Разработка модуля по геометрии "Признаки подобия треугольников"
РАЗРАБОТКА МОДУЛЯ ПО ГЕОМЕТРИИ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«ПРИЗНАКИ ПОДОБИЯ ТРЕУГОЛЬНИКОВ»
РАЗРАБОТАЛА:
учитель математики 1 категории
МОКУ «ЛАРБИНСКАЯ СОШ»
ХИЖАК АЛЛА АЛЕКСЕЕВНА
2013 г.
МОДУЛЬ «ПРИЗНАКИ ПОДОБИЯ ТРЕУГОЛЬНИКОВ»
ЦЕЛЬ: 1) знать формулировку признаков подобия треугольников;
2) уметь доказывать один из признаков подобия треугольников;
3) научиться применять признаки подобия треугольников;
4) отработать навык по решению задач по данной теме;
5) уметь анализировать, сравнивать, обобщать.
ХОД УРОКА
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: сформулировать понятия подобия, свойства преобразований подобия, гомотетии и гомотетичных фигур.
Обратить внимание на то, чем может быть задана гомотетия:
указанием центра гомотетии и коэффициента гомотетии;
двумя парами соответствующих точек.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Ввиду общности идеи доказательства признаков подобия треугольников целесообразно рассмотреть все три теоремы одновременно, используя единую схему – рисунок и общий план доказательства каждой из теорем.
Прежде чем приступить к непосредственному изучению признаков подобия треугольников, полезно предварительно провести подготовительную работу с классом:
а) повторить признаки равенства треугольников;
б) сформулировать определение подобных треугольников, исходя из общего определения подобных фигур.
Важно обратить внимание на порядок записи вершин подобных треугольников и пропорциональности сторон, предложив учащимся упражнения:
Дано: ∆ MNR ∞ ∆ АВС. Укажите, какие углы равны и какие
стороны пропорциональны.
Два треугольника подобны. Два угла одного треугольника 100 и 60 . Чему равен меньший угол второго треугольника?
3.Сравните определения равных и подобных треугольников.
Что можно сказать о соответствующих углах в том и другом случаях? О соответствующих сторонах?
Лабораторная работа.
Цель работы: Исходя из названий признаков равенства треугольников и определения подобных треугольников, дать по аналогии названия признакам подобия треугольников и сформулировать их.
Учитель заранее вычерчивает на доске таблицу, которую учащиеся воспроизводят в рабочих тетрадях и заполняют ее Таблица сравнения признаков равенства и подобия треугольников
|
Признаки равенства треугольников |
Признаки подобия треугольников |
|||
|
Условие теоремы |
Название признака |
Условие теоремы |
Название признака |
Формулировка признака |
|
Дано: АВ = А1 В1 АС = А1 С1 , угол А равен углу А1. Доказать: ∆АВС = ∆А1В1С1.
Дано: АВ = А1В!, АС = А1С1, ВС = В1С1. Доказать: ∆АВС = ∆А1В1С1.
Дано: Угол А равен углу А1, угол В равен углу В1, АВ = А1В1. Доказать: ∆АВС = ∆А1В1С1. |
|
Дано: АВ = к А1В1, АС = к А1С1, Угол А равен углу А1. Доказать: ∆АВС ∞∆А1В1С1.
Дано: АВ = к А1В1, АС = к А1С1, ВС = к В1С1. Доказать: ∆АВС ∞∆А1В1С1.
Дано: Угол А равен углу А1, Угол В равен углу В1, АВ = к А1В1. Доказать: ∆АВС ∞∆А1В1С1.
|
|
|
Дополнительные вопросы:
Сколько соответствующих пар равных элементов указывается в условиях признаков равенства элементов? Почему?
Есть ли отличия в условиях признаков подобия треугольников? Чем они объяснимы? Существенны ли они?
111.ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПРИЗНАКОВ ПОДОБИЯ ТРЕУГОЛЬНИКОВ.
К ласс получает задание: прочитать в учебнике доказательство одного из признаков и составить план основных этапов доказательства.
АААА
А С
В2 2
1
В
В1
В результате обсуждения работы над составлением плана доказательства делается вывод, что во всех трех теоремах можно выделить три этапа доказательства (учащиеся записывают их в тетради):
∆ А В С → ∆ А2 В2 С2 , где к =
∆ А2 В2С 2 = ∆АВС – по одному из признаков равенства треугольников (см. таблицу).
∆ АВС ∞ ∆ А1 В1 С 1 - по определению подобия.
Далее учащиеся совместно с учителем приступают к подробному обоснованию каждого из этапов доказательства всех теорем и записывают его в тетрадях, заполняя такую таблицу:
|
Доказательство признаков подобия треугольников |
|||
|
|
по двум углам |
по двум сторонам и углу между ними |
по трем сторонам |
|
1 11 111 |
|
|
|
Проверка усвоения признаков подобия треугольников.
Подобны ли прямоугольные треугольники, если в одном из них имеется угол 42 , а в другом – угол 48 ?
Н а рисунке параллельные прямые показаны одинаково направленными стрелками. Найти на этих рисунках подобные треугольники и объяснить, почему они подобны?
В В С
В1
В2
А С
А1 А2 А Д
1У. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Д ля первичного закрепления изученной теории учащимся предлагаются упражнения: 1.Дано: АВ МN (рис.2) Доказать: ∆ ОАВ ∞ ∆ ОNM. Как найти коэффициент подобия треугольников?
М
А
О
В N
рис.2 2.Подобны ли треугольники АВС и А1 В1 С1 если:
а) АВ=10 см; АС=6см; А1 В1=5см; А 1С1 =3см; угол А равен углу А1;
б) АВ=2м; АС=3 м; ВС= 4м; А1 В1 =6 м; А1 С1 =9 м; В1 С 1=8 м?
