Статья "Методические рекомендации по изучению теоремы Виета"
Методические рекомендации по изучению теоремы Виета
Ефимова Галина Павловна
Заместитель директора по УВР, учитель математики
МБОУ "ЦО № 22 - Лицей искусств" город Тула, Тульская область
Афоризм Виета «Искусство, которое я излагаю, ново или по крайней мере было настолько испорчено временем и искажено влиянием варваров, что я счел нужным придать ему совершенно новый вид.»
Большое значение при решении квадратных уравнений имеет теорема Виета, позволяющая решать многие квадратные уравнению устно.
На изучение теоремы отводится 2 часа, хотя она заслуживает большего внимания.
На первом уроке знакомим учащихся с самой теоремой. Для этого на примере конкретного уравнения, например - 7x + 10 = 0 находим корни по известной формуле. Получаем = 2, = 5.
Беседа с учащимися:
Найдите сумму корней данного квадратного уравнения
+ = 2 + 5 = 7.
Сравните сумму со вторым коэффициентом. Сделайте вывод.
Вычислите произведение корней
· = 2 · 5 = 10.
Сравните произведение со свободным членом. Сделайте вывод.
Итак, получаем, что
+ = 7 = - p
· = 10 = q
Случаен ли полученный результат?
Докажем, что для любого приведённого квадратного уравнения будет справедливо данное утверждение.
Итак, имеем приведенное квадратно уравнение + px + q = 0, тогда его корни = , = .
+ = + = = = - p
· = · ( ) = = = = q
В ывод: + = 7 = - p,
· = 10 = q.
Далее формулируем обратную теорему.
Применить теорему обратную теореме Виета для нахождения корней следующих уравнений:
- 4x + 3 = 0;
- 10x + 9 = 0;
- 2x - 35 = 0;
- 4x - 60 = 0;
+ 7x + 10 = 0;
- x - 56 = 0;
- x - 12 = 0.
А как быть, если квадратное равнение не приведенное, а полное?
Тогда a + bx + c = 0 приведём к виду + x + = 0. Для полного квадратного уравнения теорема Виета принимает вид
+ = - ,
· = .
На сколько важна данная теорема в математике говорит стихотворение:
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого?
Умножишь ты корни, а дробь уж готова -
В числителе с, в знаменателе а.
А сумма корней тоже дроби равна:
Хоть с минусом дробь эта, что за беда,
В числителе b в знаменателе а.
Полезно предложить учащимся задания типа:
1. Составить квадратное уравнение по известным их корням
3 и 5; 4 и -7; -6 и -2; -1 и -3;
|
и ; и - ; - и - ; и - . |
Получившиеся уравнения 5, 6, 7, 8 - следует упростить и привести к виду a + bx + c = 0.
2. Не решая следующих уравнений, определите знаки корней
- 6x + 5 = 0; + 4x - 5 = 0; + 20x + 19 = 0 |
2 + 5x + 2 = 0; 3 + 8x - 4 = 0; 4 - 10x + 5 = 0. |
На втором уроке обязательно нужно ознакомить ребят с двумя следствиями из теоремы Виета, хотя наши современные учебники и программы это не предусматривают.
Рассмотрим эти следствия.
Пусть дано уравнение a + bx + c = 0. Используя теорему Виета, определите при каких условиях один из корней уравнения равен 1? Чему равен второй корень?
Итак, если = 1, то легко найти , т. к. · = , то · 1 = , значит = .
Тогда + = - , подставим и , получим 1 + = - и преобразуем: 1+ + = 0, = 0. Отсюда получаем, что a + b + c = 0.
I следствие формулируется так:
Если в квадратном уравнении a + b + c =0, = 1, а =
Аналогичным образом получаем II следствие:
Если в квадратном уравнении a - b + c =0, = - 1, а = -
На применение теоремы Виета можно предложить учащимся устно найти корни уравнений:
+ 17x - 18 = 0; 2 - x + 3 = 0; - 39x - 40 = 0; 14 - 17x + 3 = 0; 100 - 97x - 197 = 0; |
+ 23x - 24 = 0; 5 - x - 6 = 0; - 37x - 38 = 0; 13 - 18x + 5 = 0; 100 - 83x - 183 = 0. |
А письменно решить уравнение:
+ 6(5x + 1) - 7 = 0.
Ребята легко видят, что 5x + 1можно заменить переменной y. Тогда уравнение примет вид:
+ 6y - 7 = 0;
поэтому = 1, = -7, так как a + b + c =0 (1 + 6 - 7 = 0). Поэтому
5x + 1 = 1 и = 0 или 5x + 1 = -7 и = - .
Ответ: = 0, = - .
Когда учащиеся уже будут достаточно свободно владеть теоремой Виета и обратной теоремой, следствиями из теоремы Виета, им можно предложить задания более интересного содержания.
1. Уравнение + 3x + m = 0 имеет корни и . При каком значении m
разность корней будет равна 6;
сумма квадратов корней будет равна 34;
разность квадратов корней будет равна 30?
2. Не решая уравнения - 2x - 15 = 0 вычислить:
сумму квадратов его корней;
разность квадратов его корней;
сумму кубов его корней;
разност кубов его корней;
+ .
Образец рассуждения может быть следующим:
для уравнения - 2x - 15 = 0 + = 2, · = -15, тогда + = - 2 = - 2·(-15) = 4 + 30 = 34.
3. Решить уравнение
+ px + 21 = 0, зная, что сумма квадратов его корней = 58;
- 8x + q = 0, зная, что сумма квадратов его корней равна 34;
4. Не вычисляя и для уравнения 3 + 8x - 1 = 0, найти
+ ;
+ ;
+ ;
+ .
5. В уравнении - 4x + m = 0 сумма квадратов корней равна 16, Найдите m.
6. Для уравнения - 3x + 2 = 0, не решая его, составить новое уравнение, корни которого были бы кубами корней данного уравнения.
Данные упражнения и аналогичные им, конечно, не следует все выдать за два урока. Их модно предлагать и в качестве дополнительных вопросов более подготовленным учащимся, и на последующих уроках при изучении дробных рациональных уравнений. Главное не просто изучить теорему Виета, а отработать навыки её применения. Тогда при дальнейшем изучении алгебры не будут вызывать задания:
( + ) · (1 - );
( - ) · ( - 3x + 2);
( - ) · .
Их уже можно решать полуустно.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ефимова Галина Павловна
→ Публикатор 22.10.2018 2 2520 66 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.