Разработка урока по математике на тему: «Сложение положительных и отрицательных чисел»; 6 класс
Центр поддержки образования
Азовского немецкого национального района
Разработка урока по математике
Тема: «Сложение положительных и отрицательных чисел»
6 класс
Учитель математики
МКОУ «Гауфская СОШ»
Шель Оксана Александровна
ГАУФ, 2011
Урок математики.
Пояснительная записка.
Урок математики по теме «Сложение положительных и отрицательных чисел» в 6 классе.
Проект урока составлен с позиций деятельностного и личностно-ориентированного подходов; на основе развивающей, здоровьесберегающей и информационно-коммуникационной технологий.
Тип урока – изучение нового материала.
Урок является первым в теме «Сложение положительных и отрицательных чисел» раздела «Положительные и отрицательные числа».
Урок преследует следующие цели:
Образовательная: сформировать знания о правиле сложения чисел с разными и одинаковыми знаками, научить способам сложения чисел с разными знаками.
Развивающая: формировать навыки логического мышления, вычленять алгоритм действий, развивать познавательный интерес через игровые моменты, развивать внимание, наблюдательность, умение находить и исправлять ошибки.
Воспитательная: воспитывать у обучающихся этику поведения и делового общения при работе в группе, формировать гуманистическое и научное мировоззрение.
В процессе обучения используются следующие методы:
По видам источников знаний: словесно-наглядно-практические, аудиовизуальные,
По характеру познавательной деятельности обучающихся: частично-поисковые,
По дидактическим целям: познавательный,
По организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа, работа под руководством учителя,
По способам мотивации: методы формирующие познавательный интерес (игровые), эмоционального стимулирования,
По способам контроля: устный, письменный.
Формы работы на уроке:
Фронтальная,
Групповая,
Парная,
Индивидуальная.
Урок способствует развитию обще-учебных умений и навыков:
Анализировать, делать выводы,
Закрепление навыков действия по алгоритму.
На уроке используется внутрипредметные связи (понятие положительных и отрицательных чисел, модуль числа) и межпредметные связи (история).
Урок математики
Тема: «Способы сложения положительных и отрицательных чисел»
Класс: 6
Цель урока:
Образовательная: сформировать знания о правиле сложения чисел с разными и одинаковыми знаками, научить способам сложения чисел с разными знаками.
Развивающая: формировать навыки логического мышления, познавательный интерес через игровые моменты, развивать внимание, наблюдательность, умение находить и исправлять ошибки, формулировать алгоритм действий.
Воспитательная: воспитывать у обучающихся этику поведения и делового общения при работе в группе, формировать гуманистическое и научное мировоззрение
О
- 0 +
План урока
Организационный момент
Целеполагание
Актуализация знаний
Изучение нового материала
Закрепление изученного материала
Инструктаж домашнего задания
Рефлексия
Ход урока.
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Все ли готовы к уроку?
Обучающиеся проверяют наличие учебных принадлежностей на партах.
Учитель: Сегодня прекрасный весенний день. А весна – это время прилива жизненных и творческих сил. Наберите полную грудь воздуха и выдохните. Чувствуете приток энергии? Она нам очень необходима сегодня. Ведь нам предстоит важная и ответственная работа. Желаю всем нам трудолюбия, вдохновения и успехов!
Целеполагание
Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомиться с положительными и отрицательными числами. Тема нашего урока «Способы сложения положительных и отрицательных чисел». А наша цель: научиться складывать числа с разными знаками. Урок у нас будет необычный. Мы с вами посмотрим, как живут два математических царства: положительных и отрицательных чисел. Итак, приготовьте свои походные листы, где вы будете записывать все самое важное. А теперь в путь!
У каждого ученика на парте лежат походные листы (Приложение №1)
Актуализация знаний
Учитель: Итак. Много много лет назад жили в стране «Математика» разные числа, но не ладили они друг с другом. Случалось ли вам быль участниками конфликтов, ссор друг с другом? И какой же самый верный способ прекратить ссору ли драку? Развести их в разные стороны. Вот и король Ноль разделил числа на царство положительных и царство отрицательных чисел. И стали они жить каждый в своем государстве, но вот некоторые из них заблудились и оказались в чужой стране. Давайте же мы поможет числам на экране вернуться к себе домой. Распределите жителей по своим царствам.
