Урок математики "Простые и составные числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное"; 5 класс


Урок №1.

Тема: Простые и составные числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное.

Цели урока.

  1. Образовательные цели: ввести определения простого и составного чисел. Ознакомить с правилом нахождения НОД, НОК.

  2. Развивающие цели: развитие познавательного интереса к нахождению делителей натуральных чисел.

  3. Воспитательные цели: формирование навыков самоконтроля, дисциплинированности, чувства ответственности.





Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

  1. Постановка цели урока перед учащимися. Слайд 2.

  2. Эпиграф сегодняшнего урока: «Числа управляют миром», – говорили пифагорейцы. Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней.

А. Дородницын Слайд 3.

  1. Повторение.

Давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущих уроках? Продолжите, пожалуйста, фразу: Слайды 4,5

  • Числа, употребляемые при подсчете предметов… (гиперссылка на ответ)

  • Говорят, что число а делится на b нацело, если существует такое натуральное число с… (гиперссылка на ответ)

  • Если один из множителей делится на некоторое число, то и … (гиперссылка на ответ)

  • Если первое число делится на второе, а второе делится на третье, то… (гиперссылка на ответ)

  • Если каждое из двух чисел делится на некоторое число, то… (гиперссылка на ответ)

  • Если одно из двух чисел делится на некоторое число, а другое на него не делится, то… (гиперссылка на ответ)

  • Если число оканчивается одной из цифр 0,2,4,6,8, то… (гиперссылка на ответ)

  • Число делится на 3, если… (гиперссылка на ответ)

  • Число делится на 4, если… (гиперссылка на ответ)

  • Число делится на 5, если… (гиперссылка на ответ)

  • Число делится на 9, если… (гиперссылка на ответ)

  • Число делится на 10, если… (гиперссылка на ответ)

Ребята, открыли тетради и записали число и тему урока.

Если натуральное число а делится на натуральное число b, то число b называют делителем числа а. Слайд 5.



  1. Назовите все делители числа: Слайд 6.

  • 2

  • 3

  • 5

  • 7

  • 11

  1. Ребята, что общего у всех этих чисел?

Натуральное число, которое больше 1 и делится только на 1 и само себя называется простым числом. ( Записали в тетрадь).

Чем отличаются от простых чисел следующие числа

4, 6, 25, 36

Непростые натуральные числа, большие 1, называются составными.

( Записали в тетрадь). Слайд 8.



  1. В книге «Начала» древнегреческого ученого Евклида доказано, что простых чисел бесконечно много. Во 2 веке до н.э. древнегреческий ученый Эратосфен предложил довольно лёгкий способ отыскания простых чисел. Немного изменяя способ Эратосфена, запишем числа от 1 до36 в таблицу по 6 чисел в строке. 1 не простое число и не составное - вычеркнем его. Число 2 простое - обведем его в кружок, а все числа кратные ему вычеркнем. Первое из не зачеркнутых чисел 3, оно простое - обведем его в кружок, а все не зачеркнутые числа, кратные ему вычеркнем. Теперь первое из не зачеркнутых чисел 5. Оно простое - обведем его в кружок. А все не зачеркнутые числа, кратные ему вычеркнем.

Аналогичные рассуждения можно провести, если взять больше чисел. Слайд 9.

  1. Ребята, назовите, пожалуйста, все делители числа 12. (1,2,3,4,6,12)

Простой делитель – если делитель простое число. ( Записали в тетрадь). Слайд 10.



  1. Каждое составное число можно представить в виде произведения его простых делителей. Слайд 12

Разложить число на простые множители - значит представить его в виде произведения различных его простых делителей или их степеней.

Покажем, как можно разложить на простые множители число 24. Записали в тетрадь:

2 4 2

12 2

6 2

3 3

1

24= 23*3

  1. Наши глаза очень устали. Давайте, ребята, выполним несколько несложных упражнений. Слайд 13.

Пауза при утомлении глаз:

  • Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.

  • Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.

Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.

