Конспект и презентация к уроку математики "Умножение и деление десятичных дробей"; 5 класс

Конспект и презентация к уроку математики "Умножение и деление десятичных дробей"; 5 класс

Разработка открытого обобщающего урока по математике для 5 класса по теме "Умножение и деление десятичных дробей" включает в себя конспект урока, презентацию к уроку, раздаточный материал.

Цели урока: 

  • обучающие:обобщение знаний по теме «Умножение и деление десятичных дробей», закрепление умений и навыков умножения и деления десятичных дробей, овладение математической терминологией;
  • развивающие: развитие монологической речи и логического мышления учащихся, поддержание интереса к математике через межпредметные связи;
  • воспитательные: воспитание внимательности, активности и настойчивости в достижении цели, привитие навыков самостоятельной работы, воспитание чувства гражданственности и патриотизма, повышение мотивации к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

  • Предметные:ученик знает правила умножения и деления десятичных дробей, применяет их на практике при выполнении заданий различного типа;ученик умеет находить ошибки самостоятельно или с помощью, исправлять их.
  • Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Метапредметные:

  • коммуникативные:уметь высказывать точку зрения, пытаясь её обосновать, приводя аргументы, уметь принимать точку зрения другого.
  • регулятивные:определять цель учебной деятельности, обнаруживать и формулировать учебную проблему, работать по плану.
  • познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Тип урока: урок повторения и обобщения.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; маршрутные листы для индивидуальной работы, работы в парах и групповой работы учащихся, карточки для домашней работы,лист самооценки, набор лучиков и солнце для рефлексии.

План урока: 

  1. Сообщение темы и постановка целей урока – 6 мин.
  2. Актуализация знаний учащихся – 10 мин.
  3. Закрепление знаний – 20 мин.
  4. Подведение итогов урока, рефлексия – 3 мин.
  5. Домашнее задание – 1 мин.

ХОД УРОКА:
1. Сообщение темы и постановка целей урока [Сл. 1] 
Здравствуйте, ребята!
Все уроки, как люди, похожи и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон:
Ведь бывают уроки, как радостный праздник,
А бывают они, как мучительный сон.

Хотелось бы, чтобы вам, ребята сегодня было на уроке интересно. А, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:                                                                                                        
Я хороший,
Я всё знаю,
Я всё умею,
Я буду стараться,
У меня всё получится.

  • Поэтому, работая на уроке, мы будем придерживаться с вами строгости в рассуждениях и точности в изложении своих выводов.
  • Скажите мне, какую большую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках? (Умножение и деление десятичных дробей). А для чего нам вообще нужны десятичные дроби? 
  • Сегодня у нас заключительный урок перед контрольной работойпо этой теме. [Сл. 2]. Сформулируйте тему и цель урока.
  • Ребята, на уроке  вам предстоит побывать и в роли учителя, и в роли ученика. Сегодня результаты своей деятельности на уроке вы будете заносить в отдельный бланк – Лист самооценки. Давайте его рассмотрим! Подпишите его.(Подписывают фамилию и  имя). Обведите в рамку смайлик, который соответствует вашему настроению в начале урока.(Обводят в рамку выбранный смайлик).

В оценочных листах вы будете оценивать себя по степени участия в той или иной работе. Критерии оценивания: 1 балл заодно верно выполненное задание (решенный пример), 0 баллов, если задание выполнено неверно или с ошибками.

Работать вы будете индивидуально, в парах и в группах.Тетради вам сегодня не понадобятся, а все задания вы будете выполнять на маршрутных листах (белый лист – для индивидуальной работы, голубой-для работы в парах и жёлтый - для групповой работы). [Сл. 3]

[Сл. 4] Урок наш будет не простой, мы с вами  отправимся в путешествие. А, куда именно вы узнаете, если правильно установите соответствие между обыкновенной дробью и равной ей десятичной дробью. 
 
Наша малая родина - это Иркутская область. И предметом особой гордости для нас является озеро Байкал. Организация ЮНЕСКО учредила 506 природных объектов всемирного наследия, среди которых и озеро Байкал. Байкал – одно из древнейших озер мира: ему около 25 млн. лет. «Священный Байкал», «Сердце Сибири», «Сердце Земли» – далеко не полный перечень поэтических названий этого чудесного озера, расположенного на юге Восточной Сибири.Одно из преданий гласит, что сотворив Сибирь, Господь Бог обронил здесь одну из своих любимых драгоценностей – жемчужину необыкновенной красоты. Поэтому Байкал нередко называют «жемчужиной Сибири».

Наше путешествие будет увлекательным и познавательным.  Во время путешествия мы будем с вами делать остановки, на которых узнаем интересные факты о  Байкале.

А что нужно взять с собой в путешествие? (Знания, которые понадобятся для дальнейшего путешествия).Вот и мы с вами соберём рюкзак знаний.

3. Актуализация опорных знаний
Давайте вспомним правила. [Сл. 6] 
1. Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:
1) выполнить _____________не обращая внимания на __________;
2) отделить ___________ столько цифр _________, сколько их стоит _________ запятой в _____________________ вместе.

