Урок геометрии "Прямая и отрезок"; 7 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №46 Г. КАЛУГИ
Геометрия
Разработка урока геометрии на тему "Прямая и отрезок" для 7 класса.
Работу выполнила
Левковская
Анастасия Сергеевна
Учитель математики
Г. Калуга
2013
Урок по геометрии на тему:
«Прямая и отрезок».
Данный урок является первым уроком геометрии в 7 классе.
Цели урока:
Образовательные:
Повторить взаимное расположение точек и прямых,
Формировать понятия «прямая», «отрезок».
Развивающие:
Формирование следующих мыслительных операций – анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Формирование и развитие поисково-познавательной деятельности.
Воспитательные:
Формирование положительной мотивации учения.
Воспитание внимания.
Структура урока:
Этап актуализации знаний.
Мобилизующее начало.
Фронтальная беседа с целью знакомства с новым разделом математики - геометрией.
Этап формирования новых знаний и способов действия.
Формирование понятий «прямая», «отрезок».
Закрепление изученного материала.
Этап актуализации знаний.
Мобилизующее начало.
Фронтальная беседа с целью знакомства с новым предметом «геометрия».
Учитель: До сегодняшнего дня мы изучали такую науку как математика. Но теперь мы разделим математику на 2 раздела, которые будем изучать по отдельности. Что это за разделы?
Ученик: Алгебра и геометрия.
Учитель: Что изучает алгебра?
Ученик: Числа и уравнения.
Учитель: Что изучает геометрия?
Ученик: Геометрические фигуры.
Учитель: Так что же такое геометрия?
Ученик: Геометрия – раздел математики, занимающийся изучением геометрических фигур.
Учитель: Какие геометрические фигуры вам уже известны?
Ребята называют геометрические фигуры, а учитель их записывает в 2 группы следующим образом:
Прямая Отрезок Прямоугольник Квадрат |
Куб Цилиндр Шар Конус |
Учитель: По какому признаку я разделила данные фигуры на 2 группы?
Ученик: В 1 группе – фигуры, существующие на плоскости, во 2 группе – фигуры, существующие в пространстве.
Учитель: Геометрия так же делится на 2 раздела – планиметрия и стереометрия.
Планиметрия – это раздел геометрии, в котором рассматриваются фигуры на плоскости.
Стереометрия – это раздел геометрии, в котором рассматриваются фигуры в пространстве.
Мы начнём изучение геометрии с планиметрии.
Этап формирования новых знаний и способов действия.
Формирование понятий «прямая», «отрезок».
Учитель: Посмотрите на рисунки. Какая геометрическая фигура изображена на данных рисунках?
Ученик: Это линия.
Учитель: Из этих рисунков видно, что мир линий очень разнообразен. Но существует линия, с которой мы наиболее часто встречаемся в окружающей нас действительности. Представление об этой линии нам могут дать следующие предметы: канат, луч солнца…
Как называется эта линия?
Ученик: Прямая.
Учитель: С помощью какого инструмента мы можем изобразить прямую в тетради?
Ученик: Линейка.
Учитель: Сможем ли мы изобразить в тетради целиком всю прямую? Почему?
Ученик: Нет, мы можем изобразить лишь часть прямой, а вся прямая простирается бесконечно в обе стороны.
Задание 1.
Начертите прямую.
Как можно обозначить данную прямую? Как её можно назвать?
Отметьте точки С, М, не лежащие на данной прямой и точки D, E, K, лежащие на этой прямой.
Учитель: В математике существуют специальные символы, позволяющие кратко записать какое-либо утверждение. Это символы и .
Означают, соответственно, «принадлежит » и «не принадлежит» и называются символами принадлежности.
Задание 1.
Используя символы принадлежности, запишите предложение:
Точка D принадлежит прямой АВ, точка С не принадлежит прямой АВ, точка Е принадлежит прямой a, точка М не принадлежит прямой a.
З
M
А
b
R
N
B C
Учитель: Отметьте в тетради одну точку А и проведите через ней прямую. Можно ли провести через эту точку другую прямую? Сколько таких прямых можно провести через точку А? Сделайте вывод.
Ученик: Через одну точку можно провести множество прямых.
Учитель: Отметьте в тетради две точки В и С. И проведите через них прямую. Можно ли провести через две данные точки другую прямую? Сделайте вывод.
Ученик: Через любые две точки можно провести прямую, и притом только одну.
Учитель: Начертите прямые XY и MK, пересекающие в точке О.
Как вы думаете, сколько общих точек могут иметь две прямые?
Ученик: Две прямые могут иметь или одну общую точку или ни одной общей точки.
Учитель: Для того, чтобы кратко записать, что XY и MK пересекаются в точке О, используют символ .
Получаем: .
Запишите следующие предложения на математическом языке:
Прямая AB пересекает прямую CD в точке N
Прямая LM пересекает прямую YZ в точке C
Прямая FE пересекает прямую KL в точке A
Учитель: Нарисуйте прямую k, отметьте на этой прямой 2 точки А и В. Как называется часть прямой, ограниченная этими точками?
Ученик: Отрезок.
Учитель: Дайте название этому отрезку.
Ученик: АВ или ВА.
Учитель: Сформулируйте определение отрезка.
Ученик: Отрезок – часть прямой, ограниченная двумя точками.
Учитель: На прямой a отметьте последовательно точки A, B, C, D. Запишите все получившиеся отрезки.
Закрепление изученного материала.
Учебник № 2,4,6
Домашнее задание: №1,3,5
Источники:
Учебник для общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9 класс», Москва «Просвещение», 2013 г, авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.
Дидактические материалы по геометрии 7 класс, Москва «Просвещение», 2013 г, авторы – Б.Г. Зив, В.М. Мейлер и др.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Левковская Анастасия Сергеевна
→ Nastya89 12.12.2013 0 5792 854 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.