Разработка урока по математике на тему: «Сложение положительных и отрицательных чисел»; 6 класс



Центр поддержки образования

Азовского немецкого национального района












Разработка урока по математике

Тема: «Сложение положительных и отрицательных чисел»

6 класс















Учитель математики

МКОУ «Гауфская СОШ»

Шель Оксана Александровна











ГАУФ, 2011

Урок математики.


Пояснительная записка.

Урок математики по теме «Сложение положительных и отрицательных чисел» в 6 классе.

Проект урока составлен с позиций деятельностного и личностно-ориентированного подходов; на основе развивающей, здоровьесберегающей и информационно-коммуникационной технологий.

Тип урока – изучение нового материала.

Урок является первым в теме «Сложение положительных и отрицательных чисел» раздела «Положительные и отрицательные числа».

Урок преследует следующие цели:

  1. Образовательная: сформировать знания о правиле сложения чисел с разными и одинаковыми знаками, научить способам сложения чисел с разными знаками.

  2. Развивающая: формировать навыки логического мышления, вычленять алгоритм действий, развивать познавательный интерес через игровые моменты, развивать внимание, наблюдательность, умение находить и исправлять ошибки.

  3. Воспитательная: воспитывать у обучающихся этику поведения и делового общения при работе в группе, формировать гуманистическое и научное мировоззрение.

В процессе обучения используются следующие методы:

  1. По видам источников знаний: словесно-наглядно-практические, аудиовизуальные,

  2. По характеру познавательной деятельности обучающихся: частично-поисковые,

  3. По дидактическим целям: познавательный,

  4. По организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа, работа под руководством учителя,

  5. По способам мотивации: методы формирующие познавательный интерес (игровые), эмоционального стимулирования,

  6. По способам контроля: устный, письменный.

Формы работы на уроке:

  1. Фронтальная,

  2. Групповая,

  3. Парная,

  4. Индивидуальная.

Урок способствует развитию обще-учебных умений и навыков:

  1. Анализировать, делать выводы,

  2. Закрепление навыков действия по алгоритму.

На уроке используется внутрипредметные связи (понятие положительных и отрицательных чисел, модуль числа) и межпредметные связи (история).

















Урок математики

Тема: «Способы сложения положительных и отрицательных чисел»

Класс: 6

Цель урока:

  1. Образовательная: сформировать знания о правиле сложения чисел с разными и одинаковыми знаками, научить способам сложения чисел с разными знаками.

  2. Развивающая: формировать навыки логического мышления, познавательный интерес через игровые моменты, развивать внимание, наблюдательность, умение находить и исправлять ошибки, формулировать алгоритм действий.

  3. Воспитательная: воспитывать у обучающихся этику поведения и делового общения при работе в группе, формировать гуманистическое и научное мировоззрение

О

-

0

+

борудование:
компьютер с проектором, экран, мел, доска, кубики, походные листы, карточки с домашним заданием, карточки , и

План урока

  1. Организационный момент

  2. Целеполагание

  3. Актуализация знаний

  4. Изучение нового материала

  5. Закрепление изученного материала

  6. Инструктаж домашнего задания

  7. Рефлексия


Ход урока.

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Все ли готовы к уроку?

Обучающиеся проверяют наличие учебных принадлежностей на партах.

Учитель: Сегодня прекрасный весенний день. А весна – это время прилива жизненных и творческих сил. Наберите полную грудь воздуха и выдохните. Чувствуете приток энергии? Она нам очень необходима сегодня. Ведь нам предстоит важная и ответственная работа. Желаю всем нам трудолюбия, вдохновения и успехов!


  1. Целеполагание

Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомиться с положительными и отрицательными числами. Тема нашего урока «Способы сложения положительных и отрицательных чисел». А наша цель: научиться складывать числа с разными знаками. Урок у нас будет необычный. Мы с вами посмотрим, как живут два математических царства: положительных и отрицательных чисел. Итак, приготовьте свои походные листы, где вы будете записывать все самое важное. А теперь в путь!

