Учебная конференция для учащихся 8-ых классов "Изучая теорему Пифагора изучаем её историю"
Учитель: Рогачева Татьяна Викторовна
Место работы: ГБОУ СОШ №103
г. Санкт-Петербург
Учебная конференция для учащихся 8-ых классов
«Изучая теорему Пифагора, изучаем её историю
Цели:
расширить знания учащихся по вопросам истории математики;
обобщить и систематизировать знания о Пифагоре;
познакомить с разнообразными способами доказательства теоремы Пифагора;
обучать умению говорить перед аудиторией, вести дискуссии, оперировать фактами, обобщать, обоснованно отстаивать свою точку зрения.
воспитывать культуру речи;
создать условия, необходимые для развития информационных умений школьников;
Техническое оснащение: проектор мультимедиа, компьютер, экран.
Дидактическое сопровождение: презентации учащихся
ПРОГРАММА
учебной конференции
«Изучая теорему Пифагора, изучаем её историю»
25 декабря 2013 года
Основные доклады
Часть I. Что мы знаем о Пифагоре
Биография Пифагора. Слонихина Ангелина
Египетский период Пифагора. Гатовский Михаил
Школа Пифагора. Свинолобова Александра
Пифагорейское учение. Гармония в музыке.
Васильев Никита
Часть II. Теорема Пифагора и разнообразные способы её доказательства
История теоремы Пифагора. Кунст Эдвард
Разнообразные способы доказательства теоремы Пифагора. Чубарова Валерия
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
СООБЩЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
ДОКЛАДОВ
Мазур Алексей
Лебедева Ксения
Бонадыков Олег
Константинов Дмитрий
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ:
учитель математики Рогачева Т.В.
Подготовка конференции
Тема и время конференции сообщается перед началом изучения теоремы Пифагора. Разъясняютcя учащимся задачи конференции. Сообщаются темы докладов. Рекомендуются основные источники информации. Оговариваются правила использования информации из сети Интернет.
Темы докладов распределяются по желанию, однако можно изыскать возможность, чтобы поручить подготовку отдельных докладов таким учащимся, которые еще не выступали с докладами и сообщениями, не проявляли интереса к научно-популярной литературе.
Проведение конференции
Начать конференцию целесообразно с небольшого вступительного слова, в котором учитель напоминает основные задачи конференции, разъясняет порядок ее проведения; рекомендует внимательно прослушать доклады, по ходу докладов делать краткие записи в тетрадях. Записывать рекомендуется темы докладов, даты. После каждого доклада классу предоставляется возможность обратиться к докладчику с вопросами, сделать дополнения и уточнения, если они имеются у учащихся.
Если докладчик окажется не в состоянии ответить на вопросы, с которыми к нему обратились учащиеся, надо спросить, кто из присутствующих сможет ответить на эти вопросы. И только при условии, когда никто из учащихся не в состоянии будет ответить верно, это следует сделать самому учителю или предложить учащимся в качестве домашнего задания. Такая организация работы способствует повышению общей активности класса, создает предпосылки для развития инициативы и самостоятельности учащихся.
Конференцию целесообразно проводить в качестве заключительного урока по теме «Теорема Пифагора».
По традиции, в школе №103 эта конференция проводится в рамках «Недели теоремы Пифагора».
На проведение конференции планируется 45 минут урока.
На каждый доклад (сообщение) отводится 5—6 мин. Это докладчики должны знать заранее и учитывать при подготовке своих выступлений, которые должны быть четкими, краткими, выражать главное в рассматриваемом вопросе. С самого начала школьников надо приучать говорить своими словами, не сковывая себя конспектом. Вообще надо разъяснить учащимся, что работа над конспектом, планом выступления необходима в процессе подготовки доклада (или сообщения), чтобы выделить в нем главное, существенное, а во время выступления конспект должен быть закрыт. Выступающие могут воспользоваться только планом выступления.
Учащиеся по ходу конференции заполняют таблицу:
Тема доклада |
Интересные факты |
|
|
Во внеурочное время ребята принимают участие в создании газеты и размещают её в фойе школы. На следующем уроке учащимся предлагается пройти тест по теме «Пифагор и его теорема». Проверочный тест учитель составляет на основе материала, прозвучавшего на конференции.
Структура информационных умений школьников
Оценка развития информационных умений школьников:
Таблица 1
Уровни информационных умений
|
Состав умений
|
Базовый уровень |
. читать текст бегло, сознательно, выразительно; · самостоятельно делить текст на части и озаглавливать их; . выявлять главные мысли в прочитанном тексте; · составлять план к параграфу учебника; · находить в тексте ответы на вопросы, сформулированные учителем или содержащиеся в конце параграфа; · работать с оглавлением и предметным указателем; · работать с библиотечным каталогом; · работать с Интернетом; · составлять библиографию
|
Продуктивный уровень |
составлять план к рассказу учителя и учащихся на основе предложенных схем;
· составлять репродуктивные вопросы к тексту;
· выделять в тексте основные структурные элементы системы научных знаний (научные факты, понятия, законы, теории, методы научного исследования);
· пользоваться планами обобщенного характера в процессе самостоятельного изучения основных структурных элементов системы научных знаний
|
Творческий уровень |
· сравнивать, систематизировать и анализировать полученную информацию, полученную из различных первоисточников; · давать объективную оценку полученной информации;
· брать интервью; · вести научную дискуссию; · составлять научную статью и научный доклад по избранной теме
|
Таблица 2.
Уровни информационных умений
|
Содержание контролирующих заданий
|
Базовый уровень |
1. Составить список литературы по теме конференции, пользуясь Интернетом.
2. Составить краткий конспект докладов учащихся (контролируется заполнение первого и второго столбика таблицы 1).
3. Найти ответы на вопросы репродуктивного характера, предложенные учителем и другими учащимися по данной проблеме, в содержании доклада.
|
Продуктивный уровень |
1. Составить краткий конспект докладов других учащихся в форме предложенной таблицы 1.
2. Составить конспект дополнительных источников информации, включающий собственные замечания и дополнения.
3. Составить вопросы к докладчикам, рассчитанные на понимание и знание материала конференции.
4. Составить развернутый план выступления к каждому вопросу конференции.
|
Творческий уровень |
1. Сравнить и проанализировать изложение вопросов конференции в предложенной учителем литературе и в литературе, найденной самостоятельно.
2. Составить дискуссионные вопросы к выступлению докладчиков.
3. Выступить с научным докладом, быстро реагируя на вопросы и замечания аудитории.
4. Написать обзорную статью по данной теме
|
Для оценивания степени развития информационных умений школьников в ходе учебных конференций необходимо провести анализ следующей документации и работы учащихся:
· список литературы по теме конференции;
· текст доклада;
· план – конспект выступления по вопросам конференции;
· конспекты учащихся на конференции;
· публичные выступления учащихся;
· составление разноуровневых вопросов по теме конференции;
· устные ответы с места по предложенным вопросам;
· разработка медиапрезентаций по теме конференции;
· написание статьи для газеты «Пифагор и его теорема»
Полученные в результате баллы учащихся необходимо соотнести с уровневой структурой информационных умений и определить процентный состав степени развития информационных умений школьников.
Я не буду сейчас предлагать всем тексты выступлений моих учеников. Да этого и не надо. Ведь материала в Интернете и литературы в библиотеках предостаточно и оставим этот момент для творческой активности учащихся. Ведь к этому времени, когда дети в 8 классе, они должны хорошо уметь пользоваться разнообразными источниками информации, уметь отбирать главное в прочитанном тексте, составлять план выступления и т. д. А если что-то не получается, то здесь им на помощь придете вы. Да и сопровождающие выступления презентации наши ученики делают с большим удовольствием и достаточно качественно. Так что, дорогие учителя, рекомендую данное мероприятие провести с учащимися 8 классов. Считаю его увлекательным и интересным. Интересным не только на уроке, но и в процессе подготовки к нему. Желаю успеха.
Литература для подготовки к конференции:
Акимова С. Занимательная математика, серия “Нескучный учебник”.-С-Петербург.: Тригон, 1997.
Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.: Просвещение, 1981.
Журнал “Математика в школе”№ 4, 1991.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика. – М. , 1997.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рогачева Татьяна Викторовна
→ Tatiana1958 14.04.2014 1 2940 486 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.