3. Подобны ли любые два равносторонних треугольника?
4. Известно, что у треугольников АВС и А1 В1 С1 угол А равен углу А1; угол В равен углу В1; АВ=5 м; ВС=7 м; А1 В1 =10 м; А1 С1 =8 м. Найдите
АС и В1С1.
5.Имеет ли место следующий признак подобия треугольников: если две стороны одного треугольника пропорциональны двум сторонам другого треугольника, и один из углов одного треугольника равен какому-то углу другого, то такие треугольники подобны?
Ответ. Нет. Для обоснования ответа достаточно привести пример, противоречащий данному утверждению.
6.Продолжите фразу: «Два равнобедренных треугольника подобны, если…». Сколько вы нашли вариантов ответа?
ПРИМЕЧАНИЕ. Упражнения 1 – 4 относятся к обязательному уровню усвоения.
У. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Решение задач (см. рабочую тетрадь)
Тип 1.Задачи в чертежах на нахождение подобных треугольников, где нужно назвать по какому признаку подобны эти треугольники.
№№ 13, 28, 37.
Тип 2. Вычислительные задачи
Инструкция №1 к применению:
Чтобы найти неизвестные стороны подобных треугольников, нужно:
записать пропорциональность сходственных сторон,
подставить значения известных сторон,
вычислить неизвестную сторону, решив пропорцию.
Например:
Дано: ∆ АВС ∞ ∆ МРК, АВ=12, ВС=15, РК=40, МК=24.
Найти: МР и АС.
Р е ш е н и е:
Так как ∆ АВС ∞ ∆ МРК, то .
Тогда .
Из пропорции имеем
15 МР = 12∙40, МР = , МР = 32.
Из пропорции = имеем
40 АС = 15 24, АС = , АС =9.
Ответ: АС = 9, МР =32.
Инструкция №2 к применению:
Чтобы записать пропорциональность сходственных сторон подобных треугольников, нужно:
выяснить, при каких вершинах углы равны,
определить, какие стороны являются сходственными (лежат против равных углов),
записать пропорцию, где в числителях – стороны одного треугольника, а в знаменателях – сходственные им стороны другого.
№№14, 16, 17, 29, 30, 38, 39.
Тип 3. Задачи на доказательство
№№ 15, 31.
Инструкция №3 к применению:
При доказательстве подобия треугольников часто используют свойства углов при параллельных прямых ( см. рис.3, 4).
О
А В
М Р Р
С М
К Е
рис.3 рис.4
1 .Если МР КЕ, то угол ОМР равен углу ОКЕ (как соответственные при параллельных прямых МР и КЕ и секущей МК).
Тогда у треугольников ОМР и ОКЕ: угол О – общий и угол ОМР равен углу ОКЕ т.е. треугольник ОМР подобен треугольнику ОКЕ по двум углам (рис.3)
2 .Если АВ СМ, то угол РСМ равен углу РВА (как внутренние накрест лежащие при параллельных прямых АВ и СМ и секущей ВС).
Тогда у треугольников РАВ и РМС: угол РСМ равен углу РВА и угол СРМ равен углу ВРА (как вертикальные углы), т.е. треугольник РАВ подобен треугольнику РМС по двум углам (рис.4).
Работа с учебником.
Решение задач №№ 12,18, 20, 24, 35, 44.
У1. ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
В треугольнике МЕК проведена прямая ЕР так, что угол ЕРК равен углу МЕК. Докажите, что треугольник ЕРК подобен треугольнику МЕК.
В треугольнике РЕК ОD РК. Докажите, что треугольник ОЕD подобен треугольнику РЕК.
Д ан треугольник КМN. Через точку О на стороне К N и точку Р на стороне КМ проведена прямая, причем ОР МN:
Докажите, что треугольник КМ N подобен треугольнику КРО.
Найдите длину отрезка ОР, если: а) М N =20 см; РК=12 см; КМ = 16 см; б) ОК = 12 см; К N =16 см; М N = 24 см.
В трапеции ВCDЕ с основаниями ВЕ и СD диагонали пересекаются в точке Н:
Доказать, что треугольник ВНЕ подобен треугольнику DНС.
Найти СD , если: а) ВЕ = 32 см; ВН = 28 см; НД = 21 см;
б) ВЕ = 36 см; ЕН = 32 см; СН = 24 см.
5. Диагонали трапеции АС и ВD пересекаются в точке О. ВС=5 см,
АD = 15 см, ВD = 12 см. Найдите ВО и ОD .
6.Через точку Е стороны КD треугольника F К D проведена прямая, параллельная стороне FК и пересекающая сторону FD в точке О.Найдите ОЕ, если F К = 15 дм, F О = 4 дм, ОD = 8 дм.
ЛИТЕРАТУРА:
А.В. Погорелов, Геометрия, 7-9 класс, изд-во «Просвещение», Москва, 2012.
Ю.П. Дудницын, Геометрия, рабочая тетрадь, изд-во «Просвещение», Москва, 2008.
Т.И. Купорова, Геометрия, 9 класс, поурочные планы, изд-во «Учитель», Волгоград, 2001.
Н. Б.Мельникова, Г.Б. Лудина, Н.М. Лепихова, Геометрия, Дидактические материалы для 7-9 классов, «Мнемозина», Москва, 1999.
В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева, Геометрия, Карточки для проведения контрольных работ и зачетов, «Вербум-М», Москва, 2001.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Хижак Алла Алексеевна
→ allahijak |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.