На экране появляется слайд 3 с разбросанными числами. Обучающиеся в свои походные листы должны выписать числа в две группы: слева положительные, справа отрицательные числа, а ноль оставить на границе между царствами. Инструкция прилагается.
Учитель: Молодцы, ребята! Давайте проверим себя, все ли числа вы вернулись к себе домой.
На экране слайд 4 с верными ответами. Обучающиеся проверяют, верно ли выполнили задания. Исправляют ошибки.
Учитель: Все ли верно справились с заданием?
Ученики отвечают на вопрос учителя.
Учитель: Положительные и отрицательные числа окружают нас повсюду. Давайте же посмотрим, где именно они встречаются?
На экране поочередно появляются задачи, ответ которых надо записать в виде положительного и отрицательного числа.
Задачи:
на севере мороз 40⁰, а на экваторе жара 40⁰. Как это записать короче? (-40⁰ и +40⁰)
Миша получил 100 рублей, а Петя должен другу 80 рублей. (+100 и -80)
Саша выиграл 5 очков, а Лёша получил 3 штрафных очка. (+5 и -3)
Изучение нового материала.
У читель: Но в стране математики есть одна проблема: не живут в мире и согласии наши царства, а постоянно враждуют. Давайте с вами посмотрим на одну из битв. Но помните, один воин-плюс может сражаться только с одним воином-минусом и уничтожать друг друга. Уничтожение – это математический термин. В математике, ребята, так и говорят: две противоположные единицы «минус один» и «плюс один» уничтожаются, то есть дают ноль. Их разрешается зачеркивать.
О дновременно с объяснением учитель на доске записывает примеры -1+1=0 или +1-1=0
Учитель: Итак, посмотрите на экран.
На экране появляется слайд 5 с динамически движущимися воинами, которые встретившись на середине слайда, исчезают. В конечном итоге на экране остаются три «воина – минуса». Затем появляется пример: +5-8=-3. Сам пример обучающиеся записывают в свой походный лист.
(примеры: слайд № 7,8). Выполняются аналогичные действия.
Учитель: А вот будут ли сражаться «воины-минусы» с «воинами-минусами»? как вы думаете?
Ученики высказывают свое мнение.
Учитель: Если встречаются «воины – минусы» с «воинами – минусами» (или плюсы с плюсами), то они не будут сражаться, а объединятся в большую армию.
На экране появляется слайд с динамически движущимися воинами, которые встретившись на середине слайда, объединяются. Затем появляется пример: 7-4=-11, который обучающиеся записывают в свой походный лист. Аналогично слайд с примером: -+5+4=+9
Учитель: Сражение всегда забирает много сил, так что давайте отдохнем!. Все встаем и смотрим на экран. На экране будут появляться примеры, если ответ получается отрицательный, то мы поднимаем руки вверх, если положительный – руки вперед, если ноль – приседаем.
Примеры: -5+3, -2+8, -3+3, -2-3, +5+2, +9-9, -3-8,.
Ученики встают у своих парт и выполняют задание под музыку. Слайд 11-16
Учитель: Молодцы! Все садимся на свои места. И снова в путь!
А пока мы отдыхали в стране шли нескончаемые битвы. Давайте узнаем, кто победил.
На экране слайд 17 появляются примеры, которые ребята должны решить самостоятельно.
+8-9=__
-14+16=__
+18+21=__
+21-21=__
-15+5=__
-7-3=__
Затем на слайде выходят правильные ответы, ученики проверяю себя, исправляют ошибки.
Учитель: Ребята, поднимите руку те, кто не допустил ошибок, кто – одну, кто – больше одной? Молодцы! Вот мы и узнали, чем закончились сражения между нашими царствами. Но помните, ребята, мы с вами люди и должны жить дружно, а противоборствовать могут только числа и только в стране математики.
