Урок-экскурсия по математике по теме "Периметр многоугольника" для 5 класса
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Калужской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Троицкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Урок-экскурсия по математике
для 5 класса
Тема: « Периметр многоугольника »
Подготовил
учитель математики
Сошнева Ирина Николаевна
2012
Тип урока: урок – экскурсия
Тема: « Периметр многоугольника»
Цели: 1. Образовательные:
учить решать задачи, связанные с вычислением периметра на местности;
дать представление о существовании проблем, связанных с неточностью
измерений.
2. Коррекционные:
активизировать мыслительную деятельность
в применении практических навыков
при измерении.
3. Воспитательные:
воcпитывать упорство в достижении положительных результатов своей деятельности.
План урока: 1. Оргмомент
2. Устные упражнения
3. Практическая работа
4. Итог
Ход урока.
I. Оргмомент.
Сегодня у нас необычный урок,
Экскурсия - главная цель.
Дела ты свои отложи на чуток,
И в путь отправляйся скорей!
Ребята, сегодня мы с вами совершим очередное путешествие по стране математике. Это будет необычное путешествие.
Мы с вами отправимся на улицу для проведения урока-экскурсии.
Одеваемся и выходим из школы.(Построение класса в одну шеренгу возле крыльца школы).
II. Устные упражнения ( активизация мыслительной деятельности).
Ребята, посмотрите внимательно вокруг себя.
Ответьте на следующие вопросы:
-Каким числом однозначным или двузначным можно выразить количество деревьев, растущих возле школы? (двузначным : 32)
-Сколько ступенек имеет турник, находящийся на детской площадке? (28)
-На что больше похожи окна школы: на квадрат или прямоугольник? (на квадрат)
Вот мы с вами и сделали гимнатику ума, которая нам помпжет работать дальше.
Сейчас мы поиграем.
Я рисую кошкин дом,
Три окошка в доме том.
Дверь с крыльцом,
Ещё окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки.
(В домике Кошки 4 окна)
Цифра 4 ещё с древности пользовалась у людей особым уважением.
С ней они связывали квадрат, у которого 4 стороны обозначали 4 стороны света.
-Какие стороны света мы знаем? (север, восток, запад, юг)
-Покажите на местности эти стороны света.
-Какие 4 времени года мы знаем? (зима, весна, лето, осень)
-Какие геометрические фигуры имеют 4 стороны и 4 угла? (прямоугольник, квадлат, ромб, четырёхугольник).
Изобразите мелом на асфальте ( или палочкой на снегу ) четырёхугольник, у которого разные стороны.
-Что можно найти в четырёхугольнике, зная длину его сторон? ( можно найти периметр)
-«Периметр» - это слово состоит из двух слов «пери» - ходить, обходить и «метрос» - измерять.
III. Практическая работа.
Мы с вами будем измерять расстояние между 4 пунктами нашего путешествия. Мы пойдём по часовой стрелке от крыльца школы к качелям, затем к гаражу и венёмся к крыльцу.
памятник
гараж
качели
крыльцо
-Какая фигура получится, если изобразить наш маршрут на бумаге?
Изобразите. ( Детям раздаются листки картона и карандаши. Они изображают четырёхугольник, который они видят, проходя этот маршрут мысленно ).
Теперь измерьте расстояние между пунктами на местности, измерения запишите и подсчитайте периметр.
IV. Итог.
Итак, дорогие ребята, мы сегодня на уроке совершили увлекательное и познавателньое путешествие по стране математики. Мы узнали что такое периметр многоугольника и научились его считать. Посмотрите на результаты своих вычислений и сравните их с правильным результатом. (96 м) Если у вас получился результат близкий к этому (разница 2 -3 метра), то вы получаете пятёрку. Если разница в измерениях составляет 4-7 метров, то это- четверка. Если вы ошиблись на 8-10 метров, то соответственно- тройка.
Итак, Смирнов Алеша и Ядров Азер самые точные ( 95 и 94 метра) получают оценку пять. Пушкарева Света, Бурков Вася, Линт Андрей получают четверки и Круглов Ваня получает тройку.
Что нужно знать, чтобы вычислить периметр многоугольника? ( измерить стороны многоугольника и их сложить)
Очень важно производить результаты измерения достаточно точно, для того чтобы правильно получать конечный результат. Когда вы станете взрослыми , овладеете какой-нибудь специальностью, то от результатов вашей работы будет зависеть результат работы других людей, а это очень важно и ответственно.
« Роль уроков-экскурсий по математике для достижения современного качества математического образования школьников и сохранения их здоровья»
Российскую школу начала XXIв. Можно охарактеризовать словами: «всё приспособлено для слушания, очень мало места для самого ребёнка, для его самостоятельной работы». Сравнительный анализ современного российского образования и общих тенденций мирового развития, новые социальные требования к системе российского образования позволяют сделать вывод о необходимости её модернизации.