А теперь применим это правило на практике. 
Задание 1.Закончите запись умножения чисел, поставив в ответе запятые [Сл. 7]

  1. 0,4 ∙ 7,1 = 284    (2,84)
  2. 23 ∙ 0,3 = 69    (6,9)
  3. 0,5 ∙ 80 = 400    (40)
  4. 2,69 ∙ 3,54 = 95226    (9,5226)
  5. 18,3 ∙ 1,5=2745    (27,45)

Выполните самопроверку. Поставьте оценку в соответствии со следующими критериями: 1 балл за одно верно выполненное задание (решенный пример), 0 баллов, если задание выполнено неверно или с ошибками.

Поднимите руки те, кто набрал 5 баллов, 4, 3, 2.
Какие ошибки можно допустить в подобных этому заданиях? Как их избежать?
[Сл. 8-9]  А сейчас ещё два правила.
1)    Умножить число на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. – это то же самое, что ____________ его на ___________________.
Чтобы умножить число на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д., надо перенести запятую  ________на столько цифр, сколько ________ стоит перед единицей в множителе.
2)    Разделить число на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. – это то же самое, что ____________ его на ___________________.
Чтобы разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д., надо перенести в ней запятую  ________на столько цифр, сколько ________ стоит перед единицей в ___________.
Задание 2:  Сделай вывод о правильности приведённого ответа, верный ответ отметь знаком «+», неверный ответ – знаком «-».[Сл. 10]
 
1)    16,45 ∙ 0,1 = 1,645;
2)    0,3 : 0,01 = 0,003; 
3)    24 ∙ 0,01 = 0,024;
4)    0,45 : 0,001 = 450;
5)    7,6 : 0,1 = 0,76.
 
Обменяйтесь с соседом по парте листочками для взаимопроверки. Сверьте ответы с эталоном на слайде и оцените работу соседа по тем же критериям:1 балл за одно верно выполненное задание (решенный пример), 0 баллов, если задание выполнено неверно или с ошибками.

Какие ошибки можно допустить в подобных этому заданиях? Как их избежать?
И еще одно правило. [Сл. 11]
Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:
1) в __________ и ___________ перенести запятую ________ на столько цифр, сколько их _______ запятой в __________;
2) выполнить деление на ____________ число.
Задание 3: Найди ошибку[Сл. 12]
    _    1    2,    0    2    4    2,    4                _    1    9,    3    2    8,    4        
        1    2    0            5,    1                    1    6    8        2    3        
            _    0    2    4                            _    2    5    2                
                    2    4                                2    5    2                
                        0                                        0                
                                                                                
                                                                                
    _    4,    8        0,    1    2                    _    0,    1    8    2    1,    3         
        4    8        4                                    0            0,    1    4    
            0                                        _    1    8                    
                                                        1    3                    
                                                        _    5    2                
                                                            5    2                
        •                                                            0                
                                                                                
(Разобрать решение данных примеров на магнитной доске с маркерами)
Ответы: 5, 01; 2,3; 40; 0,14

Какие ещё ошибки можно допустить в подобных этому заданиях? Как их избежать?
А теперь вспомним, что называется средним арифметическим нескольких чисел. [Сл. 13]
Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления _________ этих чисел на ___________ слагаемых.

 Ну вот, теперь наш рюкзак собран. Какие знания мы с собой взяли в путешествие?

4. Закрепление умений и навыков
Ну а теперь отправляемся с вами в путешествие,и на первой остановке  вы узнаетекакова глубина озера Байкал в метрах.[Сл. 14-15]
Для этого вы должны  выполнить следующее задание.

Задание 4:Найдите значение буквенного выражения (a + b) ∙ c, если a = 9,2; b = 7,17; c = 100.
(9,2 + 7,17) ∙ 100 = 1637 (м)

Оцените себя. Если вы задание выполнили верно, то поставьте себе 5 баллов, если неверно – 0 баллов.

Берега озера расходятся со скоростью до 2 см в год, и в отдаленном будущем оно вполне может превратиться в настоящий океан.Вода в Байкале темно-синего цвета; прозрачность достигает более 40 метров. Зимой озеро замерзает. Лед становится прозрачным: через него достаточно хорошо видно на глубину 8-10 метров. Для того чтобы наполнить байкальскую котловину, потребуется вода всех рек земного шара, но это можно было бы сделать за 300 дней.

Физкультминутка [Сл. 16] 
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И работать  начинаем.

А сейчас у нас следующая остановка, на которой мы узнаем ширину озера Байкал. Для этого вы должны  выполнить задание, работая в парах.
Задание 5. Выполните задание по инструкции [Сл. 17].

5,3    0,9    15
4,8    0,5    40
5,1    0,7    35

  1. Выберите из первого столбца наибольшее число.
  2. Выберите из второго столбца наименьшее число.
  3. Найдите среднее арифметическое чисел, стоящих в третьем столбце.
  4. Найдите произведение этих чисел.

Ответ: 5,3 ∙ 0,5 ∙ 30 = 79,5 км. (Проверка щелчком по одноименному слову)
Оцените свою работу в паре по пятибалльной шкале.
На следующей остановке вы узнаете об эндемиках Байкала. [Сл. 18]
Эндемик – это представитель животного или растительного мира, который встречается только в данной местности или на ограниченной территории. Примерами эндемиков Байкала являются Баргузинский соболь и байкальский омуль.

Чтобы разгадать другие эндемики, вы в группах поиграете в лото. Решите данные примеры, разложите их в нужные клетки таблицы с ответами, перевернув карточку картинкой вверх. У вас должна сложиться картинка с изображением эндемика, которого вы должны будете назвать.
Таблица с ответами (А4)
51    1,218    10,3
0,052    5,4    316
Изображение эндемикас заданиями(А4) разрезаем на 6 частей.
25,5 : 0,5    2,03 ∙ 0,6    7,21 : 0,7
1,3 ∙ 0,04    1,08 : 0,2    3,16 : 0,01

[Сл. 19-22]  Ответы: голомянка, байкальская нерпа, эпишура.
Оцените по пятибалльной шкале свою работу в группе. 

Голомянка
Самая удивительная рыба Байкала. Это единственная живородящая рыба, обитающая здесь. Она мечет не икру, а живых детенышей. Тело голомянки состоит на 30% из жира, поэтому кажется почти прозрачным – сквозь хвостовую часть этих рыбок можно читать книги с крупным шрифтом. Голомянка – розовато – белая, полупрозрачная, не имеющая чешуи рыбка с воздушными длинными плавниками. В озере обитает два вида голомянок – большая и малая. Большие голомянки могут вырастать до 25 сантиметров, малые не превышают 15 сантиметров. Оба вида встречаются на разных глубинах, вплоть до самого дна. Голомянка является основным кормом для байкальских нерп.

Байкальская нерпа
Это один из трех пресноводных видов тюленя в мире, встречающийся именно на Байкале. Нерпа является негласным символом Байкала. Живут нерпы примерно до 55 лет, достигая длины до 1,8 метра, а веса до 130 кг. Детенышей выкармливают и выращивают на берегу. Самое известное место скопления и обитания нерп, где можно увидеть основное лежбище нерп — Ушканьи острова.

Эпишура
Главная еда удивительной байкальской рыбки голомянки. Рачок эпишура, питающийся бактериями и планктонными водорослями, составляет до 90% массы зоопланктона Байкала. Этот байкальский эндемик живет в открытых водах Байкала, предпочитая холодные районы, и неустойчив к перепадам температур. Так, при повышении температуры до 12 градусов и выше — этот рачок гибнет.Размер тела взрослого рачка составляет всего 1,5 мм. При этом эти рачки в год фильтруют от 500 до 1000 кубических км и более воды, что в 10-15 раз превышает объем годового притока из всех рек, впадающих в Байкал.

На последней остановке вы узнаете количество заработанных вами баллов за урок и определите средний балл.

Поднимите руки, у кого сумма баллов от 27 до 30 или среднее арифметическое – 4,5-5 баллов, поставьте себе «5». А теперь те, у кого сумма баллов от 21 до 26 или среднее арифметическое – 3,5-4,4 балла, поставьте себе «4». У кого количество баллов менее 26 баллов или среднее арифметическое менее 3,5 баллов. Оценку «3» за урок мы сегодня не будем выставлять, но я думаю, что вы еще должны подучить правила и поработать по данной теме.

5. [Сл. 24]  Домашнее задание (карточка):
1)    Поставьте там, где это нужно запятые, чтобы равенство стало верным.
а)    9,6 ∙ 0,25 = 24 
б)    548 ∙ 2,1 = 11,508 
в)    241 ∙ 0,85 =20,485

2)    Вычислите удобным способом.
а)    3,8 ∙ 2,5 ∙ 4
б)    1,25 ∙ 7,9 ∙ 8
в)    0,5 ∙ 78,6 ∙ 20

3)    Творческое задание: придумать рекламу, стихотворение, загадку, сказку о десятичных дробях, составить кроссворд, ребус. (Выбор осуществить самостоятельно).

6. Итоги урока,рефлексия.

Наше путешествие подошло к концу. Отметьте в оценочных листах ваши впечатления, ощущения от урока.
На уроке я работал        активно/пассивно    Материал урока мне был    понятен/непонятен
Своей работой я        доволен/недоволен        полезен/бесполезен
Урок для меня показался    коротким/длинным        интересен/неинтересен
За урок я        не устал/устал    Домашнее задание    легкое/трудное
Мое настроение    стало лучше/стало хуже        интересное/неинтересное

[Сл.25] Ребята, когда вы будете уходить с урока,  выберите один из лучиков, лежащих у вас на столе, прикрепите к  незавершенному солнышку и выразите своё отношение к сегодняшнему уроку.
[Сл. 26] Урок окончен. Всем спасибо.

ЛИТЕРАТУРА
Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6. – М.: Мнемозина, 2007. 


Полный текст материала Конспект и презентация к уроку математики "Умножение и деление десятичных дробей"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сутырина Татьяна Александровна  Публикатор
05.09.2018 1 8305 1067

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК