Интегрированный урок(русский язык, математика) в 6 классе "Имя Числительное"
Оборудование: таблица «самостоятельные части речи»; карточки с текстами; справочники, толковые словари, учебник русского языка для 6 класса под редакцией Бабайцевой.
Ход урока
I. Организационная часть.
Вступительное слово учителя математики об уроке, математическом языке: «С помощью языка люди передают друг другу разнообразные сведения, выражают свои мысли и чувства или, как говорят, обмениваются информацией. В мире существует около двух тысяч различных языков, на которых говорят, пишут, читают разные народы. Это естественные языки. Они возникли и развивались вместе с народами. По мере изучения математики вы постепенно знакомитесь с математическим языком. Он относится к искусственным языкам, но неразрывно связан с русским языком».
II. Основная часть.
1. Запись даты в тетрадях по математике.
Учитель математики. Математический диктант ( учитель читает задания, а учащиеся переводят их с русского на математический язык ):
1. Два в кубе (2 );
2. сумма цифр числа триста пятьдесят девять (3+5+9=17);
3. Разность числа сто тридцать пять и частного чисел сто и четыре (135-100:4=115)
4. Найдите отношение числа двенадцать к числу четыре (12:4=3);
5. Найдите произведение 25 и суммы чисел 12 и 8 (25*(12+8)=500) Проверка заданий. Выставление оценок.
2. Учитель русского языка. Запись числа, темы, постановка цели.
- Откроем тетради и запишем следующее число.
- Как записали число? (словами)
- А как записали в тетрадях по математически (цифрами)
- Что обозначают в обоих случаях записи? (число )
- Но какой же частью речи является слово «тридцатое»?
- Попробуем объяснить
- Каково значение слова «число»?
- Значение слова мы можем выяснить, обратившись к словарю. Какому? (толковому)
Учащиеся зачитывают значение слова «Число»
- Проведем морфемный разбор слова:
Перечислить (глаг.), числовое значение (прил.), численность (сущ.), числитель (сущ.), вычислительная (прил.).
- Как определить какой является частью речи данные слова?
Вывод: часть речи определяется по вопросу и общему грамматическому значению.
Общее грамматическое значение - значение слов, одинаковое для одной и той же части речи.
- Сегодня познакомимся с еще одной частью речи – именем числительным.
Запись темы
Сообщение цели:
- Сегодня на уроке вы должны научиться различать числительное, число и слова со значением числа.
3. Составление определения
На доске таблица
Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное
1.Самоятоятельная часть речи 1. Самостоятельная часть речи
2. Обозначает предмет 2. обозначает признак предмета
3. Отвечает на вопросы кто? что? 3. Отвечает на вопросы какой? чей?
- Посмотрев на таблицу, можем ли мы дать определение как части речи имени существительного и имени прилагательного? (да)
- Давайте заполним 3-ю колонку таблицы и сформулируем определение имени числительного
- Поможет заполнить таблицу следующее задание:
Запишите ответы на вопросы словами, затем цифрами:
- Сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина? (Тридцать лет и три года – 33)
- Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»? (семь богатырей – 7)
- Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часть меняющего свои решения? (семь пятниц – 7)
- Сколько коробов можно наврать? ( три короба – 3)
- О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи», «одинаковые»? (две капли – 2)
- Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать? (два зайца – 2)
- Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать? (семь раз – 7)
- Какая часть речи помогла нам записать ответы? (имя числительное)
- На какой вопрос отвечают эти числительные? (Сколько)
- Что они обозначают? (количество)
Такие числительные называются количественными
- Посмотрите на запись сегодняшнего числа
Найдите в ней числительно.
На какой вопрос оно отвечает? (какое?)
- Что оно обозначает? (порядок при счете)
- Как называется (порядковые)
Заполняем по аналогии третий столбец таблицы:
Самостоятельная часть речи;
Обозначает число, количество предметов, порядок при счете;
Отвечает на вопросы какой? – порядковые, сколько? – количественные.
- Пользуясь таблицей давайте определим имена числительные
- Сравним свое определение с определением в учебнике - 108 -1тр.118
- мы дали верное определение имени числительного
4. Физминутка (математика). Необходимо быстро проверить, правильно ли выполнено задание, если «да», то руки вытянуть вперед, если «нет», то поднимаете руки вверх. Учитель показывает карточки с заданиями. Например: 142 – четное число, верна ли пропорция 6:2=12:3 и т. д .
5. Запись на доске:
Новенький пятак (сущ.), три (числ.) товарища, трехместный (прил.) корабль «Восток», устроить (глаг.) усилия.
- Прочитайте самостоятельно. Какое значение имеют подчеркнутые слова.
- Определите к какой части речи относятся слова, имеющие числовое значение.
- Достаточно ли грамматического вопроса для определения части речи? (да)
- Что общего в словарях?
- Чем отличаются друг от друга?
Выводы: числовое значение могут иметь кроме числительных и другие части речи. Числительное можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.
6. Физминутка – проверка.
Проверим, кто самый внимательный.
- Сейчас я буду называть слова разных частей речи. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, когда я назову числительное
Двойной, тройка (лошадей), шестой, удвоить, четырехэтажный, пятеро, восьмой, десятичная (дробь), три, две седьмых, пятиклассника, сто, столетний, сотый (по списку).
7. Работа с определением, понятием «рифма».
На доске листок со стихотворением:
У про100го 100рожа –
Не про100рный дом,
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100
Вычистить все 100
Сразу 100льао обуви
Не носил никто!
- Давайте попробуем прочитать стихотворение
- Почему возникают трудности при чтении? ( буквы заменены цифрами)
- В каких случаях надо сохранить цифры? (100 сапог, все 100).
Вывод: числами пользуемся только тогда, когда имеем слово значение числа.
- Прочитаем отрывок из стихотворения
-Откуда оно? (Лермонтов «Три пальмы»). Найдите числительное (три)
- А что делает стихотворение звучащим?
- Чем отличается прозаическое произведение от стихотворения? (есть рифма)
- Что такое рифма?
(Рифма – созвучие концов стихотворных строк)
- Проверим наш ответ по толковому словарю.
- А кто знает, как называлась рифма в старину?
- А сейчас вы сами найдете ответ на этот вопрос. Поможет вам в этом математика.
Самостоятельная работа по карточкам.
Пример:
С 12*3 А 204/3
С 27*4 Л 280/5
Е 38*70 Е 750/25
И 490*3 О 520/13
Г 216/4 К 600/150
А 480/40 Р 840/140
Буквы выставляются в порядке возрастания чисел - ответов (краесогласие).
- А чтобы проверить наш ответ, надо обратиться за помощью к справочнику по литературе.
- Мы верно указали старинное название рифмы – краесогласие.
8. Сообщение «Из истории цифр» (домашнее задание учащихся)
- Как называется рифма в старину, мы узнали. А какими цифрами пользовались, мы узнали из сообщения.
9.Словарная работа (раздаются карточки с текстами с именами числительными)
- Прочитайте текст (самостоятельно, затем вслух)
- При чтении возникают трудности? (тяжело произносить числа)
- Давайте попробуем произнести правильно (пятьсот сорок пять миллионов), (до семисот двадцати пяти миллионов), (1 миллиарду ста семидесяти одному миллиону)
- для чего необходимо правильно произносить слова – числа?
- Речь становится красивой, грамотной.
- А для того, чтобы правильно употреблять в речи числительные, правильно произносить, мы и будем изучать имя числительное.
- Давайте выпишем имена числительные из данного текста (матем.)
- При нарушении часто нули заменяются словами. Какими? (миллион, миллиард)
- Как пишутся эти слова? Где опасное место? (лл)
Определение части речи.
- А в каком еще числительном есть удвоенное согласное? (одиннадцать)
Запись слов.
10. Кроссворд (уч-ся работают на карточках)
1. Результат деления двух чисел.
2. Знак, который используют при записи чисел.
3. Наименьшее четырехзначное число.
4 Число, на которое нельзя делит.
5. Десять в квадрате.
Найдите ключевое слово.(число)
11. Самостоятельная работа.
- Давайте проверим, достигли ли мы поставленной цели? Научились ли мы отличать имя числительное от других частей речи?
Упр. 338 (учебник по русскому языку для 6 класса под редакцией Бабайцевой-практика)
– выписать в тетради имена числительные
- Зачитайте выписанные слова
- Что же за часть речи имя числительное?
IV. Итоги. Оценки по русскому языку и математике.
V. Подведение итогов конкурса «Самый – самый»
Награждение медалями: Самый оригинальный
Самый любознательный
Самый трудолюбивый
Самый старательный
Самый эрудированный
VI .Рефлексия.
- Чем различаются запись числа и числительного? Для чего используется числительное в речи?
- Для чего проводился совместно урок русского языка и математики?
Чтение стихотворения:
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен,
Ты и с числительным будь дружен.
VII Домашнее задание. (Выполняется одно из предложенных заданий.)
1. Составьте сказку об имени числительном.
2.Нарисуйте портрет числительного.
3. Сочините стихотворение о числительном.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Карбовская М.А.,Каширина Е.К.
→ bcnjhbz 15.07.2009 3 23496 2710 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.