У каждого ученика на парте лежат походные листы (Приложение №1)


  1. Актуализация знаний

Учитель: Итак. Много много лет назад жили в стране «Математика» разные числа, но не ладили они друг с другом. Случалось ли вам быль участниками конфликтов, ссор друг с другом? И какой же самый верный способ прекратить ссору ли драку? Развести их в разные стороны. Вот и король Ноль разделил числа на царство положительных и царство отрицательных чисел. И стали они жить каждый в своем государстве, но вот некоторые из них заблудились и оказались в чужой стране. Давайте же мы поможет числам на экране вернуться к себе домой. Распределите жителей по своим царствам.

На экране появляется слайд 3 с разбросанными числами. Обучающиеся в свои походные листы должны выписать числа в две группы: слева положительные, справа отрицательные числа, а ноль оставить на границе между царствами. Инструкция прилагается.

Учитель: Молодцы, ребята! Давайте проверим себя, все ли числа вы вернулись к себе домой.

На экране слайд 4 с верными ответами. Обучающиеся проверяют, верно ли выполнили задания. Исправляют ошибки.

Учитель: Все ли верно справились с заданием?

Ученики отвечают на вопрос учителя.

Учитель: Положительные и отрицательные числа окружают нас повсюду. Давайте же посмотрим, где именно они встречаются?

На экране поочередно появляются задачи, ответ которых надо записать в виде положительного и отрицательного числа.

Задачи:

  • на севере мороз 40⁰, а на экваторе жара 40⁰. Как это записать короче? (-40⁰ и +40⁰)

  • Миша получил 100 рублей, а Петя должен другу 80 рублей. (+100 и -80)

  • Саша выиграл 5 очков, а Лёша получил 3 штрафных очка. (+5 и -3)


  1. Изучение нового материала.

У читель: Но в стране математики есть одна проблема: не живут в мире и согласии наши царства, а постоянно враждуют. Давайте с вами посмотрим на одну из битв. Но помните, один воин-плюс может сражаться только с одним воином-минусом и уничтожать друг друга. Уничтожение – это математический термин. В математике, ребята, так и говорят: две противоположные единицы «минус один» и «плюс один» уничтожаются, то есть дают ноль. Их разрешается зачеркивать.

О дновременно с объяснением учитель на доске записывает примеры -1+1=0 или +1-1=0

Учитель: Итак, посмотрите на экран.

На экране появляется слайд 5 с динамически движущимися воинами, которые встретившись на середине слайда, исчезают. В конечном итоге на экране остаются три «воина – минуса». Затем появляется пример: +5-8=-3. Сам пример обучающиеся записывают в свой походный лист.


(примеры: слайд № 7,8). Выполняются аналогичные действия.


Учитель: А вот будут ли сражаться «воины-минусы» с «воинами-минусами»? как вы думаете?

Ученики высказывают свое мнение.

Учитель: Если встречаются «воины – минусы» с «воинами – минусами» (или плюсы с плюсами), то они не будут сражаться, а объединятся в большую армию.

На экране появляется слайд с динамически движущимися воинами, которые встретившись на середине слайда, объединяются. Затем появляется пример: 7-4=-11, который обучающиеся записывают в свой походный лист. Аналогично слайд с примером: -+5+4=+9



Учитель: Сражение всегда забирает много сил, так что давайте отдохнем!. Все встаем и смотрим на экран. На экране будут появляться примеры, если ответ получается отрицательный, то мы поднимаем руки вверх, если положительный – руки вперед, если ноль – приседаем.

Примеры: -5+3, -2+8, -3+3, -2-3, +5+2, +9-9, -3-8,.

Ученики встают у своих парт и выполняют задание под музыку. Слайд 11-16

Учитель: Молодцы! Все садимся на свои места. И снова в путь!