Учитель: Но что за войско без оснащения, поэтому и совершили ваши царства несколько сделок с местным купцом. Ну уж больно этот купец подозрительный. Давайте проверим его отчеты, не обманул ли он наши царства. А сейчас разбейтесь на группы по 4 человека. У каждой группы на столе лежит отчет купца о проделанной сделке и инструкция. Прочитайте внимательно и приступайте к работе.
+8-5=-3
-7+3=-4
-2-9=11
+6+4=-10
Обучающиеся читают инструкцию и выполняют задание, отыскивая ошибки в предлагаемых примерах (приложение №2).
Учитель: Теперь обменяйтесь отчетами с соседней группой и проверьте, все ли ошибки были найдены вашими соседями.
Ученики обмениваются листочками: 1 группа со 2 группой, 2 с 3, 3 с 4, и т.д., проверяют, затем листы возвращают.
Учитель: Поднимите руки те группы, которые выполнили задание верно?
Если ошибки были:
Учитель: Ребята, не переживайте. Нам предстоит вывести правило сложения положительных и отрицательных чисел, которое вам поможет в дальнейшем не ошибаться.
Если ошибок не было:
Учитель: Молодцы, ребята! Теперь нам гораздо легче сформулировать правило.
Учитель: А поможет нам в этом игра! У каждого на столе лежит кубик, на нем есть положительные и отрицательные числа. Если выпадает положительное число, то вы себе прибавляете очки, а если отрицательное – убавляете. Каждый выполняет по пять бросков. Не забывайте записывать свои результаты в таблицу, которая находится в походном листе. Когда все броски будут выполнены, подсчитайте итоговую сумму. Но сначала посмотрим на экран.
Один раунд игры показать на экране слайд 19, чтобы обучающиеся увидели, как нужно играть. У каждого на парте лежит кубик, на котором написаны числа: 1,-2,3,-4,5,-6.
Учитель: Все понятно? Тогда вперед!
После игры.
Учитель: Теперь еще раз внимательно посмотрите на свои записи. Как можно сформулировать правило сложения положительных и отрицательных чисел?
Если у чисел знаки одинаковые, то …
Если у чисел знаки разные, то…
Обучающиеся пробуют закончить высказывания учителя, тем самым выводят правило самостоятельно.
Учитель: Здорово! Мы с вами сделали замечательное открытие! Но у правила есть научная формулировка, в котором используется понятие модуля, изученное вами ранее.
Затем учитель проговаривает научную формулировку правила. Слайд 20-21
Учитель: Если знаки чисел одинаковые, то их модули складываются и ставиться общий знак.
Если знаки чисел разные, то из большего модуля вычитается меньший модуль, а знак ставится того числа, чей модуль больше.
Научная формулировка правила сопровождается слайдами.
Закрепление изученного материала.
Учитель: А сейчас на основе изученного правила выполним несколько заданий.
На экране слайд 22 появляются примеры, которые ученики должны выполнить с помощью правила.
-23+65 +45-87 -62-94 +51+75
Затем появляются ответы, ребята проверяют себя, исправляют ошибки.
Инструктаж домашнего задания.
Учитель: Данное правило записано в ваших карточках с домашним заданием, его нужно выучить и использовать при выполнении домашнего задания. Обратите внимание, задание на карточках разного уровня сложности.
Каждый ученик получает карточку с домашним заданием (приложение №3)
Р
+ - 0
У
+ - 0
У
+
У
0 -
Ученики поднимают карточки.
У
+
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
«Математика 6 класс» Виленкин Н. Я. Мнемозина, 2007г
«Изучение математики в 6 классе», Москва, Просвещение, 20088
trinixy.ru/2008/05/05/krasivye_shtukgrafii_zamkov_73_shtuki.html
voiny-arkony.clan.su
http://images-photo.ru/photo/skachat_kartinki/avatar/voin_s_mechom
animashki.mirfentazy.ru
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шель Оксана Александровна
→ Окс@ночк@ 12.09.2012 0 9951 1344 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.