения принимать решения
и нести за них ответственность.
Задачи урока:
Повторить определения арифметической
и геометрической прогрессий,
формулы n-го члена.
Вывести формулы суммы n-первых
членов геометрической прогрессии.
Закрепить новые формулы при решении
задач.
Оснащение урока: 1.Компьютер.
2. Мультимедийный
проектор.
3. Презентация в Power
Point.
4. Экран.
5. Цветные жетоны для
разбивки на группы.
6. Чистые листы бумаги
и фломастеры для групп.
План
урока.
Закрепление
уже изученного материала и актуализация
опорных знаний.
Слайд № 1:
В ходе беседы с учащимися определяется
место урока в теме (но сама тема урока,
цели и задачи формулируется учащимися
только в конце занятия).
Повторяются уже изученные понятия и
формулы.
Примерные вопросы для беседы:
- Что называется числовой последовательностью?
- Какие виды числовых последовательностей
были изучены на прошлых уроках?
- Какая числовая последовательность
называется арифметической прогрессией?
- Какая числовая последовательность
называется геометрической прогрессией?
- С помощью каких формул можно вычислить
неизвестный член арифметической
прогрессии, геометрической прогрессии?
Слайд № 2:
Учащимся предлагается среди предложенных
числовых последовательностей выделить
арифметические и геометрические
прогрессии?
Слайд № 3:
Учащимся предлагается записать
арифметическую прогрессию (аn)
и самостоятельно вычислить d,
a10 и S15.
Слайд № 4:
Учащимся предлагается записать
геометрическую прогрессию (хn)
и самостоятельно вычислить q
и x8.
После обсуждения решения заданий
учащиеся оценивают свою работу на этом
этапе урока по следующим критериям:
5 баллов, если все 5 неизвестных величин
найдены верно, 4 балла, если верно найдены
4 неизвестные величины, 3 балла за 3 верных
ответа, 2 балла – за 2 и менее верных
ответа.
Слайд № 5:
Учащимся предлагается смоделировать
(но не решать) следующую практическую
задачу:
« В январе мастерская изготовила 106
изделий, а в каждый следующий месяц она
изготавливала на 3 изделия больше, чем
в предыдущий. Сколько изделий изготовила
мастерская в июне? Сколько изделий
изготовила мастерская за год?»
Возможные вопросы для обсуждения:
- О какой числовой последовательности
идет речь и что, говоря математическим
языком, требуется найти в задаче?
2. Изучение нового материала.
Слайд № 6:
Учащимся предлагается разрешить
следующую ситуацию:
«Однажды незнакомец пришел к купцу и
предложил ему сделку: «Я буду ежедневно
в течение 30 дней приносить тебе по
100 000 рублей, а ты мне в первый день за
100 000 рублей отдашь 1 копейку, во второй
день - 2 копейки, в третий день – 4 копейки,
в четвертый – 8 копеек и так далее. Если
тебе выгодна эта сделка, то с завтрашнего
дня и начнем». Купец подсчитал, что за
30 дней он получит от незнакомца 3000 000
руб., отдавая всего лишь, какие-то копейки
и охотно согласился. На следующий день
сделка вступила в законную силу. Выясните,
кто выиграл сделку и какую прибыль
получил победитель?»
Слайд № 7:
Учащиеся объединяются в группы в
соответствии с цветами жетонов, которые
лежат у них на партах и в процессе
групповой работы пытаются найти ответ
на поставленный вопрос.
Слайд № 8:
Если учащиеся не смогли назвать точную
сумму прибыли, то после того, как
отчитаются все группы, учитель, подключая
к диалогу учащихся, предлагает более
простой способ подсчета суммы, которую
получил незнакомец. После чего вычисляется
и прибыль.
В результате учитель подводит учащихся
к тому, что непосредственным сложением
членов геометрической прогрессии
вычислять сумму первых ее членов
достаточно сложно. А значит полезно
вывести формулу, позволяющую упрощать
эти расчеты.
Слайд № 9:
Если учащиеся класса имеют хорошую
математическую подготовку, то учитель
предлагает им, работая в группах, с
помощью алгоритма, рассмотренного при
решении предыдущей задачи, самостоятельно
вывести формулу суммы n-первых
членов геометрической прогрессии и
записать готовую формулу на листе бумаги
с помощью фломастеров. После того, как
группы выступят с результатами своей
работы, можно продемонстрировать вывод
формулы с помощью слайда.
Если учащиеся не отличаются хорошей
математической подготовкой, то совместно
с учителем осуществляется вывод формулы.
Слайд № 10:
Вывод еще двух дополнительных формул.
Подведение итогов групповой работы:
оценка деятельности каждого учащегося
по пятибалльной шкале в соответствии
с его личным вкладом в работу группы.
Первичное
закрепление материала.
Слайды № 11 и № 12.
Рефлексия (формулировка темы
и целей урока, соотнесение целей учителя
и результатов, достигнутых учащимися).
Слайды № 13 и № 14.
Домашнее задание: выучить формулы,
решить номера из учебника и придумать
1 задачу на применение новых формул.
Источники информации:
Алгебра.
9 класс. Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений под
редакцией А. Г. Мордковича. М.: Мнемозина,
2009.
http://festival.1september.ru/articles/566227/
http://festival.1september.ru/articles/532845/
Анимированная картинки:
http://smayli.ru/smile/dengia-43.html
Монеты
http://smayli.ru/smile/ludia-2327.html
Путешественник
http://smayli.ru/smile/ludia-1911.html
Купец.
Слайд № 15.