Конспект урока математики "Задачи на проценты"; 6 класс
|
Технологическая карта урока по теме «Задачи на проценты» |
ФИО: |
Юртина И.В. |
Должность: |
учитель математики |
Место работы: МБОУ СОШ № 32
Предмет: математика. Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений.-М.: Мнемозина, 2013.
Уровень образования: высшее
|
Цели деятельности учителя |
|
|
Главная дидактическая цель: формировать представление о проценте; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Формировать УУД: |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Личностные: Создание педагогических условий для формирования у учащихся положительной мотивации к учебе, умения преодолевать трудности, чувства |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
коллективизма, взаимовыручки и уважения друг к другу, умения вести диалог, аккуратности. |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Метапредметные: Формирование умения ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность, умения классифицировать объекты, создавать, |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
применять и преобразовывать модели, повышать алгоритмическую культуру учащихся, развивать логическое мышление, познавательную активность и |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
навыки научной речи. |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Предметные: Уметь классифицировать задачи на проценты по трем типам правил, решать одношаговые задачи на проценты, применять полученные знания |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
при решении более сложных задач. |
|
|||
|
Планируемые |
|
|
|
Предметные: знают три типа задач на проценты и алгоритм решения этих задач; умеют использовать алгоритм при решении задач; умение полно и точно |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
выражать свои мысли; умеют решать одношаговые задачи на проценты; |
|
||||
|
образовательные |
|
|||||||||
|
результаты |
Личностные: имеют возможность к саморазвитию и самосовершенствованию; проявляют познавательную инициативу в оказании помощи товарищам, . |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Метапредметные: |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
регулятивные: умеют планировать цель ,деятельности на уроке; работают по инструкции; распределяют деятельность в групповой работе; намечают |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
способы устранения ошибок; анализируют собственную работу и работу товарищей; умеют оценивать уровень своих знаний по теме и выбирать |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
соответствующие задания для выполнения; оценивают результаты учебной деятельности, определяют степень успешности своей работы, умеют осуществлять |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
контроль своей деятельности, адекватно воспринимают оценку своей деятельности. |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
коммуникативные - уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; аргументировать свое мнение и позицию; |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
познавательные - умеют выбирать методы для решения задачи; устанавливать цепочку действий для выполнения задания; |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные понятия |
|
|
Процент, его обозначение, три типа задач |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ресурсы |
|
|
Учебник , презентация «Задачи на проценты» |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма организации учебной |
|
Фронтальная, индивидуальная, парная |
|
|
||||||
|
деятельности |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
|
Формируемые УУД |
|
|
№ |
Этап урока |
|
|
|
|
|
||
|
|
(в мин.) |
|
|
|
|
||
|
|
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные, |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
личностные |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Мотивация к |
Приветствует учеников. Перед |
Приветствуют учителя. |
|
Умение осознанно и |
Организация |
Умение слушать и |
|
|
учебной |
объяснением материала учащимся |
Знакомятся с выданными |
|
произвольно |
своей деятельности |
вступать в диалог, |
|
|
деятельности и |
раздается лист рефлексии и листы с |
листами. |
|
строить речевое |
Целеполагание. |
мотивация учения. |
|
|
целеполагание |
самостоятельной работой. |
Определяют тему и цель урока |
2 |
высказывание в |
|
Умение слушать и |
|
|
|
Демонстрация кластера. |
|