А пока мы отдыхали в стране шли нескончаемые битвы. Давайте узнаем, кто победил.

На экране слайд 17 появляются примеры, которые ребята должны решить самостоятельно.

+8-9=__

-14+16=__

+18+21=__

+21-21=__

-15+5=__

-7-3=__

Затем на слайде выходят правильные ответы, ученики проверяю себя, исправляют ошибки.

Учитель: Ребята, поднимите руку те, кто не допустил ошибок, кто – одну, кто – больше одной? Молодцы! Вот мы и узнали, чем закончились сражения между нашими царствами. Но помните, ребята, мы с вами люди и должны жить дружно, а противоборствовать могут только числа и только в стране математики.

Учитель: Но что за войско без оснащения, поэтому и совершили ваши царства несколько сделок с местным купцом. Ну уж больно этот купец подозрительный. Давайте проверим его отчеты, не обманул ли он наши царства. А сейчас разбейтесь на группы по 4 человека. У каждой группы на столе лежит отчет купца о проделанной сделке и инструкция. Прочитайте внимательно и приступайте к работе.

+8-5=-3

-7+3=-4

-2-9=11

+6+4=-10

Обучающиеся читают инструкцию и выполняют задание, отыскивая ошибки в предлагаемых примерах (приложение №2).

Учитель: Теперь обменяйтесь отчетами с соседней группой и проверьте, все ли ошибки были найдены вашими соседями.

Ученики обмениваются листочками: 1 группа со 2 группой, 2 с 3, 3 с 4, и т.д., проверяют, затем листы возвращают.

Учитель: Поднимите руки те группы, которые выполнили задание верно?

Если ошибки были:

Учитель: Ребята, не переживайте. Нам предстоит вывести правило сложения положительных и отрицательных чисел, которое вам поможет в дальнейшем не ошибаться.

Если ошибок не было:

Учитель: Молодцы, ребята! Теперь нам гораздо легче сформулировать правило.


Учитель: А поможет нам в этом игра! У каждого на столе лежит кубик, на нем есть положительные и отрицательные числа. Если выпадает положительное число, то вы себе прибавляете очки, а если отрицательное – убавляете. Каждый выполняет по пять бросков. Не забывайте записывать свои результаты в таблицу, которая находится в походном листе. Когда все броски будут выполнены, подсчитайте итоговую сумму. Но сначала посмотрим на экран.

Один раунд игры показать на экране слайд 19, чтобы обучающиеся увидели, как нужно играть. У каждого на парте лежит кубик, на котором написаны числа: 1,-2,3,-4,5,-6.

Учитель: Все понятно? Тогда вперед!

После игры.

Учитель: Теперь еще раз внимательно посмотрите на свои записи. Как можно сформулировать правило сложения положительных и отрицательных чисел?

Если у чисел знаки одинаковые, то …

Если у чисел знаки разные, то…

Обучающиеся пробуют закончить высказывания учителя, тем самым выводят правило самостоятельно.

Учитель: Здорово! Мы с вами сделали замечательное открытие! Но у правила есть научная формулировка, в котором используется понятие модуля, изученное вами ранее.

Затем учитель проговаривает научную формулировку правила. Слайд 20-21

Учитель: Если знаки чисел одинаковые, то их модули складываются и ставиться общий знак.

Если знаки чисел разные, то из большего модуля вычитается меньший модуль, а знак ставится того числа, чей модуль больше.

Научная формулировка правила сопровождается слайдами.


  1. Закрепление изученного материала.

Учитель: А сейчас на основе изученного правила выполним несколько заданий.

На экране слайд 22 появляются примеры, которые ученики должны выполнить с помощью правила.

-23+65 +45-87 -62-94 +51+75

Затем появляются ответы, ребята проверяют себя, исправляют ошибки.


  1. Инструктаж домашнего задания.

Учитель: Данное правило записано в ваших карточках с домашним заданием, его нужно выучить и использовать при выполнении домашнего задания. Обратите внимание, задание на карточках разного уровня сложности.

Каждый ученик получает карточку с домашним заданием (приложение №3)


  1. Р

    +

    -

    0

    ефлексия.

У

+

-

0

читель:
Ребята, у каждого на партах лежат карточки . Если вам сегодняшний урок понравился, то поднимите карточку , если – нет, то карточку , если вы остались равнодушны, то карточку .

У

+

ченики поднимают карточки.

У

0

-

читель:
А как вы поняли новый материал? Если хорошо, то поднимите карточку , если не очень хорошо, то карточку , если плохо, то карточку .

Ученики поднимают карточки.

У

+

читель: Я, в свою очередь, тоже хочу поднять карточку .Мне сегодняшний урок очень понравился. Хочу сказать вам, ребята, спасибо за вашу активную работу. Я думаю, что вы легко сможете применить полученные знания на последующих уроках. Урок окончен. Всем большое спасибо. До свидания!




Приложение №1



Приложение №2



Приложение №3



    1. «Математика 6 класс» Виленкин Н. Я. Мнемозина, 2007г

    2. «Изучение математики в 6 классе», Москва, Просвещение, 20088

    3. trinixy.ru/2008/05/05/krasivye_shtukgrafii_zamkov_73_shtuki.html

    4. voiny-arkony.clan.su

    5. http://images-photo.ru/photo/skachat_kartinki/avatar/voin_s_mechom

    6. animashki.mirfentazy.ru



Слайд 1
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Слайд 2
СЛОЖЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
Слайд 3
-9 -5 17,3 34 12,3 6,7 -21 9,45 Царство положительных чисел -18 -14 -7,02 0 -64 47 39 Царство отрицательных чисел
Слайд 4
На севере мороз 40⁰, а на экваторе жара 40⁰. Как это записать короче? (-40⁰ и +40⁰) Миша получил 100 рублей, а Петя должен другу 80 рублей. (+100 и -80) Саша выиграл 5 очков, а Лёша получил 3 штрафных очка
Слайд 5
+ + + + + --- +5 -8 = -3
Слайд 6
+ + + + + + - +6 -4 = +2
Слайд 7
+ + + + + + + - +7 -7 =0
Слайд 8
+ + + + + + + + + +5 + =+9
Слайд 9
---- ---7-4 =-11
Слайд 10
Физ. минутка!!! «Отдохнем! !!»
Слайд 11
-5+3
Слайд 12
-2+8
Слайд 13
-3+3
Слайд 14
-2-3
Слайд 15
+5+
Слайд 16
+9-9
Слайд 17
+21-21=0 +8-9=-1 -14+16=+ -15+5=-10 2 -7-2 = +8+23 +31 9 =
Слайд 18
ИГРА С КУБИКОМ
Слайд 19
№ броска 1 2 Очки -4 +3 3 -6 -7 + -4 +5 -6 +1 3 -6 -2+1 -2
Слайд 20
Модуль числа I I =5 5 I + I =8 8 При сложении чисел с одинаковыми знаками знак остаётся прежним - 5 - =+8 = модули чисел складываются 3 +7 + I - 5I +I - 3I = 5 + 3 8 = I +8I +I I =8 + 7 15 +7 =
Слайд 21
1. При сложении чисел с одинаковыми знаками модули чисел складываются, а знак остаётся прежним. 2. При сложении чисел с разными знаками ставится знак числа с большим модулем: -9 + - 3+ + = Из 2 большего модуля вычитается меньший 8 = модуль: 9-2 7 = 8-3 = 5
Слайд 22
-23+65=+42 +27-36= -9 -62-34= -96 +58 +15+43=
Слайд 23
До свидания !!!

Полный текст материала Разработка урока по математике на тему: «Сложение положительных и отрицательных чисел»; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шель Оксана Александровна  Окс@ночк@
12.09.2012 0 9951 1344

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК