Урок математики по теме "Сравнение десятичных дробей" для 5 класса
Урок усвоения и закрепления новых знаний
Тема: Сравнение десятичных дробей
Дамбаева Валентина Матвеевна
Учитель математики
МАОУ «СОШ № 25» г. Улан-Удэ
Тема. Сравнение десятичных дробей.
Дидактическая цель: научить учащихся сравнивать две десятичные дроби. Познакомить учащихся с правилом сравнения. Сформировать умение находить большую (меньшую) дробь.
Воспитательная цель. Развивать творческую активность учащихся в процессе решения примеров. Воспитать интерес к математике, подбором различных типов заданий. Воспитывать сообразительность, смекалку, развивать гибкое мышление. Продолжать формировать у учащихся умение самокритично относиться к результатам выполненной работы.
Оборудование урока. Раздаточный материал. Сигнальные карточки, карточки-задания, копировальная бумага.
Наглядные пособия. Таблицы-задания, плакат-правила.
Вид занятия. Усвоение новых знаний. Закрепление новых знаний.
План урока
Организационный момент. 1 мин.
Проверка домашней работы. 3 мин.
Повторение. 8 мин.
Объяснение новой темы. 18-20 мин.
Закрепление. 25-27 мин.
Подведение итога работы. 3 мин.
Домашнее задание. 1 мин.
Экспресс-диктант. 10-13 мин
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашней работы. Сбор тетрадей.
3. Повторение (устно).
а) сравнить обыкновенные дроби (работа с сигнальными карточками).
4/5 и 3/5; 4/4 и 13/40; 1 и 3/2; 4/2 и 12/20; 3 5/6 и 5 5/6;
б) В каком разряде 4 единицы, 2 единицы…..?
57532, 4081
в) сравнить натуральные числа
99 и 1111; 544 и 534, 556 и 559; 4366 и 7366;
Как сравнить числа с одинаковым количеством цифр?
(Числа с одинаковым количеством цифр сравнивают поразрядно, начиная со старшего разряда. Плакат-правило).
Можно представить, что одноименные разряды «соревнуются», чьё разрядное слагаемое больше: единица с единицами, десятки с десятками и т.д.
4. Объяснение новой темы.
а) Каким знаком (>, < или =) следует заменить вопросительный знак между десятичными дробями на рисунке.
Плакат- задание
3425, 672678 ? 3425, 672478
14, 24000 ? 14, 24
Для ответа на этот вопрос нужно научиться сравнивать десятичные дроби.
12, 3 < 15,3
72,1 > 68,4 Почему?
Из двух десятичных дробей больше та, у которой больше целая часть.
13,5 > 13,4
0, 327 > 0,321
Почему?
Если же целые части сравниваемых дробей равны между собой, то сравнивают их дробную часть по разрядам.
3. 0,800 ? 0,8
1,32 ? 1,3
А как быть, если этих цифр разное количество? Если к десятичной дроби справа приписать один или несколько нулей, то значение дроби не изменится.
Обратно, если десятичная дробь оканчивается нулями, то эти нули можно отбросить, значение дроби от этого не изменится.
Рассмотрим три десятичные дроби:
Чем они отличаются друг от друга?
Только количеством нулей в конце записи.
А какие числа они обозначают?
Чтобы выяснить это, нужно записать для каждой из дробей сумму разрядных слагаемых.
1,25 = 1+ 2/10 + 5/100
1,250 = 1+ 2/10 + 5/100 1 25/100 = 1,25
1,2500 = 1+ 2/10 + 5/100
Во всех равенствах справа написана одна и та же сумма. Значит, все три дроби обозначают одно и то же число. Иначе, эти три дроби равны: 1,25 = 1,250 = 1,2500.
Десятичные дроби можно изображать на координатном луче так же, как и обыкновенные дроби. Например, чтобы изобразить на координатном луче десятичную дробь 0,5. сначала представим ее в виде обыкновенной дроби: 0,5 = 5/10. Затем отложим от начала луча пять десятых единичных отрезка. Получим точку А(0,5)
Равные десятичные дроби изображаются на координатном луче одной и той же точкой.
Меньшая десятичная дробь лежит на координатном луче левее большей, и большая – правее меньшей
б) Работа с учебником, с правилом.
А теперь попробуй ответить на вопрос, который был поставлен в начале объяснения: каким знаком (>, < или =) следует заменить вопросительный знак.
5. Закрепление.
№1
Сравните: Работа с сигнальными карточками
85.09 и 67,99
55,7 и 55,700
0,0025 и 0,00247
98,52 м и 65,39 м
149,63 кг и 150,08 кг
3,550С и 3,610С
6,784 ч и 6,718 ч
№ 2
Напишите десятичную дробь
а) с четырьмя знаками после запятой, равную 0,87
б) с пятью знаками после запятой, равную 0,541
в) с тремя знаками после запятой, равную 35
г) с двумя знаками после запятой, равную 8,40000
2 ученика работают на индивидуальных досках
№ 3
Смекалкин приготовился выполнять задание на сравнение чисел и переписал в тетрадь несколько пар чисел, между которыми нужно поставить знак > или <. Вдруг он нечаянно уронил тетрадь на мокрый пол. Записи размазались, и некоторые цифры стало невозможно разобрать. Вот что получилось:
а) 4,3 ** и 4,7**
б) **, 412 и *, 9*
в) 0,742 и 0,741*
г)*, *** и **,**
д) 95,0** и *4,*3*
Смекалкину понравилось, что он смог выполнить задание с размазанными цифрами. Ведь вместо задания получились загадки. Он сам решил придумать загадки с размазанными цифрами и предлагает вам. В следующих записях некоторые цифры размазаны. Нужно отгадать, какие это цифры.
а) 2,*1 и 2,02
б) 6,431 и 6,4*8
в) 1,34 и 1,3*
г) 4,*1 и 4,41
д) 4,5*8 и 4, 593
е) 5,657* и 5,68
Задание на плакате и на индивидуальных карточках.
Проверка-обоснование каждого поставленного знака.
№ 4
Я утверждаю:
а) 3,7 меньше, чем 3,278
ведь в первом числе цифр меньше, чем во втором.
б) 25,63 равно 2,563
Ведь у них одни и те же цифры идут в одном и том же порядке.
Исправьте мое утверждение
«Контрпример» (устно)
№ 5
Какие натуральные числа стоят между числами (письменно).
а) 3, 7 и 6,6
б) 18,2 и 19,8
в) 43 и 45,42
г) 15 и 18
6. Итог урока.
Как сравнить две десятичные дроби с разными целыми числами?
Как сравнить две десятичные дроби с одинаковыми целыми числами?
Как сравнить две десятичные дроби с равным количеством знаков после запятой?
7. Домашнее задание.
8. Экспресс-диктант.
Запишите числа короче
0,90 1,40
10,72000 61,610000
Сравните дроби
0,3 и 0,31 0,4 и 0,43
0,46 и 0,5 0,38 и 0,4
55,7 и 55,700 88,4 и 88,400
Расставьте в порядке
Убывания Возрастания
3,456; 3465; 8,149; 8,079; 0,453
Какие натуральные числа стоят между числами?
7,5 и 9,1 3,25 и 5,5
84 и 85,001 0,3 и 4
Поставьте цифры, чтобы было верно неравенство:
15,*2 > 15,62 4,60 < 4,*3
6,99 < *,01 *,1 > 6,8
Проверка экспресс-диктанта с доски
Дополнительное задание.
1. Напишите 3 примера своему соседу и проверь!
Литература:
Стратилатов П.В. «О системе работы учителя математики» Москва «Просвещение» 1984
Кабалевский Ю.Д. «Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике» 1988
Буланова Л.М., Дудницын Ю.П. «Проверочные задания по математике»,
Москва «Посвещение» 1992
В.Г. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики» Москва «Просвещение» 1990
Минаева С.С. «Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике» Москва «Просвещение» 1983
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дамбаева Валентина Матвеевна
→ dambaeva 04.10.2012 0 11217 1658 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.