устной форме, |
|
вступать в диалог, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
Вместе с учениками определяет |
|
|
формирование |
|
участвовать в |
|
|
|
цель урока, акцентирует внимание |
|
|
интереса к данной |
|
коллективном |
|
|
|
учащихся на значимости темы. |
|
|
теме |
|
обсуждении. |
|
2 |
Актуализация и |
Вступительное слово учителя. |
Участвуют в беседе с учителем, |
|
Структурирование |
Контроль и оценка |
Организовывать и |
|
|
фиксирование |
Показывает разнообразие задач на |
отвечают на поставленные |
|
собственных знаний |
процесса и |
планировать учебное |
|
|
индивидуального |
проценты, решаемые в жизни, |
вопросы, решают задачи на |
|
|
результатов |
сотрудничество с |
|
|
затруднения в |
затем предлагает вспомнить три |
проценты, приводят примеры |
8 |
|
деятельности. |
учителем и |
|
|
пробном действии |
основные задачи на проценты. |
|
|
|
|
сверстниками, |
|
|
|
|
|
|
|
|
оценивание учебного |
|
|
|
|
|
|
|
|
материала. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Проверка умений |
Комментирует и направляет |
Один ученик около доски, |
|
Смысловое чтение, |
Планирование, |
Умение слушать и |
|
|
учащихся |
работу учащихся |
остальные в тетради решают |
|
анализ, |
исследование |
вступать в диалог, |
|
|
применять знания в |
|
задачи |
|
аргументация, |
своей деятельности |
строить речевые |
|
|
стандартных |
|
|
5 |
знаково- |
для решения |
конструкции, |
|
|
условиях |
|
|
символьные |
поставленной |
формировать |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
действия, выбор |
задачи и контроль |
готовность к |
|
|
|
|
|
|
эффективного |
полученного |
самообразованию |
|
|
|
|
|
|
способа решения |
результата |
|
|
4 |
Физ.минутка |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Применение знаний |
Комментирует и направляет |
Учащиеся работая в парах, |
|
Решение |
Планирование, |
Умение слушать и |
|
|
в измененных |
работу учащихся |
решают предложенные задачи. |
|
нестандартных |
исследование |
вступать в диалог, |
|
|
условиях с целью |
|
|
|
задач |
своей деятельности |
строить речевые |
|
|
формирования |
|
|
5 |
|
для решения |
конструкции, |
|
|
умений |
|
|
|
поставленной |
формировать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
задачи и контроль |
готовность к |
|
|
|
|
|
|
|
полученного |
самообразованию |
|
|
|
|
|
|
|
результата |
|
|
6 |
Этап первичного |
Выступает в роли тьютора для |
Учащиеся работая |
15 |
Выделение и |
Планирование |
Умение работать |
|
|
осмысления и |
слабых учащихся, организовывает |
самостоятельно, решают |
|
формулирование |
своей деятельности |
самостоятельно |
|
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
|
Формируемые УУД |
|
|
№ |
Этап урока |
|
|
(в мин.) |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
личностные |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
закрепления знаний |
контроль за процессом решения |
предложенные задачи. |
|
познавательной |
для решения |
|
|
|
|
задач |
|
|
цели, рефлексия |
поставленной |
|
|
|
|
|
|
|
способов и условий |
задачи, контроль |
|
|
|
|
|
|
|
действия. |
полученного |
|
|
|
|
|
|
|
Анализ и синтез |
результата, |
|
|
|
|
|
|
|
объектов |
коррекция |
|
|
|
|
|
|
|
|
полученного |
|
|
|
|
|
|
|
|
результата, |
|
|
|
|
|
|
|
|
саморегуляция |
|
|
7 |
Рефлексия |
Выявляет качество и уровень |
Анализируют свою работу, |
|
Построение |
Умение |
Умение выражать |
|
|
|
усвоения знаний, а также |
выражают вслух свои |
|
речевого |
самостоятельно |
свои мысли, |
|
|
|
устанавливает причины |
затруднения и обсуждают |
|
высказывания в |
адекватно |
разрешать |
|
|
|
выявленных ошибок. Учитель |
правильность решения задач |
|
устной форме, |
анализировать |
конфликтные |
|
|
|
отмечает, в какой мере достигнуты |
|
3 |
рефлексия способов |
правильность |
ситуации; |
|
|
|
цели, выполнены задачи урока; |
|
и условий действия |
выполнения |
формирование |
|
|
|
|
говорит о дальнейшем плане |
|
|
|
действий и вносить |
позитивной |
|
|
|
изучения темы; выставляет |
|
|
|
необходимые |
самооценки |
|
|
|
ученикам оценки за урок. |
|
|
|
коррективы, |
|
|
|
|
|
|
|
|
элементы волевой |
|
|
|
|
|
|
|
|
саморегуляции |
|
|
8 |
Домашнее задание |
Задает домашнее задание |
Учащиеся записывают |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
домашнее задание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
|
|
|
|
|
|
|
Деятельность ученика |
|
||||||||
I.Этап |
Какую большую тему мы начали изучать на уроках? |