  1. На какое наибольшее количество ребят можно разделить поровну 12 яблок и 18 конфет? Слайд 13.

Ребята! Чтобы узнать на какое наибольшее количество ребят можно разделить яблоки и конфеты, мы должны найти все делители чисел 12 и 18 и выбрать среди них наибольший.

12: 1,2,3,4,6,12

18:1,2,3,6,18

общие делители чисел 12 и 18 : 1,2,3,6

наибольший общий делитель чисел 12 и 18 : 6

Существует алгоритм нахождения НОД. Записали в тетрадь:

Слайды 14, 15,16

1 2 2 18 2 Признак делимости на 2 .

6 2 9 3 Признак делимости на 3.

3 3 3 3

1 1

Ребята, найдем одинаковые множители . У одного из чисел возьмем их в кружок. Найдем произведение тех множителей, которые взяли в кружок.

  1. Найти НОД (5,7) Слайд 17.

5 5 7 7

  1. 1 НОД (5,7) = 1



Ответ: 1.

Числа, не имеющие общих простых делителей, называются взаимно простыми числами. ( Записали в тетрадь).

  1. Какое наименьшее количество яблок нужно взять, чтобы их можно было поделить между 12 и 9 детьми поровну? Слайд 18.

Ребята! Чтобы узнать на какое наименьшее количество яблок нужно взять, чтобы их можно было поделить между 12 и 9 детьми поровну, надо выписать числа кратные 12 и 9 и выбрать среди них наименьшее. Слайд 18.

12: 12, 24,36,48….

9 : 9, 18,27, 36,45 …

Наименьшее общее кратное чисел 12 и 9 – 36.



Существует алгоритм нахождения НОК. Записали в тетрадь:

Слайд 19,20

19. Практический способ нахождения НОК. Слайд 21.

  • Если большее из данных чисел делится на наименьшее, то оно есть НОК.

  • А если нет, то мы умножаем большее из данных чисел на 2, 3, 4…, пока не получим число, кратное меньшему числу.

Например: НОК (12,9)

12 не делится нацело на 9,

12*2 =24, 24 не делится на 9,

12*3=36, 36:9=4, значит НОК (12,9)= 36

20. Домашнее задание. Слайд 22

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

ПОДГОТОВИТЬ ОТВЕТЫ К НОМЕРАМ В СЕРЫХ ПРЯМОУГОЛЬНИКАХ В ПУНКТАХ № 3.3, 3.4, 3.5, 3.6

21. СПАСИБО ЗА УРОК! ДО СВИДАНИЯ! Слайд 23.