Цели и основные задачи модернизации образования – обеспечение современного качества образования, соответствующего потребностям, во-первых, общества, во-вторых, государства. Главный недостаток действующей системы образования – пассивность ребёнка – предстоит преодолеть в ходе достижения нового качества образования. Школа должна научить детей:
-учиться
-действовать
-жить.
Математические экскурсии не только полезны в учебном процессе, но и помогают достигать современного качества образования.
Всё необходимое для изучения большинства математических понятий и тем у нас под ногами в прямом смысле этого слова и вокруг нас.
Слово «экскурсия» в словарях трактуется как прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.
Здоровая любознательность – основа учебной деятельности. Как утверждают психологи, отправным пунктом для учебной деятельности служат интересы и жизненный опыт учащихся, поэтому всё то, что изучается или рассматривается, полезно связать с реальным миром, находящимся за стенами классной комнаты.
Экскурсия как форма урока может поддерживать здоровую любознательность и жажду учения у всех школьников, так как на ней создаются условия, необходимые для осуществления учения в опыте. А личный опыт каждого человека является для него самоценным и заслуживающим доверия, поскольку он служит, в конечном счёте, единственным критерием оценки жизненных событий.
Учение, в ходе которого человек взаимодействует с реальными людьми, и сам учится быть реальным, адекватным, приносит огромное удовлетворение.
Известно, что школьники проявляют особый интерес ко всему, что связано с окружающим миром. Таким образом, экскурсия, особенно на природу, как вид деятельности соответствует их мотивационной сфере. Мотивирует детей, кроме того, и доступность, привычность видов действий на уроках-экскурсиях.
Образовательные экскурсии как форма урока обеспечивают здоровьесохраняющее обучение, поскольку позволяют устранить некоторые факторы школьной жизни, негативно воздействующие на здоровье детей. К таким факторам относятся:
-неподвижность за партой во время урока
-длительная работа в закрытом помещении без свежего воздуха и с искусственным освещением, подавление эмоций
-невостребованность и даже подавление в образовательном процессе творческого потенциала детей, готовности самостоятельно мыслить, рассуждать и добывать новое знание из окружающей жизни, что нарушает природосообразность обучения
-преобладание аудиального канала восприятия и переработки информации в ущерб возрастным особенностям школьников, требующих многосенсорности в обучении, с опорой на наглядно-образное, наглядно-действенное мышление
-использование методик, разрушающих целостное восприятие мира, дающих о нём отрывочные представления
-запрещение любых движений, проявления собственной точки зрения, в результате чего вырастают люди, не умеющие действовать и даже жить
-нервно-психические нагрузки из-за оценочного общения на привычных уроках
-книжное изучение действительности, затрудняющее применение знаний программного материала на практике.
Прогулка во время образовательной экскурсии:
-освобождает детей от длительного сидения за партой, снимает статическое напряжение. Улучшает физическое здоровье
-снижает шансы развития гиподинамии
-открывает возможности для проявления эмоций
-делает наглядным и доступным программный математический материал, поскольку нацелена на укрепление психического здоровья через психологический комфорт, природосообразность образовательного процесса и гармонизацию левого и правого полушарий.
Экскурсия – это особая форма проведения урока, работа с учебной информацией, но без учебника. Занятия математикой во время экскурсии не должны быть неудобным подобием занятий в классе, но только на свежем воздухе и с плохими условиями. Не надо брать на улицу лишний дидактический материал, которым обычно пользуются в кабинете, так как важно использовать дидактические возможности окружающего материала: и того, что создано природой, и того, что сделано человеком.
В методике проведения экскурсии выделяют три основных этапа: доэкскурсионная подготовка, проведение экскурсии, обработка экскурсионного материала.
Образовательная экскурсия по математике, как и по любому другому предмету, начинается с вводной беседы учителя.
Основная часть образовательной экскурсии – самостоятельная работа учащихся.
Завершается экскурсия презентацией результатов самостоятельной работы учащихся, которая выполнялась в группах или индивидуально, и подведения итогов.
Во время математической экскурсии учитель должен постепенно нацелить ребят на то, чему они должны научиться:
-вычленять свойства предметов, групп предметов и процессов
-находить математику вокруг себя, везде в природе, технике.
Литература:
1. Брезе Б. «Активация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах».
2. Коваленков В.Г. «Дидактические игры на уроках математики».
3. Смолеусова Т.В. «Уроки-экскурсии по математике».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сошнева Ирина Николаевна
→ Синай 17.02.2012 0 10712 1303 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.