Учащиеся отвечают: «Процент». |
|
|||||||||||||||
мотивации и |
Учитель демонстрирует кластер. |
|
|
|
|
Заполняют кластер. |
|
|||||||||||
целеполагания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Выражение процента |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
Определение |
|
десятичной дробью |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
процента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выражение числа в |
|
|
|
|||||
|
Нахождение |
|
|
|
Процент |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
процентах |
|
|
|
|||||||||||
|
процента от |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
числа |
|
|
|
|
|
|
Нахождение |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
процентного |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
Нахождение |
|
Решение задач |
|
отношения |
|
|
|
|||||||||
|
|
числа по его |
|
на проценты |
|
чисел |
|
|
|
|||||||||
|
|
процентам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
Как вы думаете, что мы должны научиться решать, применяя |
Формулируют тему урока «Решать задачи.» |
|
|||||||||||||||
|
полученные знания? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
Нужно ли изучать данную тему? Почему? Какое практическое |
Дети называют ассоциативный ряд: процент: сто, дроби, |
|
|||||||||||||||
|
применение? |
|
|
|
|
|
|
|
деление, умножение, процент вклада в банке, жирность |
|
||||||||
|
|
|
В современных условиях рыночных отношений мы |
молока, процентные ставки, статистические данные и т.п. |
|
|||||||||||||
|
правильно должны уметь обращаться с деньгами, выбирать |
|
|
|||||||||||||||
|
сберегательные банки, где нам будут предоставлять вклады по |
Учащиеся высказывают о практическом применении |
|
|||||||||||||||
|
более высоким процентным ставкам. В повседневной жизни |
процентов, исходя из собственного опыта |
|
|||||||||||||||
|
встречается очень много задач на нахождение процентного |
|
|
|||||||||||||||
|
отношения чисел, и не только денежных. Полученные знания |
|
|
|||||||||||||||
|
на уроках математики вам помогут в дальнейшем при |
|
|
|||||||||||||||
|
решении задач по химии, физике. При сдаче ГИА, ЕГЭ |
|
|
|||||||||||||||
|
обязательно предлагают текстовые задачи на проценты. |
|
|
|||||||||||||||
|
Поэтому, наша цель, научиться решать их уже сейчас, и в |
|
|
|||||||||||||||
|
дальнейшем уметь применять полученные знания. |
|
|
II. Актуализация |
|
Что называют процентом? |
|
Дети, выполняя устно задания, называют ответы и по |
и фиксирование |
|
Как выразить число в процентах? |
предложению учителя их комментируют |
|
индивидуальног |
Как выразить проценты десятичной дробью? |
|
||
о затруднения в |
1)Для каждой фразы левого столбца подберите |
|
||
пробном |
соответствующую фразу правого столбца: |
|
||
действии |
1. |
100% учащихся школы |
а) половина всех учащихся |
|
|
2. |
25% учащихся школы |
б) все учащиеся школы |
|
|
3. |
10% учащихся школы |
в) четверть всех учащихся |
|
|
4. |
50% учащихся школы |
г) десятая часть всех учащ |
|
|
2)Вырази десятичной дробью: 20%, 58%, 4%, 32%, 120%, |
|
||
|
2,3%, 360%, 5%, 200%. |
|
|
|
|
3)На пришкольном участке ребята посадили огурцы, |
|
||
|
помидоры и картофель. Огурцами было занято 8% площади |
|
||
|
участка, помидорами – в 3 раза больше, а остальное |
|
||
|
картофелем. Ответь на вопросы: |
|
|
|
|
4) Воздух – это смесь различных газов. Азот составляет |
|
||
|
75,5% массы воздуха, кислород – на 52,4 % меньше, чем |
|
||
|
азот, остальное– водород, углекислый и другие газы. Ответь |
|
||
|
на вопросы: |
|
|
IV.Проверка |
Нахождение количества процентов от числа |
Фронтальная работа учащихся. |
|
умений |
|
|
|
|
|
|
|
учащихся |
Найт и: |
|
|
применять |
1) 6% от 100 |
|
|
знания в |
2)18% от 4000 |
|
|
3)120% от 20 |
|
|
|
стандартных |
4)140% от 40 |
|
|
условиях |
Задачи: |
|
|
|
|
|
-
В лыжной секции занимают ся 40учеников, из них 35%-девочки. Сколько мальчиков занимает ся в лыжной секции?
-
В кафе завезли 40кг конфет . Из них 36%
«Ласт очка», а 24%«Ромашка», а ост альные «Красный
мак». Сколько килограммов
«Красного мака» завезли в кафе?
Нахождение числа по значению его процент а:
Найти число
-
если 1% эт ого числа равен 43
-
если 6% эт ого числа равны 12
-
если 9% эт ого числа равны 27 9
-
если 220% эт ого числа равны 11
Задача:
-
На выст авку дет ского рисунка от обрали 72 работ ы, чт о сост авляет 24% всех рисунков. Сколько всего было сделано рисунков?
