Урок по алгебре "Взаимное расположение графиков функции"; 7 класс
Урок алгебры в 7 классе
с применением графического калькулятора CASIO по теме:
«Взаимное расположение графиков линейной функции».
Шаповалова Светлана Владимировна,
учитель математики, лицей «РИТМ»
город Хабаровск
Урок разработан для 7 класса (общеобразовательного).
Урок соответствует системно - деятельностному подходу в обучении, способствует проявлению самостоятельности на репродуктивном и творческом уровне, активности, а также продвижению в умственном развитии. Учащиеся вырабатывают навык поведения при работе в группах: учебное сотрудничество, умение договориться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности, соревнование между группами. Каждый этап урока формирует универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. На уроке предполагается непосредственная индивидуальная помощь учащимся со стороны учителя и одноклассников и опосредованная с помощью карт - подсказок.
Учащиеся на уроке научились контролировать и самооценивать свою деятельность, самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.
Цель урока: учащиеся будут уметь делать выводы как минимум о взаимном расположении графиков линейных функций при сравнении коэффициентов К, как максимум при сравнении значений коэффициентов К и В
Цель достигается через применение различных технологий: технологию сотрудничества (учитель - ученик), технологию индивидуализации обучения (оказание индивидуальной помощи со стороны учителя и одноклассников), технология развивающего обучения, групповые формы работы, дифференцированное обучение, технология оценивания деятельности, личностно- ориентированная технология, технология интерактивного обучения.
Задачи:
-организовать контроль и самоконтроль учащихся по овладению понятием взаимного расположения графиков линейных функций.
-создать условия для формирования учебно-универсальных действий общения и сотрудничества со сверстниками при формулировке выводов как минимум о взаимном расположении графиков при сравнении коэффициентов К, как максимум при сравнении значений коэффициентов К и В
На первом этапе урока (вводная часть) деятельность учителя заключается в организации самоконтроля ученика по овладению основными понятиями: линейная функция, график линейной функции, прямая пропорциональность, график прямой пропорциональности, как зависит расположение графика линейной функции от коэффициента к, какая существует связь между значением в и ординатой точки пересечения прямой с осью ординат, приращение в опыте ученика – научиться отличать линейную функцию от других видов функций, определять знак коэффициента к, сравнивать значения коэффициентов к.
На втором этапе (основная часть) деятельность учителя заключается в: а)организации работы в группах для исследования взаимного расположения графиков линейных функций(приращение в опыте ученика-применять калькулятор CASIO для построения графиков линейных функций и попытаться сформулировать выводы о взаимном расположении графиков при различных значениях коэффициентов K и В), б) организации поисково-исследовательской деятельности учащихся с целью совершенствования умений выполнять нестандартные задания(приращение в опыте ученика - выявление уровня владения умением решать нестандартные задания и постановка задач по совершенствованию).
На третьем этапе(обобщающая часть) деятельность учителя заключается в организации интерактивной работы в классе для обеспечения формирования универсальных учебных действий: общения и сотрудничества со сверстниками при формулировании выводов как минимум о взаимном расположении графиков при сравнении коэффициентов К, как максимум при сравнении значений коэффициентов К и В, приращение в опыте ученика - ученик сможет приобрести опыт общения и сотрудничества со сверстниками при обсуждении выводов о взаимном расположении графиков функций. Получит возможность проявить свои способности при построении графиков с помощью калькулятора CASIO и формулировании выводов как минимум о взаимном расположении графиков при сравнении коэффициентов К, как максимум при сравнении значений коэффициентов К и В и оценить правильность своих рассуждений.
На четвертом этапе (заключительная часть) деятельность учителя: а) организация самооценивания учащихся по достижению цели урока посредством тестирования, приращение в опыте ученика - оценивание уровня личных достижений цели урока; б) напоминание о домашнем задании: исследовать взаимное расположение графиков линейных функций, угловые коэффициенты которых взаимно обратные числа, взятые с противоположным знаком.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование:
Графические калькуляторы «CASIO» (у каждого ученика).
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.
Компьютерные программы: fs Emulator, презентация «Взаимное расположение графиков линейных функций».
Раздаточный материал (памятка для работы с калькулятором, опорный конспект (для домашнего задания).
Продолжительность урока: 40 минут.
Ход урока:
Вводная часть. (весь урок проходит в сопровождении презентации «Взаимное расположение графиков линейных функций»).
Задание 1.
- Какие из перечисленных функций являются линейными:
- Почему, функция, записанная под буквой ж) не является линейной?
- Сделайте вывод.
- Что является графиком линейной функции?
- Сколько точек необходимо для построения графика линейной функции?
Задание 2.
- Какая функция называется прямой пропорциональностью?
- Можно ли утверждать, что прямая пропорциональность является частным случаем линейной функцией?
- Что является графиком прямой пропорциональности?
- Сколько точек, кроме начала координат необходимо задать для построения графика прямой пропорциональности?
- Сравнить k1 и k2.
Задание 3.
а) определите знак коэффициента к для каждого графика;
б) сравните к1 и к2;
в) сравните к1 и к3;
г) сравните к2 и к3.
(при выполнении задания учащиеся затрудняются сравнить коэффициенты К для прямых, не проходящих через начало координат).
Первая трудность, возникающая у учащихся: как расположение графика линейной функции на координатной плоскости зависит от коэффициента К.
Задание 4.
- На каком чертеже изображен график функции у=-3х-5?