Слайд 1
НОД.НОК Подготовила учитель математики МБОУ СОШ № 46 г. Владикавказа Ленц Светлана Павловна
Слайд 2
Цели урока:  Введение определения простого и составного чисел. Ознакомить с правилом нахождения НОД, НОК. Развитие познавательного интереса к нахождению делителей натуральных чисел. Формирование навыков самоконтроля, дисциплинированности, чувства ответственности.
Слайд 3
«Числа управляют миром», – говорили  пифагорейцы. Но числа дают  возможность человеку управлять  миром, и в этом нас убеждает весь ход  развития науки и техники наших дней.  А. Дородницын
Слайд 4
Повторение: • Числа, употребляемые при подсчете предметов… • Говорят, что число а делится на b нацело, если существует такое натуральное число с,… • Если один из множителей делится на некоторое число, то и … • Если первое число делится на второе, а второе делится на третье, то… • Если каждое из двух чисел делится на некоторое число, то… • Если одно из двух чисел делится на некоторое число, а другое на него не делится, то…
Слайд 5
• Если число оканчивается одной из цифр 0,2,4,6,8, то… • Число делится на 3, если… • Число делится на 4, если… • Число делится на 5, если… • Число делится на 9, если… • Число делится на 10, если…
Слайд 6
• Если натуральное число а делится на натуральное число b, то число b называют делителем числа а.
Слайд 7
Назовите все делители числа: • 2 • 3 • 5 • 7 • 11
Слайд 8
Натуральное число, которое больше 1 и делится только на 1 и само себя называется простым числом.
Слайд 9
Чем отличаются от простых чисел следующие числа • 4, 6, 25, 36 Непростые натуральные числа, большие 1, называются составными.
Слайд 10
Решето Эратосфена. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
Слайд 11
Делители 12: 1, 2, 3, 4, 6, 12 делитель – это когда он • Простой является простым числом.
Слайд 12
Разложить число на простые множителизначит представить его в виде произведения различных его простых делителей или их степеней. • 24 12 6 3 1 2 2 2 3 24 = 23 3
Слайд 13
Пауза при утомлении глаз: • Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. • Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 1012 секунд. Повторять 3 раза. • Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.
Слайд 14
На какое наибольшее количество ребят можно разделить поровну 12 яблок и 18 конфет? Общие 12 : 1,2,3,4,6,12 делители 18: 1,2,3,6,9,18 : 1,2,3,6
Слайд 15
• 12 2 6 2 3 3 1 Алгоритм нахождения НОД 18 2 9 3 3 3 1 НОД(12, 18)=2*3=6
Слайд 16
Алгоритм нахождение наибольшего общего делителя: 1. Разложить данные числа на простые множители. 2. Найти в разложении данных чисел одинаковые множители . 3. В разложении одного из чисел взять их в кружок. 4. Найти произведение тех множителей, которые взяли в кружок.
Слайд 17
Найти НОД (5,7) • 5 5 1 7 7 1 НОД (5,7) = 1 Числа, не имеющие общих простых делителей, называются взаимно простыми числами.
Слайд 18
Какое наименьшее количество яблок нужно взять, чтобы их можно было поделить и между 12 и 9 детьми поровну? 12: 12, 24,36,48… 9 : 9, 18,27, 36,45 …
Слайд 19
• 12 2 6 2 3 3 1 Алгоритм нахождения 9 3 НОК 3 3 1 НОК (12, 9) = 22 32 = 36
Слайд 20
Алгоритм нахождение наименьшего общего кратного: 1. Разложить данные числа на простые множители. 2. В разложениях данных чисел найти одинаковые множители . 3. У одного из чисел взять их в кружок. 4. Найти произведение тех множителей, которые не взяли в кружок.
Слайд 21
Практический способ нахождения НОК • Если большее из данных чисел делится на наименьшее, то оно есть НОК. • А если нет, то мы умножаем большее из данных чисел на 2, 3, 4…, пока не получим число, кратное меньшему числу. Например: НОК (12,9) 12 не делится нацело на 9, 12*2 =24, 24 не делится на 9, 12*3=36, 36:9=4, значит НОК (12,9)= 36
Слайд 22
ЗАДАНИЕ НА ДОМ: • ПОДГОТОВИТЬ ОТВЕТЫ К НОМЕРАМ В СЕРЫХ ПРЯМОУГОЛЬНИКАХ В ПУНКТАХ № 3.3, 3.4, 3.5, 3.6
Слайд 23
СПАСИБО ЗА УРОК!
Слайд 24
Источник шаблона:Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов МОУ – лицей №21 г. Иванова http://pedsovet.su/ Рамка: сканированное изображение благодарности за активное участие в жизни класса, ЗАО «Мир поздравлений» (обработка в Adobe Photoshop); Портфель (титульный слайд): http://www.allforchildren.ru/pictures/showimg/school22/school2230jpg .htm ручка: http://radikal.ru/F/i004.radikal.ru/0809/d8/3f826cb5db36.png.html Книга для создания списка: http://s45.radikal.ru/i107/0908/42/0da65f8f2b9e.png картинки Незнайка и Знайка http://karmanform.ucoz.ru физминутка Ткачева Ирина Алексеевна сетевое сообщество учителей ИнтерГу.Ру. http://www.intergu.ru

Полный текст материала Урок математики "Простые и составные числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: ленц светлана павловна  Свута
28.02.2014 0 6947 895

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК