Статья "Отработка умения решать задачи с помощью таблицы"
В работе представлена технология работы с карточками для учителя. Автор вместе с учащимися подготовила решения задач с помощью таблиц, взятых из сборников для подготовки к ОГЭ и оформила их в виде карточек. Такой способ работы с карточками поможет контролировать и обучать решению задач учащихся и облегчит работу учителю.
В традиционном российском школьном обучении математике текстовые задачи всегда занимали особое место. Знакомство с математическими задачами происходит ещё в начальной школе. Учащиеся знакомятся с понятиями, насколько и во сколько больше или меньше, учатся соотносить действия с их исполнителями – один рабочий потратил 2 часа, а двое (т.е. вместе) - 3 часа. Позже на смену обычной краткой записи приходит запись в виде таблицы. Это связано с большим количеством информации: даны и время, и скорость, и работа, и производительность, а так же более сложной постановкой вопроса, заставляющей выражать одну величину через другую. Умение решать задачи с помощью таблицы пригодится и при сдаче ОГЭ по математике.
Задачи на движение, работу, смеси и сплавы повсеместно и очень часто встречаются в экзаменационных работах 9-го и 11-го классов. Неумение решать их обходится для учеников потерей драгоценных баллов, может значительно повлиять на результаты экзамена в худшую сторону.
Чтобы учащиеся смогли решить задачу с помощью таблицы, надо чтобы они усвоили алгоритм заполнения таблицы. Он состоит в следующем:
- посмотри на вопрос и обозначь за х, то, что спрашивается в задаче;
- заполни данными 2 колонки, тогда третья «сама найдётся» (по формулам).
Изучив и поняв принцип заполнения таблицы, остаётся набить руку в решении разных задач.
Математик и педагог Д. Пойа писал, что «решение задач – это практическое искусство, подобно плаванию, или игре на пианино: вы можете научиться этому, только практикуясь. Если вы захотите научиться плавать, то вынуждены будете зайти в воду, а если вы захотите стать человеком, хорошо решающим задачи, вы вынуждены их решать».
Я предлагаю каждому учителю иметь в своём арсенале карточки, с помощью которых можно быстро проверить и объяснить учащимся решение любой задачи из приготовленных. Я вместе с учащимися подготовила задачи, взятые из сборников для подготовки к ОГЭ. Мы решили их, записали полное решение с помощью таблиц, создали из них карточки. Надеемся, что карточки при правильном использовании, помогут подготовиться к ОГЭ учащимся и обеспечат контроль при решении задач учителям.
По специальной линии разреза условие отделяется от решения.
Учитель разрезает карточки и выдает условие-текст ученикам. После того как ученики закончат работу учитель сверяет их решения с решениями во второй части карточки или же дает её ученику, чтобы тот выявил свою ошибку. Таким образом, это не только во многом облегчает работу учителя, но и упрощает процесс обучения.
Все задачи разделены и сгруппированы в несколько разделов. Их расположение даёт возможность отработать умение решать на схожих по условию задачах, что будет, способствует скорейшему пониманию технологии решения задачи.
К каждой задаче прилагается ответ и таблица с решением. Так ученик сможет проверить свои расчеты, а в случае ошибки сможет разобрать правильный способ решения.
Надеюсь, что данная технология работы с карточками поможет учителям научить решать задачи на движение, работу, концентрацию.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Неровнова Вера Владимировна
→ Рев8380 30.03.2017 0 2777 378 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.