Вторая трудность, возникающая у учащихся: какая существует связь между значением «в» и ординатой точки пересечения прямой с осью ординат.
Задание 5.
- Расположите значения к1 , к2 , к3 в порядке возрастания.
Третья
трудность, возникающая у учащихся:
как
сравнивать угловые коэффициенты прямых,
если прямые пересекаются и не являются
графиками прямой пропорциональности,
причем две прямые пересекающиеся, а
одна горизонтальная.
Ели
дети этого не заметят, то в уроке
предусмотрено возращение к этим задачам,
после работы в группах.
Формулируем проблемы:
Выяснить при каких значениях коэффициента к графики линейных функций параллельны и пересекаются.
Выяснить существует ли связь между значением в и координатами точек пересечения графика с осями координат.
Итак, проблемы намечены, сформулированы. Уточняем тему урока. «Расположение графиков линейной функции относительно друг друга и относительно осей координат».
Теперь необходимо решить возникшие проблемы.
II. Основная часть (работа с калькулятором).
Для решения поставленных проблем класс разбивается на три группы, каждый ученик получает калькулятор и задания для исследования взаимного расположения графиков линейной функции.
Каждый учащийся должен построить графики на графическом калькуляторе CASIO и попытаться сформулировать выводы о взаимном расположении графиков при различных значениях коэффициентов К и В. Для работы на калькуляторе каждый ученик получает памятку с необходимыми клавишами.
III. Обобщающая часть (выступление представителей групп - выполненные задания проецируются на доску и сравниваются с верным решением. Каждый представитель групп формулирует выводы, которые получили участники группы в ходе выполнения задания).
Этап работы с графическим калькулятором.
1. Учащиеся выполняют действия на калькуляторе (предполагается, что они знакомы с основными функциями калькулятора).
Группа 1.
Построить графики функций:
1. у=5х, у=5х+3, у=5х-3;
2. у=х, у=2х+2;
3) у=2.
Комментарии к выполнению задания:
(При построении графиков учащимся предлагается использовать калькулятор CASIO).
Войдем в режим GRAPH и введем данные в калькулятор.
1.
2
3.
Группа 2.
Построить графики функций:
1. у=-2х, у=-2х-2, у=-2х+1;
2. у=4х+1, у=-3х;
3) у=2.
Комментарии к выполнению задания:
(При построении графиков учащимся предлагается использовать калькулятор CASIO).
Войдем в режим GRAPH и введем данные в калькулятор.
Группа 3.
Построить графики функций:
1. у=-х+2, у=4х+1;
2. у=6х, у=6х-3, у=6х+2;
3) у=-1.
Комментарии к выполнению задания:
(При построении графиков учащимся предлагается использовать калькулятор CASIO).
Войдем в режим GRAPH и введем данные в калькулятор.
После выполнения задания учащиеся делают выводы:
Если коэффициенты К1 и К2 равны, то графики линейных функций параллельны;
Если К1 и К2 различные, то графики линейных функций пересекаются;
Если К=о, то график линейной функции параллелен оси ОХ.
Задание всему классу.
Постройте с помощью калькулятора графики следующих функций: у= 0,5х-2 и у= -2+0,5х
Выберите разный стиль изображения графиков с помощью клавиши (STYL)
Делают вывод:
Если коэффициенты К и В одинаковые, то прямые совпадают.
Учащимся предлагается записать выводы, полученные в ходе работы, в тетрадь.
Выводы (слайд 17):
Если коэффициенты к и в равны, то прямые совпадают.
Если коэффициенты к равны, а коэффициенты в различны, то прямые параллельны.
Если коэффициенты к различны, то прямые пересекаются
Если к>0, то угол наклона к положительному направлению оси Х – острый.
Если к<0, то угол – тупой.
Если к =0, то прямая параллельна оси Х.
Коэффициент в – это ордината точки пересечения графика с осью У.
IV. Заключительная часть
а) Работа с заданиями для контроля усвоенного и проведения закрепления материала.
Задание 1. (возвращение к слайдам №3,4,7)
Задание 2. (Выполняет каждый ученик на отдельном листе, для проверки обмениваются с соседом по парте).
Проверка полученных результатов осуществляется с помощью презентации (слайд №18).
( Дети оценивают свою работу в группе на уроке.
Предлагается вывод урока в виде стихотворения.
Среди
многих функций
Есть одна нужнейшая
Важная,
старейшая.
Зовем ее линейная
Графиком
которой
Является прямая,
Строгая,
красивая,
Бесконечная такая.
Если
k1
равно k2,
Прямые
параллельные тогда.
А при этом b1
равно b2,
То
прямые совпадут тогда.
При
k1,
не равном k2,
Прямые
пересекаются всегда,
А при этом b1
равно b2,
Точка
пересечения известна нам тогда.
б) Комментарии учителя по домашнему заданию.
Исследовать взаимное расположение графиков линейных функций, угловые коэффициенты которых взаимно обратные числа, взятые с противоположными знаками
Заполнить карточку «Опорный конспект» о расположении графиков линейной функции относительно друг друга и относительно осей координат»
Опорный конспект о расположении графиков линейной функции относительно друг друга и относительно осей координат
1. Изобразите схематично графики линейных функций, для которых выполнены условия:
а) б) в)
г) д) е)
ж) з) и)
Условие определите сами.
к) к1 и к2 взаимно обратные числа, взятые с противоположными знаками
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шаповалова Светлана Владимировна
→ Svetlanash_73 26.11.2013 0 3152 497 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.