-
Карт офель содержит 21% крахмала. Сколько пот ребует ся карт офеля, чт обы получит ь 12,6кг крахмала?
|
|
Нахождения процента по значению части: |
|
||
|
|
Найти: |
|
||
|
|
Сколько процент ов число 7 от 14? |
|
||
|
|
Сколько процент ов сост авляет число 40 от 4? |
|
||
|
|
Сколько процент ов сост авляет число 12,30 от 49,2? |
|
||
|
|
Сколько процент ов сост авляет число 40 от 0,04? |
|
||
|
|
Задача: |
|
||
|
|
1)При обработ ке 80 т риса получили 60 т крупы |
|
||
|
|
Найдит е процент выхода крупы при обработ ки риса. |
|
||
|
|
2)За день Пет я выкопал 12 вёдер карт офеля вмест о |
|
||
|
|
намеченных 15. Сколько процент ов ост алось не |
|
||
|
|
выполнено? |
|
||
|
|
|
|
||
III.Физкульт- |
Раз - подняться, потянуться |
Учащиеся меняют вид деятельности, выполняют |
|||
минутка |
Два - нагнуться, разогнуться |
физические упражнения согласно предложенным |
|||
|
Три - в ладоши, три хлопка, |
действиям |
|||
|
Головою три кивка |
|
|
|
На четыре - руки шире. |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
Пять руками помахать. |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
Шесть - на место тихо сесть. |
|
|
|
|
|||||||
IV. Применение |
|
Учитель предлагает решить следующую задачу: |
Выполнение заданий в парах: |
|
|||||||||
знаний в |
|
Выясните, что выгоднее: |
|
|
30000*0,08=2400 |
|
|||||||
измененных |
|
Положить в банк на год 30000 рублей под 8% годовых? или |
40000*0,07=2800 |
|
|||||||||
нестандартных |
|
Положить в банк на год 40000 рублей под 7% годовых? |
Выгодней второй вариант. |
|
|||||||||
условиях с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
целью |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
формирования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
умений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
V. Этап |
|
Самостоятельная работа: |
|
|
|
Выполняют самостоятельную работу |
|
||||||
первичного |
|
|
Вариант 1 |
|
|
Вариант 2 |
|
|
|
||||
осмысления и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
закрепления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
№ 1. Найдите 45% от 320 рублей. |
№ 1. Найдите 46% от 750 рублей |
|
|
|
||||||||
знаний |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
№ 2. За контрольную работу по |
№ 2. На клумбе посадили 36 луковиц |
|
|
|
|||||||
|
|
математике отметку «5» получили |
тюльпанов, это 48% всех купленных |
|
|
|
|||||||
|
|
8 учеников, что составляет 40% |
луковиц. Сколько всего луковиц |
|
|
|
|||||||
|
|
всех учеников. Сколько учеников |
купили? |
|
|
|
|||||||
|
|
в классе? |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
№ 3. |
В |
марте в |
типографии |
№ 3. В сентябре издательство выпустило |
|
|
|
||||
|
|
отпечатано |
1600 |
экземпляров |
1400 экземпляров журнала, а в мае – на |
|
|
|
|||||
|
|
газеты, а в апреле – на 20% |
30% больше. Определите: а) на сколько |
|
|
|
|||||||
|
|
меньше. |
|
Определите: |
а) на |
увеличилось в мае число экземпляров |
|
|
|
||||
|
|
сколько |
уменьшилось в |
апреле |
этого журнала; б) сколько экземпляров |
|
|
|
|||||
|
|
журнала выпустили в мае. |
|
|
|
||||||||
|
|
число экземпляров этой газеты; б) |
|
|
|
|
|||||||
|
|
сколько экземпляров газеты было |
|
|
|
|
|||||||
|
|
отпечатано в апреле. |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
VI.Рефлексия |
|
Подумайте о своей работе на уроке и оцените её. |
Ребята оценивают свою работу на уроках, делают |
|
|||||||||
|
|
На столах лежат маленькие листочки, возьмите их и поставьте |
выводы, достигли ли они своих целей на уроке, |
|
|||||||||
|
|
один из знаков: +, –, ±. |
|
|
|
высказываются о трудностях, возникших в ходе решения |
|
||||||
|
|
+ мне всё понятно; |
|
|
|
задач, о важности и необходимости умения решать задач |
|
||||||
|
|
– ничего не понимаю; |
|
|
|
на проценты. |
|
||||||
|
|
± есть некоторые сомнения |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
VII. |
|
Подготовьте творческую работу по одной из предложенных |
Учащиеся записывают задания на дом, слушают |
|
|||||||||
Информация о |
|
тем: |
|
|
|
|
|
|
комментарии учителя. |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
домашнем |
Проценты в окружающем нас мире; |
|
задании |
Исследование по теме: «Проценты и действия над |
|
|
ними в профессиях родителей»; |
|
|
Сочините сказку (стихотворение, кроссворд, и т.д.) |
|
|
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Юртина Ирина Вячеславовна
→ Публикатор 07.11.2019 0 1234 41 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы